52.Зона свободной торговли асеан.
Усиленные интеграционные процессы в АСЕАН начались с момента создания Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА). Зона свободной торговли АСЕАН (АФТА) представляет собой наиболее консолидированную экономическую группировку стран Азии. О ее создании было объявлено на 4-й встрече глав государств и правительств АСЕАН в Сингапуре (1992 г.). Первоначально в нее вошли шесть стран ЮВА (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины и Бруней). В 1996 г. к АФТА подключился Вьетнам, в 1998 г. - Лаос и Мьянма, в 1999 г. - Камбоджа. Главным инструментом реализации создания ЗСТ стал Единый эффективный преференциальный тариф. После создания ЗСТ АСЕАН и введения Единого эффективного преференциального тарифа, импортные пошлины на товары, на которые распространялся данный тариф поддерживались на уровне 0-5%. Согласно принятой схеме СЕПТ (Соглашение об общем эффективном преференциальном тарифе) все товары подразделяются на четыре категории- Список включенных товаров, Список временных изъятий, Список исключений в отношении чувствительной продукции, Список общих исключений. К списку включенных товаров относятся товары, уровень тарифов на которые подлежит сокращению в соответствии с ускоренным или обычным графиком. Эта группа товаров составляет 88% всей товарной номенклатуры стран АСЕАН и постоянно расширяется. В список общих изъятий входят товары, представляющие важность для обеспечения интересов национальной безопасности, защиты общественной морали, жизни и здоровья людей, флоры и фауны, а также художественные, исторические и археологические ценности. Список временных изъятий включает в себя товары, снижение тарифов на которые страны АСЕАН считают по внутриэкономическим соображениям временно невозможным, однако, предусматривается постепенное сокращение числа этих товаров. Список исключений в отношении чувствительной продукции составляет сельскохозяйственное сырье, первоначально полностью исключенное из схемы СЕПТ. Однако в 1995 г. были определены особые условия снижения тарифов на различные группы этих товаров.
В 2003 году Государства АСЕАН-6, Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд распространили действие СЕПТ на более 99% импортируемой продукции, остальные четыре члена Ассоциации - Камбоджа, Лаос, Мьянма и Вьетнам, почти 80%. На данный момент, фактически вся торговля между странами АСЕАН-6 стала беспошлинной (отмена таможенных пошлин по 99,11% товарных позиций), а остальные четыре страны должны прийти к этому до 2015 года (снижение пошлин на 98,86 % товарных позиций до 0-5%). СЕПТ также предусматривает шаги по согласованию стандартов и сертификатов качества на продукцию, выработку правил честной конкуренции, упрощение внутренних инвестиционных и таможенных законодательств, стимулирование процесса создания совместных региональных предприятий и т.д. Для реализации этих целей создан Консультативный комитет АСЕАН по стандартам и качеству. Управление и руководство процессом формирования зоны свободной торговли АСЕАН осуществляется следующим образом. Основным органом, ответственным за выработку решений в отношении реализации схемы СЕПТ, является Совет АФТА, в который входят министры экономики стран АСЕАН и Генеральный секретарь Ассоциации. В осуществлении этих функций Совету помогают регулярные встречи старших экономических должностных лиц и Секретариат АСЕАН, на который возложена текущая работа по координации и отслеживанию хода выполнения достигнутых в рамках АФТА договоренностей. Помимо зоны свободной торговли внутри АСЕАН, группировка формирует систему двустронних соглашений со странами Восточной Азии вокруг АСЕАН как центра, на базе которого в будущем должно быть построено Восточноазиатское экономическое сообщество (ВАЭС). Первое подобное соглашение было заключено с Китаем. Идея формирования Зоны свободной торговли Китай-АСЕАН была выдвинута в 2002 году, но в полном объеме соглашение вступило в силу в 2010 году. Соглашения о всеобъемлющем экономическом сотрудничестве между АСЕАН и Южной Кореей было заключено в апреле 2006 г. и вступило в силу в июне 2007 г. С 2010 г. торговля основной частью «обычных товаров», а с 2012 г. всеми «обычными товарами» между Южной Кореей и АСЕАН-6 осуществляется беспошлинно. Беспошлинная торговля с Вьетнамом начнется через 6 лет, а с остальными тремя странами, через 8 лет. Соглашение о всеобъемлющем экономическом партнерстве АСЕАН - Япония было подписано в апреле и вступило в силу в декабре 2008 г. Оно охватило торговлю товарами и услугами, инвестиции и содействие сотрудничеству в ряде сфер. Зоны свободной торговли между АСЕАН и отдельными странами Восточной Азии представлены на рисунке.
