59.Карибское сообщество (кариком).
Карибское Сообщество является одним из старейших интеграционных объединений Латинской Америки, созданных на рубеже 1960- 1970-х гг.
В организации 15 основных стран-членов: Антигуа и Барбуда (4 июля 1974 года) ,Багамы (4 июля 1983 года) ,Барбадос (1 августа 1973 года) ,Белиз (1 мая 1974 года) ,Доминика (1 мая 1974 года), Гренада (1 мая 1974 года) , Гайана (1 августа 1973) , Гаити (условное членство с 4 июля 1998, полное членство со 2 июля 2002) , Ямайка (1 августа 1973 года) , Монтсеррат (территория Соединенного Королевства) (1 мая 1974) ,Сент Киттс и Невис (26 июля 1974 как Сент Кристофер -Невис- Ангуила) ,Сент Люсия (1 мая 1974) ,Сент Винсент и Гренадины (1 мая 1974)
Суринам (4 июля 1995) ,Тринидад и Тобаго (1 августа 1973).
Карибское Сообщество (КАРИКОМ), первоначально Карибское Сообщество и Общий рынок были основаны Договором Чагуарамаса, который вступил в силу в августе 1973 года. Чагуарамас - город в государстве Тринидад и Тобаго. Согласно Договору Чагуарамас, главная цель – экономическая интеграция стран-членов на основе формирования общего рынка со свободным перемещением товаров, услуг, капитала и лиц квалифицированного труда. В целом, в 1970-1980-е гг. страны КАРИКОМ добились небольшого прогресса в отношении реализации заявленных в Договоре Чагуарамас целей. Ситуация стала меняться с начала 1990-х гг. В 1989 г. на очередном саммите глав государств стран-членов КАРИКОМ было принято решение создать единый рынок и единую экономику. Цели формирования единого рынка и экономики (The CARICOM Single Market and Economy, CSME) КАРИКОМ были закреплены в Декларации Гранд Ансе и Рабочей программе по углублению интеграционных тенденций, принятых в 1989 г. В 2001 г. был пересмотрен Договор Чагуарамас, который наметил завершение создания единого рынка в 2008 г. и единой экономики в 2015 г. Единый рынок предусматривает реализацию принципы «четырех
свобод»: свободное перемещение товаров, услуг, капитала и лиц, а единая экономика означает создание Карибского валютного союза с введением единой валюты в период 2010-2015гг. Функционирование Карибского единого рынка было провозглашено в начале 2006 г. в составе 12 стран за исключением Багамского Сообщества, Гаити (по политическим причинам) и Монтсеррат (зависимой территории, пока не получившей согласие Великобритании). Следующий этап реализации целей, определенных в пересмотренном Договоре Чагуарамас, – завершение создания единой экономики КАРИКОМ, которое началось с 2008 г. Процесс формирования единой экономики разделен на два этапа.
1-й этап охватывает 2008-2009 гг., в рамках которого было намечено разработать законодательную основу единой экономики, в том числе стратегию регионального развития; достичь свободного перемещения провайдеров услуг; создать Фонд регионального развития; разработать общий инвестиционный режим КАРИКОМ и подписать Соглашение по финансовым услугам; создать Региональную фондовую биржу.
