36. Основные положения соглашения нафта. Цели нафта.
Очень важно отметить, что все три государства - члена ассоциации руководствовались различными мотивами создания регионального экономического блока Северной Америки; при этом свою определенную роль сыграли экономические, политические и социальные соображения.
Мотивами создания интеграционной группировки для США являлись следующие положения: стратегический план по укреплению роли в Западном полушарии путем создания в перспективе единой зоны свободной торговли от Аляски до Огненной земли (острова поделенного между Чили и Аргентиной); трамплин для более глубокого проникновения в экономику латиноамериканских стран на качественно новых условиях, например, партнера, а не эксплуататора; обеспечение приращения не только экономической, но и геополитической мощи; свободное движение американских товаров и услуг; свободный доступ для американских инвестиций; защита прав интеллектуальной собственности; рост конкурентоспособности; использование новых региональных сравнительных преимуществ за счет объединения высоких технологий и инвестиций США с дешевой рабочей силой Мексики и дешевыми природными ресурсами обеих стран-соседей; усиливающаяся конкуренция со стороны Азиатско-Тихоокеанского региона и Евросоюза.
Среди мотивов Мексики можно выделить:
повышение эффективности экономики; сокращение периода реформирования своей экономики с 50 до 10-15 лет и приближение к уровню промышленно развитых стран; ускорения темпов экономического развития благодаря увеличению притока иностранных инвестиций и либерализации торговли (снижение влияния нефти); гарантированный доступ на американский рынок, поглощающий до 80% всего мексиканского экспорта; новые рабочие места; новый экспортный рынок – Канада; экономические выгоды от увеличения инвестиций и возможности получить доступ к новым технологиям - коренная модернизация; обеспечение надежного инвестиционного климата должно было соответствовать притоку инвестиций.
Среди неэкономических мотивов можно выделить
решение проблем охраны окружающей среды, наркобизнеса, пограничных споров и нелегальной иммиграции.
Главным минусом является высокая конкуренция в аграрном секторе со стороны американских фермеров.
Главными мотивами Канады были: безальтернативность выбора; усовершенствование механизмов разрешения споров, прежде всего с США; расширение доступа на американский рынок; запрет на демпинг мексиканских товаров для дискриминации канадских продуктов; повышение конкурентоспособности своих товаров на растущем мексиканском рынке, а в перспективе и на всем латиноамериканском; заинтересованность банков Канады в открытии рынков Латинской Америки.
Однако, несмотря на это, в чисто экономической сфере государства преследовали похожие задачи, а именно: повышение национальной конкурентоспособности, использование преимуществ «экономики масштаба», снижение трансакционных издержек, стимулирование притока прямых иностранных инвестиций, получение для национальных производителей более широкого доступа к финансовым, трудовым, материальным ресурсам, получение доступа на более емкий рынок за счет соседних стран, усиление позиций на мировом рынке, формирование благоприятной внешнеполитической среды, совместное противостояние вызовам глобализации и т.д.
Согласно ст. 102 Договора, целями создания НАФТА явились следующие положения:
- устранение торговых барьеров и облегчение международного движения товаров и услуг между территориями сторон (Канада, Соединенные Штаты, Мексика);
- продвижение условий справедливой конкуренции в области свободной внешней торговли;
- увеличение инвестиционных возможностей территорий;
- обеспечение необходимой и эффективной защиты прав интеллектуальной собственности на территории каждой стороны;
- создание эффективных процедур для реализации соглашений, работы объединенной администрации и принятия решений;
- определение рамок для дальнейшего трехстороннего, регионального, и многостороннего сотрудничества ради увеличения и расширения выгод от соглашения.
Следует отметить, что, несмотря на все договоренности между странами-участницами, в рамках НАФТА Канада, США и Мексика сохраняют свое внешнеторговое законодательство, поскольку создание таможенного союза не предусмотрено.
В целом, соглашение о НАФТА представляет собой комплексный договор, который своей целью ставит не только плавное сокращение торговых и инвестиционных барьеров практически во всех отраслях экономик стран-участниц в течение 15 лет, но включает также вопросы инвестирования, либерализации сферы услуг, прав на интеллектуальную собственность, экологических аспектов, трудового сотрудничества и межгосударственного механизма разрешения споров.
Из соглашения о НАФТА, подробно регламентирующего многие аспекты экономических отношений между соседними странами, можно выделить следующие задачи:
- ликвидацию всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика к 2009 году;
- поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами; (с 01.01.1999 г. 60% торговли на беспошлинной основе, с 01.01.2004 г. – 99% и 01.01.2009 г. Начало функционирования ЗСТ в полную силу.)
- смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике;
- либерализацию деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики;
- защиту североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику;
- создание трехсторонней арбитражной комиссии.
- 1.Международная интеграция как категория экономической науки
- 2. Объективные предпосылки мэи.
- 3. Основные формы интеграции (типы интеграционных соглашений).
- 4. Зона свободной торговли.
- 5.Таможенный союз, основное отличие от зст.
- 6.Общий рынок.
- 7.Экономический союз.
- 8.Валютный союз.
- 9. Концепция Дж.Винера о повышении или понижении благосостояния стран, участвующих в создании зст или тс.
- 10.Взаимосвязь глобализации и регионализации – две модели современного и будущего развития.
- 11. «Вызовы» глобализации. Нарастающая взаимозависимость мирохозяйственной среды.
- 12. Новые черты интеграционных соглашений в 90-е гг. XX в. И в настоящее время.
- 13. Новая политико-экономическая конфигурация мирового хозяйства.
- 14. Этапы формирования ес и его механизмов.
- 15. Европейское объединение угля и стали (еоус). Система институтов созданная для управления еоус.
- 16. Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (еэс) или Римский договор.
- 17. Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).
- 18. Основные этапы формирования таможенного союза в рамках ес.
- 19.Основные принципы и порядок становления таможенного союза.
- 20.Основные цели создания таможенного союза. Ст.29 Римского договора.
- 21. Общая торговая политика. Единый таможенный тариф как инструмент торговой политики ес.
- 22. Внешнеторговая политика как часть общей экономической политики ес. Структура пошлин етт.
- 34. Экономическая интеграция в Северной Америке. Предпосылки, цели и особенности североамериканской интеграции.
- 35. Особенности североамериканской интеграции по сравнению с моделями интеграции в других регионах.
- 36. Основные положения соглашения нафта. Цели нафта.
- 37. Институциональная структура нафта.
- 38. Североамериканское соглашение по сотрудничеству в сфере окружающей среды.
- 39. Североамериканское соглашение по трудовому сотрудничеству.
- 40. Положительные эффекты нафта. Отрицательные эффекты нафта.
- 41. Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (атэс). Участие рф в атэс.
- 42. Атэс: цели и направления деятельности. Организационная структура.
- 43. Макроэкономические показатели стран атэс.
- 44. Схема управления атэс.
- 45. Основные решения, принятые на саммитах атэс. Основные ре-шения, принятые в рамках Форума атэс.
- 46. Торговая и инвестиционная либерализация в атэс: направления, сложности проведения и результаты.
- 47. Экономическое и техническое сотрудничество (экотек) в рамках атэс: роль и основные направления.
- 48. Влияние торговой и инвестиционной либерализации на динамику взаимных экономических связей в рамках атэс.
- 49. Возможности создания зоны свободной торговли и инвестиций в рамках атэс.
- 50.Характеристика интеграционных тенденций в развивающихся странах.
- 51.Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (асеан). Цели и направления создания асеан.
- 52.Зона свободной торговли асеан.
- 53.Инвестиционная зона асеан. Цели, основные направления создания и результаты.
- 54.Влияние экономической интеграции на динамику взаимных экономических связей стран – членов асеан.
- 55.Сотрудничество асеан с другими интеграционными группировками и странами.
- 56.Общая характеристика латиноамериканской экономической интеграции.
- 57.Общий рынок стран Южного конуса (меркосур).
- 58.Андское соглашение.
- 59.Карибское сообщество (кариком).
- 60. Роль сша в Латиноамериканской экономической интеграции.
- 61. Проект всеамериканской зоны свободной торговли (фтаа).
- 66. Особенности образования Совета Экономической Взаимопомощи
- 70. Многоуровневая (разноскоростная) модель хозяйственного взаимодействия как характерная черта современного этапа интеграции в снг.
- 71. Евразийское экономическое сообщество.
- 72. Союз России и Белоруссии: основные пути формирования Союзного государства.
- 73. Единое экономическое пространство (еэп).
- 74. Центрально-азиатское экономическое сообщество.
- 75. Перспективы экономической интеграции в снг.
- 76. Экономические отношения России и ес и их правовая база.
- 77. Действующая правовая база – Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между рф и ес.
- 78. Перспективы развития договорно-правовой базы экономического взаимодействия России и ес.