- 1.Международная интеграция как категория экономической науки
- 2. Объективные предпосылки мэи.
- 3. Основные формы интеграции (типы интеграционных соглашений).
- 4. Зона свободной торговли.
- 5.Таможенный союз, основное отличие от зст.
- 6.Общий рынок.
- 7.Экономический союз.
- 8.Валютный союз.
- 9. Концепция Дж.Винера о повышении или понижении благосостояния стран, участвующих в создании зст или тс.
- 10.Взаимосвязь глобализации и регионализации – две модели современного и будущего развития.
- 11. «Вызовы» глобализации. Нарастающая взаимозависимость мирохозяйственной среды.
- 12. Новые черты интеграционных соглашений в 90-е гг. XX в. И в настоящее время.
- 13. Новая политико-экономическая конфигурация мирового хозяйства.
- 14. Этапы формирования ес и его механизмов.
- 15. Европейское объединение угля и стали (еоус). Система институтов созданная для управления еоус.
- 16. Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (еэс) или Римский договор.
- 17. Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).
- 18. Основные этапы формирования таможенного союза в рамках ес.
- 19.Основные принципы и порядок становления таможенного союза.
- 20.Основные цели создания таможенного союза. Ст.29 Римского договора.
- 21. Общая торговая политика. Единый таможенный тариф как инструмент торговой политики ес.
- 22. Внешнеторговая политика как часть общей экономической политики ес. Структура пошлин етт.
- 34. Экономическая интеграция в Северной Америке. Предпосылки, цели и особенности североамериканской интеграции.
- 35. Особенности североамериканской интеграции по сравнению с моделями интеграции в других регионах.
- 36. Основные положения соглашения нафта. Цели нафта.
- 37. Институциональная структура нафта.
- 38. Североамериканское соглашение по сотрудничеству в сфере окружающей среды.
- 39. Североамериканское соглашение по трудовому сотрудничеству.
- 40. Положительные эффекты нафта. Отрицательные эффекты нафта.
- 41. Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (атэс). Участие рф в атэс.
- 42. Атэс: цели и направления деятельности. Организационная структура.
- 43. Макроэкономические показатели стран атэс.
- 44. Схема управления атэс.
- 45. Основные решения, принятые на саммитах атэс. Основные ре-шения, принятые в рамках Форума атэс.
- 46. Торговая и инвестиционная либерализация в атэс: направления, сложности проведения и результаты.
- 47. Экономическое и техническое сотрудничество (экотек) в рамках атэс: роль и основные направления.
- 48. Влияние торговой и инвестиционной либерализации на динамику взаимных экономических связей в рамках атэс.
- 49. Возможности создания зоны свободной торговли и инвестиций в рамках атэс.
- 50.Характеристика интеграционных тенденций в развивающихся странах.
- 51.Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (асеан). Цели и направления создания асеан.
- 52.Зона свободной торговли асеан.
- 53.Инвестиционная зона асеан. Цели, основные направления создания и результаты.
- 54.Влияние экономической интеграции на динамику взаимных экономических связей стран – членов асеан.
- 55.Сотрудничество асеан с другими интеграционными группировками и странами.
- 56.Общая характеристика латиноамериканской экономической интеграции.
- 57.Общий рынок стран Южного конуса (меркосур).
- 58.Андское соглашение.
- 59.Карибское сообщество (кариком).
- 60. Роль сша в Латиноамериканской экономической интеграции.
- 61. Проект всеамериканской зоны свободной торговли (фтаа).
- 66. Особенности образования Совета Экономической Взаимопомощи
- 70. Многоуровневая (разноскоростная) модель хозяйственного взаимодействия как характерная черта современного этапа интеграции в снг.
- 71. Евразийское экономическое сообщество.
- 72. Союз России и Белоруссии: основные пути формирования Союзного государства.
- 73. Единое экономическое пространство (еэп).
- 74. Центрально-азиатское экономическое сообщество.
- 75. Перспективы экономической интеграции в снг.
- 76. Экономические отношения России и ес и их правовая база.
- 77. Действующая правовая база – Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между рф и ес.
- 78. Перспективы развития договорно-правовой базы экономического взаимодействия России и ес.