Китай и китайская модель
В 1981 г. в Китае началось осуществление рыночных реформ. Их идейным вдохновителем был Дэн Сяопин. Пленум Центрального Комитета КПК принял разработанное под его руководством «Решение ЦК КПК по некоторым вопросам истории партии после образования КНР», где подводились итоги политики Мао Цзэдуна. В документе осуждались «культурная революция» и связанные с ней репрессии. В то же время утверждалось, что Мао Цзэдун остается «великим пролетарским революционером», несмотря на допущенные им ошибки.
Реформы были ориентированы на получение конкретного результата в ближайшем будущем. Именно поэтому их назвали «прагматическими». Были ликвидированы коммуны. Крестьянство получило возможность реализовывать произведенные излишки продукции на свободном рынке. Сократилась численность вооруженных сил, а главной задачей стало производство потребительских товаров. К модернизации был привлечен иностранный капитал. Создавались свободные экономические зоны, на территории которых снижались налоги и таможенные тарифы. Предприятиям предоставлялась значительная хозяйственная самостоятельность. Разрешалось развитие кооперативного и частного сектора в сфере производства, торговли и обслуживания. В то же время Компартия Китая сохранила за собой руководящую роль в политической жизни. Произошедшие в 1989 г. выступления студенчества в Пекине с требованием демократизации страны были подавлены военной силой.
Политическая стабильность в сочетании с экономикой, открытой для зарубежных инвесторов, сделала Китай одной из наиболее динамично развивающихся стран мира. Среднегодовые темпы роста производства ВВП на душу населения в Китае в 1980—2000-е гг. были самыми устойчивыми и высокими в мире — около 10 %. Китай, население которого является самым многочисленным в мире — 1 млрд. 300 млн. человек, полностью обеспечивает свои потребности в продовольствии. Китай становится индустриальной страной. Удельный вес городского населения за последние десятилетия возрос, но по-прежнему значительная часть рабочей силы (около 50 %) занята в сельском хозяйстве. В то же время за счет промышленного производства в КНР создается около половины ВВП.
Китай освоил производство продукции на основе информационных технологий. Он стал третьей после России и США космической державой, самостоятельно осуществив в 2003 г. запуск космического аппарата с человеком на борту. Планируется строительство китайской орбитальной станции и базы на Луне. По многим оценкам, Китай к середине ХХI в. сможет на равных конкурировать с Соединенными Штатами.
Китайская модель преобразований с 1987 г. стала с успехом использоваться во Вьетнаме. Политика вьетнамских властей принесла значительные плоды: страна не только начала обеспечивать себя продовольствием, но и стала одним из крупнейших экспортеров риса. С участием иностранного капитала быстрыми темпами (около 10 % в год) развивалась промышленность. Однако Вьетнам по-прежнему остается аграрной страной (около 75 % населения занято в сельском хозяйстве).
Довольно широко распространена точка зрения, будто «китайская модель» реформ могла быть применена и в СССР вместо перестройки. При этом не учитывается, что Китай располагал огромным ресурсом для реформирования экономики: многосотмиллионым крестьянским населением, не утратившим навыка работы на себя. Поэтому, как только были сняты ограничения на проявления личной предпринимательской инициативы, начался бурный экономический подъем. Это обеспечило правящей партии полную и безоговорочную поддержку населения. В СССР подобных условий не было. Кроме того, конкурентным преимуществом Китая на мировых рынках является существование многочисленных общин — выходцев из этой страны в США, большинстве стран Юго-Восточной Азии, России. Многие из живущих за рубежом китайцев сохраняют тесные связи со своей родиной. Они переводят значительную часть заработанных средств своим родственникам, что обеспечивает дополнительный приток иностранной валюты в Китай. Представители китайских общин, получившие образование в университетах стран Запада работавшие в их научных центрах, потом нередко возвращаются в Китай. Это обеспечивает ему постоянный приток квалифицированных специалистов и получение передовой научно-технической информации.
