logo
Билеты МЭИ

34. Экономическая интеграция в Северной Америке. Предпосылки, цели и особенности североамериканской интеграции.

17 декабря 1992 г. было подписано Соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), вступившее в силу 1 января 1994 г.

НАФТА открыло путь к созданию единого континентального рынка и свободы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Соглашение подразумевало слияние трех национальных рынков и образование зоны свободной торговли с населением более 375 млн. человек, совокупным валовым продуктом в сумме около 9 трлн. долл. (в нынешних ценах) и долей в мировом экспорте порядка 17%.

Предпосылки создания

Во-первых, США, Канаду и Мексику объединяет наличие общих географических границ, а также исторически сложившихся хозяйственных связей и транспортных коммуникаций. Более того, у Канады и США также наблюдается общность культурных традиций, религии и языка.

Во-вторых, США и Канада обладают примерно одинаковым уровнем экономического развития и зрелости рыночной экономики. Что касается Мексики, то здесь интеграция в рамках НАФТА представляется эффективным средством для скорейшего поднятия уровня своего экономического развития.

В-третьих, в качестве одной из предпосылок объединения выступает наличие взаимодополняющих структур экономики интегрирующихся стран.

В-четвертых, поскольку время подписания соглашения характеризовалось устойчивым экономическим ростом, внутренние, а также внешние факторы развития экономики региона оценивались как благоприятные.

В-пятых, США, Канаду и Мексику объединила общность хозяйственных проблем, а также целей, поставленных перед соглашением НАФТА.

В-шестых, определенную роль сыграла политическая воля всех трех государств, решивших образовать зону свободной торговли.

В-седьмых, одной из предпосылок объединения выступил так называемый «демонстрационный эффект», который в свою очередь заключается в том, что под влиянием успехов тех или иных интеграционных объединений, как правило, и у других государств появляется желание вступить в эту организацию или создать свой блок. Таким образом, активизация интеграционных процессов в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе, подняли вопрос о создании Североамериканской зоны свободной торговли.

В-восьмых, интеграция североамериканских стран во многом произошла по принципу домино. Дело в том, что интеграция ведет к переориентации экономических связей стран-членов на внутрирегиональное сотрудничество, а остальные страны, оставшиеся за пределами объединения, испытывают некоторые трудности, а подчас и сокращение торговли со странами, входящими в группировку. В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение. Также произошло и с США. Изменение политической и экономической ситуации в мире в конце 80-х годов, а именно прекращение холодной войны, положило конец существованию двухполюсной системы мира, исчезли такие структуры, как Организация Варшавского Договора и Совет Экономической Взаимопомощи, ослабли стратегические и экономические позиции России. В этих условиях страны Западной Европы и Азиатско-тихоокеанского региона все активнее пытались уйти из-под американского контроля и сосредоточить средства на укреплении своей экономической мощи. Так, страны Западной Европы приступили к углублению и расширению европейской интеграции, что привело к вводу новых ограничений для третьих стран, а также дальнейшему наращиванию своей мощи и уровня конкурентоспособности. Япония же, используя стремительный рост своей экономической силы, начала прокладывать курс на создание своего рода азиатского общего рынка. В этих условиях, образование зоны свободной торговли на североамериканском континенте представлялось для США разумным и необходимым шагом.

При подготовке договора страны рассматривали потенциал НАФТА с различных позиций.

Для США североамериканское соглашение призвано обеспечить приращение не только экономической, но и геополитической мощи Соединённых штатов. Данное соглашение - это составная часть стратегической политики США, которая направлена на достижение широкомасштабных целей: свободное движение американских товаров и услуг, свободный доступ для американских инвестиций, защита прав интеллектуальной собственности, рост конкурентоспособности, использование новых региональных сравнительных преимуществ за счет объединения высоких технологий и инвестиций США с дешевой рабочей силой Мексики и дешевыми изобильными природными ресурсами обеих стран-соседей.

Заинтересованность Канады в заключении соглашения была связана с возможностью не только сохранения преимуществ CUSFTA (Canada-United States Free Trade Agreement), но и модификации некоторых её положений, а также обеспечения надёжного доступа своих товаров на мексиканский рынок, а в будущем на быстрорастущие рынки латиноамериканских стран.

Для Мексики НАФТА была необходима для успешного выполнения экономических реформ, модернизации экономики. В прошлом Мексика была страной, зависимой от экспорта нефти, сегодня она является чистым экспортером промышленных товаров, что обеспечивает устойчивый экономический рост. Мексика добивалась обеспечения надежного доступа на крупнейший в мире рынок, увеличения потока инвестиций, включая возврат мексиканских капиталовложений, а также снижения уровня защиты рынка США. Участие Канады в переговорах предоставляло для Мексики возможность открытия нового экспортного рынка. Кроме того, создание зоны свободной торговли может обеспечить более надежный инвестиционный климат в Мексике, а значит, привлечет капиталы из третьих стран.

США, Канада и Мексика признали необходимость укрепления взаимной дружбы и сотрудничества; содействия благоприятному развитию мировой торговли; создания надёжного рынка для своих товаров, услуг и капиталов; устранения препятствий в торговле; установление чётких и взаимовыгодных правил ведения торговли с тем, чтобы обеспечить стабильное развитие экономики, способствовать инновационным процессам, повысить уровень жизни населения.

Цели

Согласно ст. 102 Договора, целями создания НАФТА явились следующие положения:

- устранение торговых барьеров и облегчение международного движения товаров и услуг между территориями сторон (Канада, Соединенные Штаты, Мексика);

- продвижение условий справедливой конкуренции в области свободной внешней торговли;

- увеличение инвестиционных возможностей территорий;

- обеспечение необходимой и эффективной защиты прав интеллектуальной собственности на территории каждой стороны;

- создание эффективных процедур для реализации соглашений, работы объединенной администрации и принятия решений;

- определение рамок для дальнейшего трехстороннего, регионального, и многостороннего сотрудничества ради увеличения и расширения выгод от соглашения.

Особенности