logo
Билеты МЭИ

53.Инвестиционная зона асеан. Цели, основные направления создания и результаты.

Соглашение о формировании Инвестиционной зоны АСЕАН (ASEAN Investment Area - AIA) подписано 7 октября 1998 года. Оно носит связывающий характер, т.е. исходит из необходимости выполнения принятых партнерами обязательств. Согласно ст.3 целью соглашения является формирование конкурентоспособной инвестиционной зоны с более либеральным и прозрачным

режимом для роста внутри- и внерегиональных инвестиций; повышение конкурентоспособности экономик стран-участниц; прогрессивное снижение или ликвидация инвестиционных барьеров и правил, мешающих капиталопотокам и реализации инвестиционных проектов в рамках АСЕАН.

Соглашение включает пять главных направлений:

- открытие всех отраслей экономики для инвесторов из стран-членов к 2010 г. и из государств, не входящих в группировку, - к 2020 г. при сохранении исключений.

- распространение национального режима на инвесторов из стран-членов АСЕАН к 2010 г. и на инвесторов из третьих государств к 2020 г. с сохранением исключений;

•стимулирование объема капиталопотоков, квалифицированной рабочей силы и специалистов, технологий в рамках АСЕАН;

•координация программ инвестиционного сотрудничества в целях увеличения капиталовложений, как во взаимных рамках, так и из третьих государств;

•предоставление большей свободы предпринимательскому сектору в налаживании усилий по реализации инвестиционных проектов и деятельности, связанной с капиталовложениями.

Предусмотрено предоставление основных инвестиционных режимов, признанных в международных рамках - национального режима режима наибольшего благоприятствования, принципа прозрачности.

В целом, Инвестиционная зона формируется на основе трех программ:

1.программы сотрудничества на основе стимулирования инвестиционных вложений, развития трудовых ресурсов, повышения уровня квалификации кадров;

2.программы стимулирования капиталовложений на основе расширения инвестиционных возможностей предпринимателей.

3.программы сокращения инвестиционных ограничений в регионе, либерализации инвестиционных правил и политики допуска и функционирования зарубежных компаний, распространения национального режима.

В 2009 году всеобъемлющее инвестиционное соглашение АСЕАН (ВИСА) консолидировало Рамочное соглашение об ИЗА 1998 года и Соглашение о поощрении и защите инвестиций 1987 года (также известное как Соглашение о гарантировании инвестиций АСЕАН). На совещании министров экономики в августе 2011 года участники согласились дополнительно ускорить осуществление программ организации к 2015 году, уделяя основное внимание инициативам по укреплению поощрения и облегчения инвестиций.

Рамочное соглашение об ИЗА и его осуществление улучшили инвестиционный климат в АСЕАН, что нашло свое проявление в возросшей конкурентоспособности этой региональной группы в плане привлечения ПИИ и увеличении притока ПИИ. ИЗА была отчасти создана для устранения отрицательных последствий азиатского финансового кризиса и, по-видимому, достигла своей

цели восстановления доверия инвесторов к АСЕАН. В 2000 году, через два года после подписания Рамочного соглашения об ИЗА, доля АСЕАН в глобальном притоке ПИИ упала до менее 2%, но уже в середине 2000-х годов она выросла почти до 5%. Еще слишком рано оценивать воздействие ВИСА на приток ПИИ, однако доля АСЕАН в глобальных ПИИ достигла в 2011 году более 6%. Кроме того, по показателю процентного отношения ПИИ к ВВП тенденция движения ПИИ поддерживает позитивную оценку эффективности ИЗА, если не считать периода азиатского финансового кризиса и недавнего глобального кризиса.

Имеются некоторые данные о том, что ПИИ внутри АСЕАН, в частности предоставление инвесторам АСЕАН национального режима и более широкого доступа к отраслевым рынкам, в рамках процесса региональной интеграции способствовали нацеленным конкретно на инвестиции усилиям. В частности, либерализация торговли повысила региональный рынок и повысила как понимание, так и привлекательность субрегиона АСЕАН как места базирования международных инвестиций. Эти усилия способствовали продвижению субрегиона АСЕАН как единого места размещения инвестиций, в результате чего инвесторы из стран за переделами этой региональной группы стали принимать региональные инвестиционные стратегии и создавать региональные сети операций. Благодаря этому доля ПИИ внутри АСЕАН в совокупных ПИИ стран АСЕАН в прошлые годы выросла. Данные проектного уровня показывают, что после создания ИЗА было достигнуто увеличение ПИИ в новые проекты в обрабатывающей промышленности, в особенности в последние годы. Страны АСЕАН с низким доходом, включая Вьетнам, Камбоджу, Лаосскую Народно-Демократическую Республику и Мьянму, воспользовались ростом инвестиций из государств-членов, более развитых в экономическом отношении, таких как Малайзия, Сингапур и Таиланд, а также восточноазиатских стран, таких как Китай и Республика Корея. Расширение внутрирегиональных ПИИ ускорило развитие международных сетей производства в рамках АСЕАН, а опыт ряда стран с низким доходом, связанный с развитием таких отраслей, как текстильная и швейная промышленность, наглядно показал связанные с этим выгоды.