Относительно новая проблема для Китая — рост социального неравенства. Возник новый слой имущих граждан — зажиточных крестьян, городской буржуазии. Увеличилось число чиновников, обогащающихся за счет служебного положения. Власти ответили на это кампаниями по борьбе с коррупцией, которые сопровождались массовыми казнями. Увеличилась неравномерность в развитии регионов страны. Приморские провинции, связанные с передовыми отраслями промышленности, вырвались вперед. В аграрных регионах возросла безработица.
В тех районах страны, где проживают национальные меньшинства (Тибет, Синцзянь-Уйгурский автономный округ), усилились сепаратистские настроения.
С началом реформ Китай начал проводить сбалансированную внешнюю политику, то есть избегать конфликтов с соседями, поддерживать торгово-экономические отношения со всеми странами мира. Важным для КНР событием стало воссоединение с Гонконгом (1997) по соглашению с Великобританией, у которой истек срок аренды этого порта и прилегающих земель.
После присоединения к Китаю Гонконга возросло его участие в международном разделении труда. Внешнеторговый оборот КНР достиг 40 % ВВП. При этом 74 % китайского экспорта составляют трудоемкие промышленные товары (в 1975 г. их доля в экспорте составляла лишь 36 %). В частности, Китай поставляет на мировой рынок компьютерное оборудование, аудио- и видеотехнику, автомобили и военную технику.
Особенно тесные отношения у Китая сложились с соседними государствами, принявшими социалистическую модель развития. В 1980-е гг. нормализовались отношения с Вьетнамом. Традиционно дружеские отношения Китай поддерживал с Северной Кореей. Правящая в ней Трудовая партия стремится к построению социализма с корейской спецификой. В последние годы КНР быстрыми темпами развивает торгово-экономическое сотрудничество со странами Африки и Латинской Америки. Особое значение придается сближению с Венесуэлой, руководство которой заявляет о своей приверженности социализму.
Успешно развиваются российско-китайские отношения. Они начали улучшаться еще при М.С. Горбачеве. В 1992 г. состоялся визит Б.Н. Ельцина в Пекин. В 1996 г. в Шанхае произошло подписание соглашения о мерах доверия в зоне границы, дополненное договоренностью 1997 г. России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана о взаимном сокращении вооруженных сил в приграничных районах. В 2001 г. эти страны, на очередной встрече в Шанхае, учредили Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Ее участники обязались углублять экономическое сотрудничество и согласовывать свои усилия в борьбе с международным терроризмом. Это имеет для Китая большое значение, поскольку на его территории проживает ряд этнических меньшинств, а их наиболее радикальные представители борются за независимость, используя методы террора.
В 2001 г. был подписан российско-китайский договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Стороны отказались от применения силы друг против друга, обязавшись консультироваться в случае возникновения угрозы миру. В 2004 г. Россия и КНР достигли компромисса по спорным вопросам о линии прохождения границы.
Китай стал одним из ведущих покупателей российской военной техники и технологий. Многие китайские предприниматели ведут активную экономическую деятельность на территории стран СНГ, особенно в России. Переселенцы из Китая, довольствующиеся низкой, по российским представлениям, заработной платой, постепенно замещают рабочие места в Сибири, на дальнем Востоке.
Массовая миграция рабочей силы из Китая вызывает тревогу во многих соседних с ним странах, а также в США. Китай, выполняя рекомендации ООН развивающимся странам о сокращении темпов прироста народонаселения, проводит жесткую политику по снижению рождаемости. Наряду с пропагандистским лозунгом «Одна семья — один ребенок» принимаются и экономические меры, такие, как штрафы за рождение второго и последующих детей.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Раздел 1. Человечество на рубеже новой эры План
- Ускорение научно-технического развития и его последствия
- Технологии новой эпохи
- Транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы
- Биохимия, генетика, медицина
- Электроника и робототехника
- Основные черты информационного общества
- Информационная революция
- Автоматизация и роботизация производства
- Индустрия знаний
- 3. Работа с текстом
- 4. Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы Основная
- Дополнительная
- Раздел 2. Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (хх и ххi в.)
