logo
Билеты МЭИ

46. Торговая и инвестиционная либерализация в атэс: направления, сложности проведения и результаты.

Либерализация торговли в АТЭС ведется по четырем направлениям:

1) на основе индивидуальных планов действий каждой страны(призванные миними-зировать дискриминацию менее развитых стран более развитыми государствами, а также устранить дискриминацию государств-нечленов.);

2) в рамках отраслевой добровольной ускоренной либерализации(АТЭС разработали интересный и по сути дела уникальный механизм добровольной либерализации и со-действия торговле на односторонней основе. В противовес подходу ГАТТ/ВТО (когда соглашения носят связанный характер, а при нарушении их положений применяются санкции) механизм АТЭС имеет несвязанный (минимально обязательный) характер); Попытка ускоренной добровольной либерализации преследовала цель связать страны-участницы взаимными обязательствами, т.е. следовать принципу ВТО — принципу взаимности. Но она провалилась из-за отказа стран АТЭС принять обязательства по всему пакету мер.)

3) в рамках субрегиональной экономической интеграции;( Многие страны АТЭС яв-ляются участниками (или ведут переговоры об этом) интеграционных группировок, осуществили или проводят торговую либерализацию, как минимум, на основе сниже-ния таможенных пошлин во взаимных рамках. Отсюда встает вопрос о готовности отдельных блоков распространить торговые преференции на все страны — члены АТЭС.)

4) в рамках ВТО в соответствии с принципом «ВТО плюс»

В соответствии с Богорской декларацией к 2010—2020 гг. должна быть создана зона свободных инвестиций. Реализация цели свободных капиталопотоков не сводится к одной лишь проблеме ликвидации барьеров на пути их движения, а также призвана учесть различия между странами в емкости внутренних рынков и наличии факторных ресурсов (производственных, технологических, финансовых, трудовых, природных). Еще одно условие — введение национального режима без каких-либо ограничений, что позволило бы разрешить вложение зарубежных инвестиций в любые отрасли наравне с национальными капиталами (за исключением вопросов национальной безопасности).

Основной документ, определяющий сотрудничество АТЭС в ин вестиционной сфере, — Инвестиционные несвязанные принципы, принятые в 1994 г., а также Осакская программа действий, которая впервые поставила цель — формирование свободной зоны инвестиций. Инвестиционная либерализация покрывает всю сферу капитало-вложений — от доступа на рынки до права создания, включая отраслевые ограниче-ния. В ее основу положено несколько принципов: национальный режим, недискриминация и прозрачность.