Коммунисты и левые правительства в Европе
Э кономические трудности привели к подъему рабочего движения в Западной Европе. Часть трудящихся стали выражать недовольство существующей системой социальной защиты. Возросло влияние левых сил, особенно коммунистов.
После поражения гитлеровской Германии и ее союзников во многих освобожденных от фашизма странах (Франция, Италия, государства Восточной Европы) к власти пришли коалиционные правительства, включавшие коммунистов и социалистов. Приоритетом их деятельности было восстановление экономики. Однако их сотрудничество оказалось непродолжительным. После установления просоветских режимов в Восточной Европе доверие партнеров по коалициям к коммунистам в западноевропейских странах оказалось подорвано.
С началом «холодной войны» большинство избирателей стран Запада увидели в коммунистах силу, действовавшую в первую очередь в интересах Советского Союза, а не собственного государства. Серьезным ударом по авторитету коммунистического движения было разоблачение преступлений сталинизма ХХ съездом КПСС (1956), ссора между компартиями СССР и Китая (1960-е гг.), которая привела даже к вооруженным конфликтам на границе двух стран.
Положение начало меняться в конце 1960-х — начале 1970-х гг. Имидж компартий улучшился благодаря выдвижению ими платформы так называемого еврокоммунизма. Его теоретиками и лидерами были Роже Гароди во Франции, Эрнст Фишер в Австрии, Энрико Берлингуэр в Италии, Сантьяго Каррильо в Испании. Они поставили под сомнение универсальность советской модели социализма. Путь развития, связанный с насильственным захватом власти, гражданской войной, установлением диктатуры одной партии, тотальным государственным контролем над экономикой, ограничением демократических прав и свобод, расценивался как ведущий в тупик. Вместо него предлагалась модель социализма с человеческим лицом или социализма национальных цветов, близкая к идеалам социал-демократии
Изменение настроений избирателей и рост влияния коммунистов в странах Европы произошли в условиях обострившихся дискуссий о путях выхода из кризиса. При этом многие либеральные и социал-демократические партии не желали отказываться от социально ориентированной политики. Они строили планы увеличения помощи безработным, государственного финансирования убыточных предприятий, национализаций и дальнейшего повышения налогов на богатых. Эти намерения встретили поддержку коммунистов, которые предлагали сочетать регулирующую роль государства с расширением самоуправления трудящихся на предприятиях и в местных органах власти.
Н а волне подъема рабочего движения к власти в ряде стран пришли левые правительства. Во Франции, где Коммунисты обеспечивали себе поддержку около 20 % избирателей, в 1981—1982 гг. они совместно с социалистами входили в правительство. В Италии компартия в 1970-е гг. получала свыше 30 % голосов. Под ее влиянием на заводах и фабриках Италии были созданы фабрично-заводские советы, Контролировавшие работу администрации. В 1976—1979 гг. коммунисты входили в правительственное большинство. В Германии в 1969 г. официально возобновила свою деятельность, запрещенная в 1956 г. Коммунистическая партия. Значительным влиянием пользовались коммунисты в Португалии, Испании, Греции и на Кипре. Попытки левоцентристских правительств стран Запада, стоявших у власти в 1970-е гг., продолжать социально ориентированную политику прежними методами не увенчались успехом. Дефицит бюджетов увеличивался, инфляция и связанный с ней рост цен продолжались, уровень жизни населения начал падать.
В условиях, когда коммунисты пошли на сотрудничество с социал-демократическими и либеральными партиями, роль крайней оппозиции перешла к левым радикалам. В 1960-е гг. оформилось новое идейное течение — неомарксизм. Его основоположником принято считать венгерского философа Дьердя Лукача. Дань этому учению отдали такие мыслители ХХ в., как Эрих Фромм, Герберт Маркузе, Теодор Адорно, Жан Поль Сартр. Новые левые обратили внимание людей на проблему отчуждения человека от реального влияния на политическую и экономическую жизнь. Общественное развитие как демократических, так и социалистических стран считалось тупиковым, поскольку оно не вело к преодолению этого отчуждения, а усиливало его. «Государство благосостояния» расценивалось как бюрократическая машина, которая занята обслуживанием самой себя и не способна учесть интересы и заботы отдельной личности. Новые левые мечтали о революции, которая освободит человека от всех форм принуждения, унификации и власти бюрократии. Положительный идеал не предлагался, считалось, что новая форма общества сложится сама собой в ходе борьбы. Рабочие, по мнению левых радикалов, интегрировались в капиталистическую систему, превратившись в средний класс, и живут лишь заботой о собственном благе. Поэтому призывы к революции адресовалась молодежи и маргиналам, не нашедшим себе места в обществе потребления. К их числу относились мятежно настроенные интеллектуалы, безработные представители расовых и сексуальных меньшинств, наркоманы и т.д. Революционной силой считались так же жители слаборазвитых стран «мировой деревни», чья задача — бросить вызов «мировому городу», то есть развитым странам демократии.