2-й этап охватывает 2010-2015 гг., в ходе которого планируется завершить формирование
единой экономики на основе реализации мер и норм, принятых в рамках 1-го этапа, и создание валютного союза
Таким образом, за прошедшие годы в рамках КАРИКОМ проведена либерализация взаимной торговли товарами на основе ликвидации таможенных пошлин, паратарифных и количественных ограничений. Исключением являются масла и жиры. В отношении третьих стран применяется единый внешний тариф, паратарифные меры и нетарифные ограничения (импортные лицензии, ценовые меры, общий импортный канал в рамках государственной монополии). Торговая политика получила название Общей защитной политики, призванной обеспечить прогрессивное устранение количественных ограничений в отношении импорта из стран-нечленов, и координацию торговой политики государств-участниц со странами-нечленами и применение единого внешнего тарифа. Единый внешний тариф был сформирован в течение 5-летнего переходного периода, начиная с 1994 г., на основе постепенного сокращения ставок таможенных пошлин с 45% до 20%. Он действует с января 1998 г. в 11 из 15 стран-членов. Средневзвешенный уровень таможенного обложения в КАРИКОМ составляет 10%, что в 2 раза ниже уровня 1990 г. Став ки таможенных пошлин дифференцированы в пределах 0-20%, исключение составляет аграрная продукция, ставки пошлин на которую равны 40%. Страна вправе временно изменить ставки единого внешнего тарифа, если (1) ввозимый товар не был произведен в стране КАРИКОМ; (2) объем производства товара несоответствует уровню спроса на внутреннем рынке; (3) качество товара ниже стандартов, действующих в рамках Сообщества. В дополнение к единому внешнему тарифу страны применяют паратарифные меры в отношении импорта товаров. Эти меры не гармонизированы в рамках Сообщества, и не регулируются в странах-членах. Их основные виды включают таможенные сборы, дополнительные налоги, внутренние налоги и сборы. В целом, в рамках большинства стран КАРИКОМ, за исключением Багамского Сообщества, осуществляется свободное перемещение товаров взаимной торговли, которое соответствует общерегиональным правилам о происхождении, действует единый внешний тариф в торговле с третьими странами. В целом, продолжается процесс формирования единого рынка услуг, в том числе устранение ограничений в отношении создания и гармонизации национальных законов в данной сфере, разработка общих лицензионных требований в отношении провайдеров разных видов услуг. Единый рынок капиталов пока не создан. Сохраняются сложности, связанные как с небольшой емкостью рынков стран КАРИКОМ, невысоким уровнем развития инфраструктуры, узкоспециализированной структурой производства и экспорта, так и с невысоким уровнем прозрачности, нехваткой стимулов для привлечения прямых иностранных инвестиций в национальную экономику, слабой поддержкой малого и среднего бизнеса. Согласно концепции единого рынка лиц, которая была определена в Декларации Гранд Ансе (1989 г.), право свободного перемещения предоставляется лицам квалифицированного труда (выпускники высших учебных заведений,артисты, музыканты, спортсмены, работники средств массовой информации) в целях поиска и устройства на работу в одной из стран КАРИКОМ, на основе постепенной ликвидации разрешений на работу и разрешений на пребывание в другом государстве.
В 1997 г. был принят Закон КАРИКОМ о свободном перемещении лиц квалифицированного труда, который закрепил данный принцип и сферу его применения. С декабря 1990 г. введен принцип свободного перемещения туристов, который не требует предъявления паспорта при пересечении внешней границы. В КАРИКОМ разработан единый паспорт, под которым понимается национальный паспорт страны происхождения гражданина (на обложке документа помещен логотип КАРИКОМ, название КАРИКОМ и название конкретной страны). Единый паспорт внедрен с 2005 г. в 12 из 15 стран КАРИКОМ и применяется, главным образом, в целях содействия туризму.
Подводя итоги, можно сказать, страны Карибского бассейна прошли длительный и сложный путь развития интеграционных процессов от создания зоны свободной торговли, таможенного союза к единому рынку и продолжающемуся процессу формирования единой экономики. Единый рынок КАРИКОМ был провозглашен с 2006 г. в 12 странах-членах; сейчас он находится в процессе становления. Но сохраняется немало проблем, объективного и субъективного характера, в том числе пока не сформированы институты функционирования единого рынка. Тем не менее, заслуга стран КАРИКОМ связана со стремлением на коллективной основе противодействовать мировым финансовым экономическим потрясениям, содействовать росту уровня экономического развития, диверсификации экономик и экспорта, что в итоге привело к эволюции интеграционных тенденций от зоны свободной торговли к единому рынку и экономике, процесс формирования которых продолжается.
- 1.Международная интеграция как категория экономической науки
- 2. Объективные предпосылки мэи.
- 3. Основные формы интеграции (типы интеграционных соглашений).