- Тема 2.1 Страны Запада и сша на рубеже хх и ххi вв. План
- Кризис «общества благосостояния»
- Причины кризисов в развитых странах
- Коммунисты и левые правительства в Европе
- Неоконсерватизм
- Страны Запада на рубеже хх—ххi вв.
- Этапы развития социал-демократии
- Массовые движения
- Работа с текстом. Из книги г; Маркузе «Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества»(1964):
- Из работы и. Кристола «Признания подлинного неоконсерватора» (1984):
- Из книги американского экономиста индийского Происхождения Джагдиша Бхагвати «в Защиту глобализации» (2004):
- 4. Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы
- Дополнительная
- Тема 2.2 Восточная Европа во II половине XX– начале XXI в План
- Вопросы по теме
- Список литературы
- Восточная Европа после социализма Крах социалистической системы
- Изменение курса во внутренней и внешней политике
- Направление экономических реформ и их результаты Переход от социалистической модели к рыночным отношениям
- Страны Восточной Европы и Евросоюз
- 3. Вопросы по теме
- 4. Список литература Основная
- Дополнительная
- Тема 2.3 Страны Азии, Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации План
- Китай и китайская модель
- Японское «экономическое чудо»
- Новые индустриальные страны (нис)
- Послевоенное развитие Индии
- Исламский мир
- Страны Центральной и Южной Африки
- Латиноамериканские страны
- 8 . Работа с текстом Из речи Дэн Сяопина (30 июня 1994 г.):
- Из конституции Японии (1947):
- Из документа «Государственная стратегия Японии. Цели Японии в ххi в.
- Из доклада группы экспертов, посвященного анализу отношений Японии со странами Европы, опубликованном во влиятельной японской газете «Нихон кэйдзай симбун» (2008):
- 9. Вопросы по теме
- 10 Задание для самостоятельной работы
- 11. Список литературы
- Раздел 3. Сущность и причины межгосударственных, региональных, локальных конфликтов в конце хх – начале ххi вв.
- Тема 3.1 Теория и практика конфликтов на рубеже хх – ххi вв
- Вопросы по теме
- Задание для самостоятельной работы
- Список литературы
- Причины конфликтов и пути их урегулирования
- Военная и террористическая глобальные угрозы человечеству
- Вооруженные конфликты в снг
- Югославия
- Конфликты в странах Азии
- Конфликты в странах Африки
- 7.Конфликты в Латинской Америке
- 8 .Вопросы по теме
- 9 .Задание для самостоятельной работы
- 10 .Список литература Основная
- Дополнительная
- Раздел 4. Интеграционные процессы
- Тема 4.1 Глобализация мировой экономики
- 2 .Глобализация мировой экономики Предпосылки развития глобализационных процессов
- Глобализация как высшая стадия интернационализации мировой экономики
- Последствия глобализации мировой экономики
- 3.Работа с текстом Из книги американского социолога Уолта Ростоу «Почему бедные богатеют, а богатые беднеют (198о)
- 4.Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 4.2 Интеграция в Европе и Северной Америке План
- Интеграционные процессы Экономическая взаимозависимость государств
- Противоречия и конкуренция в информационном обществе
- Развитие интеграционных процессов в Европе Этапы западноевропейской интеграции
- Достижения и противоречия европейской интеграции
- Интеграционные процессы в Европе на современном этапе
- Интеграционные процессы в Северной Америке
- 4 .Работа с текстом
- Вопросы для обсуждения:
- Из Договора шести европейских государств о создании Европейского экономического сообщества (25 марта 1957г.):
- 5. Вопросы по теме
- 6. Задание для самостоятельной работы
- 7. Список литературы
- Тема 4.3 Государства снг и Россия в мировом сообществе
- Вопросы по теме
- Задание для самостоятельной работы
- Список литературы
- Особенности политического и экономического развития отдельных стран снг
- Россия в мировом сообществе Россия третьего тысячелетия: ее место и роль в современной мировой истории.