В 1960—1970-е гг. неомарксизм получил большую популярность среди молодежи, и особенно у студентов. Его приверженцы отрицали ценности «общества благоденствия» как мещанские и ограниченные. Леворадикально настроенные молодые люди стали главной силой студенческих выступлений 1968 г. во Франции. Эти события, получившие название (Красный май), переросли в массовые беспорядки и привели к отставке президента де Голля. В 1967—1968 гг. в Италии также начались студенческие волнения, а в 1969 г. страна пережила «горячую осень», когда к студентам присоединились рабочие.
В 1970-е гг. в развитых странах действовали леворадикальные террористические группировки — «Фракция Красной армии» в Германии, Красные бригады и «городские партизаны» в Италии. Они насчитывали по нескольку десятков человек, но доставили массу проблем властям. Широкий резонанс в Европе вызвало похищение и убийство «краснобригадовцами» итальянского премьер-министра, лидера христианских демократов Аль до Моро.
Радикальные взгляды стали распространяться и в профсоюзном движении. Так, например, в Великобритании начались массовые выступления шахтеров, требовавших сохранения дотаций для угольной промышленности, прибыльность которой падала год от года. В 1974 г они привели к отставке правительства консерваторов и досрочным парламентским выборам. К власти в стране пришли лейбористы.
Падение эффективности социально ориентированной рыночной экономики, утрата доверия избирателей к государству, которому не удалось обеспечить «всеобщее благоденствие», вызвали поиск новых путей развития общества.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел 1. Человечество на рубеже новой эры План
- Ускорение научно-технического развития и его последствия
- Технологии новой эпохи
- Транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы
- Биохимия, генетика, медицина
- Электроника и робототехника
- Основные черты информационного общества
- Информационная революция
- Автоматизация и роботизация производства
- Индустрия знаний
- 3. Работа с текстом
- 4. Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы Основная
- Дополнительная
- Раздел 2. Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (хх и ххi в.)
- Тема 2.1 Страны Запада и сша на рубеже хх и ххi вв. План
- Кризис «общества благосостояния»
- Причины кризисов в развитых странах
- Коммунисты и левые правительства в Европе
- Неоконсерватизм
- Страны Запада на рубеже хх—ххi вв.
- Этапы развития социал-демократии
- Массовые движения
- Работа с текстом. Из книги г; Маркузе «Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества»(1964):
- Из работы и. Кристола «Признания подлинного неоконсерватора» (1984):
- Из книги американского экономиста индийского Происхождения Джагдиша Бхагвати «в Защиту глобализации» (2004):
- 4. Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы
- Дополнительная
- Тема 2.2 Восточная Европа во II половине XX– начале XXI в План
- Вопросы по теме
- Список литературы
- Восточная Европа после социализма Крах социалистической системы
- Изменение курса во внутренней и внешней политике
- Направление экономических реформ и их результаты Переход от социалистической модели к рыночным отношениям
- Страны Восточной Европы и Евросоюз
- 3. Вопросы по теме
- 4. Список литература Основная
- Дополнительная
- Тема 2.3 Страны Азии, Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации План
- Китай и китайская модель
- Японское «экономическое чудо»
- Новые индустриальные страны (нис)
- Послевоенное развитие Индии
- Исламский мир
- Страны Центральной и Южной Африки
- Латиноамериканские страны
- 8 . Работа с текстом Из речи Дэн Сяопина (30 июня 1994 г.):
- Из конституции Японии (1947):
- Из документа «Государственная стратегия Японии. Цели Японии в ххi в.
- Из доклада группы экспертов, посвященного анализу отношений Японии со странами Европы, опубликованном во влиятельной японской газете «Нихон кэйдзай симбун» (2008):
- 9. Вопросы по теме
- 10 Задание для самостоятельной работы
- 11. Список литературы
- Раздел 3. Сущность и причины межгосударственных, региональных, локальных конфликтов в конце хх – начале ххi вв.