- 4. Зона свободной торговли.
- 5.Таможенный союз, основное отличие от зст.
- 6.Общий рынок.
- 7.Экономический союз.
- 8.Валютный союз.
- 9. Концепция Дж.Винера о повышении или понижении благосостояния стран, участвующих в создании зст или тс.
- 10.Взаимосвязь глобализации и регионализации – две модели современного и будущего развития.
- 11. «Вызовы» глобализации. Нарастающая взаимозависимость мирохозяйственной среды.
- 12. Новые черты интеграционных соглашений в 90-е гг. XX в. И в настоящее время.
- 13. Новая политико-экономическая конфигурация мирового хозяйства.
- 14. Этапы формирования ес и его механизмов.
- 15. Европейское объединение угля и стали (еоус). Система институтов созданная для управления еоус.
- 16. Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (еэс) или Римский договор.
- 17. Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).
- 18. Основные этапы формирования таможенного союза в рамках ес.
- 19.Основные принципы и порядок становления таможенного союза.
- 20.Основные цели создания таможенного союза. Ст.29 Римского договора.
- 21. Общая торговая политика. Единый таможенный тариф как инструмент торговой политики ес.
- 22. Внешнеторговая политика как часть общей экономической политики ес. Структура пошлин етт.
- 34. Экономическая интеграция в Северной Америке. Предпосылки, цели и особенности североамериканской интеграции.
- 35. Особенности североамериканской интеграции по сравнению с моделями интеграции в других регионах.
- 36. Основные положения соглашения нафта. Цели нафта.
- 37. Институциональная структура нафта.
- 38. Североамериканское соглашение по сотрудничеству в сфере окружающей среды.
- 39. Североамериканское соглашение по трудовому сотрудничеству.
- 40. Положительные эффекты нафта. Отрицательные эффекты нафта.
- 41. Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (атэс). Участие рф в атэс.
- 42. Атэс: цели и направления деятельности. Организационная структура.
- 43. Макроэкономические показатели стран атэс.
- 44. Схема управления атэс.
- 45. Основные решения, принятые на саммитах атэс. Основные ре-шения, принятые в рамках Форума атэс.
- 46. Торговая и инвестиционная либерализация в атэс: направления, сложности проведения и результаты.
- 47. Экономическое и техническое сотрудничество (экотек) в рамках атэс: роль и основные направления.
- 48. Влияние торговой и инвестиционной либерализации на динамику взаимных экономических связей в рамках атэс.
- 49. Возможности создания зоны свободной торговли и инвестиций в рамках атэс.
- 50.Характеристика интеграционных тенденций в развивающихся странах.
- 51.Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (асеан). Цели и направления создания асеан.
- 52.Зона свободной торговли асеан.
- 53.Инвестиционная зона асеан. Цели, основные направления создания и результаты.
- 54.Влияние экономической интеграции на динамику взаимных экономических связей стран – членов асеан.
- 55.Сотрудничество асеан с другими интеграционными группировками и странами.
- 56.Общая характеристика латиноамериканской экономической интеграции.
- 57.Общий рынок стран Южного конуса (меркосур).
- 58.Андское соглашение.
- 59.Карибское сообщество (кариком).
- 60. Роль сша в Латиноамериканской экономической интеграции.
- 61. Проект всеамериканской зоны свободной торговли (фтаа).
- 66. Особенности образования Совета Экономической Взаимопомощи
- 70. Многоуровневая (разноскоростная) модель хозяйственного взаимодействия как характерная черта современного этапа интеграции в снг.
- 71. Евразийское экономическое сообщество.
- 72. Союз России и Белоруссии: основные пути формирования Союзного государства.
- 73. Единое экономическое пространство (еэп).
- 74. Центрально-азиатское экономическое сообщество.
- 75. Перспективы экономической интеграции в снг.
- 76. Экономические отношения России и ес и их правовая база.
- 77. Действующая правовая база – Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между рф и ес.
- 78. Перспективы развития договорно-правовой базы экономического взаимодействия России и ес.