71. Евразийское экономическое сообщество.
Первым этапом к реальному формированию единого экономического пространства в Содружестве стало создание Таможенного союза. Соглашение о создании Таможенного союза, подписанное Беларусью, Казахстаном и Россией в январе 1995 г., определило его как экономическое объединение государств, основывающееся на формировании единой таможенной территории. В марте 1996 г. в Союз вступила Киргизия, а в феврале 1999 г. − Таджикистан, которые признали приемлемыми для себя его цели и задачи. Заключение указанных соглашений в целом уже в первые годы оказало благоприятное влияние на динамику торгово-экономических отношений России с этими государствами, в то время как с остальными странами СНГ товарооборот сократился. В последующие годы данная тенденция не была выражена столь ярко. Формирование полноценного Таможенного союза затруднялось значительной удаленностью некоторых его участников друг от друга, слабым развитием инфраструктуры, а также значительными различиями национальных транспортных тарифов.
В октябре 2000 г. Таможенный союз пяти был преобразован в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Основной нормативно-правовой акт, регламентирующий создание ЕврАзЭС является Договор об учреждении ЕврАзЭС, который был подписан 10 октября 2000 года в Астане и вступил в силу 30 мая 2001 года. Члены ЕврАзЭС – Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан. Узбекистан с 2006 по 2008 год тоже являлся членом ЕврАзЭС, но приостановил своё участие. Украина и Молдова с 2002 года, а с 2003 года - Армения являются наблюдателями при ЕврАзЭС.
ЕврАзЭС - это международная экономическая организация, созданная для эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях. ЕврАзЭС - открытая организация. Ее членом может стать любое государство, которое примет на себя обязательства, вытекающие из Договора об учреждении ЕврАзЭС и других договоров Сообщества по списку, определяемому решением Межгссовета ЕврАзЭС.
Центральным органом ЕврАзЭС стал Интеграционный комитет (собирается не реже четырех раз в год). Созданы также Межпарламентская ассамблея и Суд сообщества. При этом в учредительных документах новой организации впервые четко прописаны квоты каждой страны в финансировании межгосударственных структур и соответственно распределении голосов: Россия получает 40 %, Казахстан и Беларусь − по 20 %, Киргизия и Таджикистан − по 10 %. Решения принимаются (согласно договору) двумя третями голосов. Но на практике по ключевым вопросам действует консенсус.
Основная цель ЕврАзЭС - развитие экономического взаимодействия, торговли, эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, координации действий государств Сообщества при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему. Один из главных векторов деятельности организации – обеспечение динамичного развития членов Сообщества путем согласования социально-экономических преобразований при эффективном использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни народов.
Чтобы выполнить поставленную цель, Евразийское экономическое сообщество ставит перед собой следующие задачи:
1. Завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования.
2. Установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки.
3. Создание общей унифицированной системы таможенного регулирования.
4. создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности.
5. Формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы.
6. Формирование общего энергетического рынка.
7. Создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки государств Сообщества.
8. Обеспечение свободного передвижения граждан государств ЕврАзЭС внутри Сообщества.
9. Согласование социальной политики с целью формирования сообщества социальных государств, предусматривающего общий рынок труда, единое образовательное пространство, согласованные подходы в решении вопросов здравоохранения, трудовой миграции и др.
10. Сближение и гармонизация национальных законодательств и другое.
Следующий этап интеграции - построение единого экономического пространства, означающего единый таможенный союз плюс свободное передвижение услуг, капитала и трудовых ресурсов.
- 1.Международная интеграция как категория экономической науки
- 2. Объективные предпосылки мэи.
- 3. Основные формы интеграции (типы интеграционных соглашений).
- 4. Зона свободной торговли.
- 5.Таможенный союз, основное отличие от зст.
- 6.Общий рынок.
- 7.Экономический союз.
- 8.Валютный союз.
- 9. Концепция Дж.Винера о повышении или понижении благосостояния стран, участвующих в создании зст или тс.
- 10.Взаимосвязь глобализации и регионализации – две модели современного и будущего развития.
- 11. «Вызовы» глобализации. Нарастающая взаимозависимость мирохозяйственной среды.
- 12. Новые черты интеграционных соглашений в 90-е гг. XX в. И в настоящее время.
- 13. Новая политико-экономическая конфигурация мирового хозяйства.
- 14. Этапы формирования ес и его механизмов.
- 15. Европейское объединение угля и стали (еоус). Система институтов созданная для управления еоус.
- 16. Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (еэс) или Римский договор.
- 17. Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).
- 18. Основные этапы формирования таможенного союза в рамках ес.
- 19.Основные принципы и порядок становления таможенного союза.
- 20.Основные цели создания таможенного союза. Ст.29 Римского договора.
- 21. Общая торговая политика. Единый таможенный тариф как инструмент торговой политики ес.
- 22. Внешнеторговая политика как часть общей экономической политики ес. Структура пошлин етт.
- 34. Экономическая интеграция в Северной Америке. Предпосылки, цели и особенности североамериканской интеграции.
- 35. Особенности североамериканской интеграции по сравнению с моделями интеграции в других регионах.
- 36. Основные положения соглашения нафта. Цели нафта.
- 37. Институциональная структура нафта.
- 38. Североамериканское соглашение по сотрудничеству в сфере окружающей среды.
- 39. Североамериканское соглашение по трудовому сотрудничеству.
- 40. Положительные эффекты нафта. Отрицательные эффекты нафта.
- 41. Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (атэс). Участие рф в атэс.
- 42. Атэс: цели и направления деятельности. Организационная структура.
- 43. Макроэкономические показатели стран атэс.
- 44. Схема управления атэс.
- 45. Основные решения, принятые на саммитах атэс. Основные ре-шения, принятые в рамках Форума атэс.
- 46. Торговая и инвестиционная либерализация в атэс: направления, сложности проведения и результаты.
- 47. Экономическое и техническое сотрудничество (экотек) в рамках атэс: роль и основные направления.
- 48. Влияние торговой и инвестиционной либерализации на динамику взаимных экономических связей в рамках атэс.
- 49. Возможности создания зоны свободной торговли и инвестиций в рамках атэс.
- 50.Характеристика интеграционных тенденций в развивающихся странах.
- 51.Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (асеан). Цели и направления создания асеан.
- 52.Зона свободной торговли асеан.
- 53.Инвестиционная зона асеан. Цели, основные направления создания и результаты.
- 54.Влияние экономической интеграции на динамику взаимных экономических связей стран – членов асеан.
- 55.Сотрудничество асеан с другими интеграционными группировками и странами.
- 56.Общая характеристика латиноамериканской экономической интеграции.
- 57.Общий рынок стран Южного конуса (меркосур).
- 58.Андское соглашение.
- 59.Карибское сообщество (кариком).
- 60. Роль сша в Латиноамериканской экономической интеграции.
- 61. Проект всеамериканской зоны свободной торговли (фтаа).
- 66. Особенности образования Совета Экономической Взаимопомощи
- 70. Многоуровневая (разноскоростная) модель хозяйственного взаимодействия как характерная черта современного этапа интеграции в снг.
- 71. Евразийское экономическое сообщество.
- 72. Союз России и Белоруссии: основные пути формирования Союзного государства.
- 73. Единое экономическое пространство (еэп).
- 74. Центрально-азиатское экономическое сообщество.
- 75. Перспективы экономической интеграции в снг.
- 76. Экономические отношения России и ес и их правовая база.
- 77. Действующая правовая база – Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между рф и ес.
- 78. Перспективы развития договорно-правовой базы экономического взаимодействия России и ес.