- Татарстан в эпоху глобализации.
- 3. Вопросы по теме
- 4. Задание для самостоятельной работы
- Раздел 5. Международные организации в современном мире
- Тема 5.1 Складывание новой системы
- Современные международные организации
- Организация Объединенных Наций
- Всемирная торговая организация
- Мвф и Всемирный банк
- Движение неприсоединения
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- 3. Работа с текстом Устав оон (извлечение)
- Глава 1, Статья 1
- 4. Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы
- Тема 5.2 Проблемы нового миропорядка
- Горизонтальные, вертикальные и функциональные измерения мирового порядка
- Проблемы нового миропорядка Факторы, влияющие на становление нового миропорядка
- Проблемы нового миропорядка
- 3.Работа с текстом Из выступления Дж. Буша (20 сентября 2002 г.):
- 4.Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 5.3 Геополитическое положение современной России и Татарстана План
- Россия и международные организации
- Россия и вто (всемирная торговая организация).
- Место России на международной арене Геополитический ренессанс России
- 3. Работа с текстом Из интервью Владимира Путина французским телеканалам
- 4. Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы Основная
- Дополнительная
- Раздел 6. Роль науки, идеологии и массово культуры в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций
- Тема 6.1 Общественные науки, идеология и массовая культура План
- Теория общественного развития Экономическая теория в современных условиях
- Социология и политология как прикладные науки, исследующие закономерности индивидуального и группового поведения людей
- Структурализм как направление современной философской мысли
- От конца идеологии к реидеологизации Концепция «конца идеологии»
- 3. Церковь и общество на рубеже веков
- Экуменическое движение
- 4.Сми и массовая культура Интернационализация духовной жизни человечества
- 5 .Работа с текстом Международный язык эсперанто
- 6. Вопросы по теме
- 7. Задание для самостоятельной работы
- 8. Список литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 6.2 Новые направления в искусстве во второй половине XX — начале XXI в. План
- От модернизма к постмодернизму
- А бстрактный экспрессионизм
- Авангардные течения в музыкальной и художественной культуре
- Контркультура и культура молодежного бунта Парадокс молодежных движений
- Подъем национальных культур Массовизация национальных культур
- 4.Работа с текстом Из книги д. Нэсбитта и п. Эбурдин «Что нас ждет в 90-е гг. Мегатенденции: Год 2000» (1982):
- 5. Вопросы по теме
- 6.Задание для самостоятельной работы
- 7. Список литературы
- Тема 6.3 Российское общество в эпоху перемен (1992-2008 гг.)
- Коммерциализация искусства и массовая культура Масскульт отечественного образца
- Новая эстетика Постмодернизм и информационные технологии
- 4. Историко-культурное наследие Возрождение культурной среды
- 5. Религиозная жизнь
- Рост религиозного сознания
- Литургия в храме Христа Спасителя в Москве →
- Мечеть Кул-Шариф в Казани
- 6. Работа с текстом
- 7. Вопросы по теме
- 8. Задание для самостоятельной работы
- 9.Список литературы Основная
- Дополнительная
- Раздел 7. Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
- Тема 7.1 Международное право План
- Вопросы по теме
- Список литературы
- Понятие и сущность международного права Назначение международного права
- Принципы международного права
- Права человека как основа международного права
- Система защиты прав человека
- 3. Вопросы по теме
- 4. Список литературы
- Тема 7.2 Международное право прав человека
- Пакты о правах
- Структура пакта
- Каталог прав
- Каталог прав
- Договоры оон по правам человека
- Региональные инструменты по правам человека
- Международные органы по защите прав человека
- 6. Работа с текстом
- 7. Вопросы по теме
- 8. Задание для самостоятельной работы
- 9. Список литературы Основная
- Дополнительная