- Тема 3.1 Теория и практика конфликтов на рубеже хх – ххi вв
- Вопросы по теме
- Задание для самостоятельной работы
- Список литературы
- Причины конфликтов и пути их урегулирования
- Военная и террористическая глобальные угрозы человечеству
- Вооруженные конфликты в снг
- Югославия
- Конфликты в странах Азии
- Конфликты в странах Африки
- 7.Конфликты в Латинской Америке
- 8 .Вопросы по теме
- 9 .Задание для самостоятельной работы
- 10 .Список литература Основная
- Дополнительная
- Раздел 4. Интеграционные процессы
- Тема 4.1 Глобализация мировой экономики
- 2 .Глобализация мировой экономики Предпосылки развития глобализационных процессов
- Глобализация как высшая стадия интернационализации мировой экономики
- Последствия глобализации мировой экономики
- 3.Работа с текстом Из книги американского социолога Уолта Ростоу «Почему бедные богатеют, а богатые беднеют (198о)
- 4.Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 4.2 Интеграция в Европе и Северной Америке План
- Интеграционные процессы Экономическая взаимозависимость государств
- Противоречия и конкуренция в информационном обществе
- Развитие интеграционных процессов в Европе Этапы западноевропейской интеграции
- Достижения и противоречия европейской интеграции
- Интеграционные процессы в Европе на современном этапе
- Интеграционные процессы в Северной Америке
- 4 .Работа с текстом
- Вопросы для обсуждения:
- Из Договора шести европейских государств о создании Европейского экономического сообщества (25 марта 1957г.):
- 5. Вопросы по теме
- 6. Задание для самостоятельной работы
- 7. Список литературы
- Тема 4.3 Государства снг и Россия в мировом сообществе
- Вопросы по теме
- Задание для самостоятельной работы
- Список литературы
- Особенности политического и экономического развития отдельных стран снг
- Россия в мировом сообществе Россия третьего тысячелетия: ее место и роль в современной мировой истории.
- Татарстан в эпоху глобализации.
- 3. Вопросы по теме
- 4. Задание для самостоятельной работы
- Раздел 5. Международные организации в современном мире
- Тема 5.1 Складывание новой системы
- Современные международные организации
- Организация Объединенных Наций
- Всемирная торговая организация
- Мвф и Всемирный банк
- Движение неприсоединения
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- 3. Работа с текстом Устав оон (извлечение)
- Глава 1, Статья 1
- 4. Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы
- Тема 5.2 Проблемы нового миропорядка
- Горизонтальные, вертикальные и функциональные измерения мирового порядка
- Проблемы нового миропорядка Факторы, влияющие на становление нового миропорядка
- Проблемы нового миропорядка
- 3.Работа с текстом Из выступления Дж. Буша (20 сентября 2002 г.):
- 4.Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 5.3 Геополитическое положение современной России и Татарстана План
- Россия и международные организации
- Россия и вто (всемирная торговая организация).
- Место России на международной арене Геополитический ренессанс России
- 3. Работа с текстом Из интервью Владимира Путина французским телеканалам
- 4. Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы Основная
- Дополнительная
- Раздел 6. Роль науки, идеологии и массово культуры в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций
- Тема 6.1 Общественные науки, идеология и массовая культура План
- Теория общественного развития Экономическая теория в современных условиях
- Социология и политология как прикладные науки, исследующие закономерности индивидуального и группового поведения людей
- Структурализм как направление современной философской мысли
- От конца идеологии к реидеологизации Концепция «конца идеологии»
- 3. Церковь и общество на рубеже веков
- Экуменическое движение
- 4.Сми и массовая культура Интернационализация духовной жизни человечества
- 5 .Работа с текстом Международный язык эсперанто
- 6. Вопросы по теме
- 7. Задание для самостоятельной работы
- 8. Список литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 6.2 Новые направления в искусстве во второй половине XX — начале XXI в. План
- От модернизма к постмодернизму
- А бстрактный экспрессионизм
- Авангардные течения в музыкальной и художественной культуре
- Контркультура и культура молодежного бунта Парадокс молодежных движений
- Подъем национальных культур Массовизация национальных культур
- 4.Работа с текстом Из книги д. Нэсбитта и п. Эбурдин «Что нас ждет в 90-е гг. Мегатенденции: Год 2000» (1982):
- 5. Вопросы по теме
- 6.Задание для самостоятельной работы
- 7. Список литературы
- Тема 6.3 Российское общество в эпоху перемен (1992-2008 гг.)
- Коммерциализация искусства и массовая культура Масскульт отечественного образца
- Новая эстетика Постмодернизм и информационные технологии
- 4. Историко-культурное наследие Возрождение культурной среды
- 5. Религиозная жизнь
- Рост религиозного сознания
- Литургия в храме Христа Спасителя в Москве →
- Мечеть Кул-Шариф в Казани
- 6. Работа с текстом
- 7. Вопросы по теме
- 8. Задание для самостоятельной работы
- 9.Список литературы Основная
- Дополнительная
- Раздел 7. Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
- Тема 7.1 Международное право План
- Вопросы по теме
- Список литературы
- Понятие и сущность международного права Назначение международного права
- Принципы международного права
- Права человека как основа международного права
- Система защиты прав человека
- 3. Вопросы по теме
- 4. Список литературы
- Тема 7.2 Международное право прав человека
- Пакты о правах
- Структура пакта
- Каталог прав
- Каталог прав
- Договоры оон по правам человека
- Региональные инструменты по правам человека
- Международные органы по защите прав человека
- 6. Работа с текстом
- 7. Вопросы по теме
- 8. Задание для самостоятельной работы
- 9. Список литературы Основная
- Дополнительная