Развитие интеграционных процессов в Европе Этапы западноевропейской интеграции
Развитие западноевропейской интеграции прошло через несколько этапов.
В 1947 г. 23 наиболее экономически развитые страны заключили Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Они обязались содействовать развитию внешней торговли за счет взаимного снижения налогов на импортную продукцию, отказа от таможенных войн. Впоследствии рамки ГАТТ расширились, в нее вошли многие страны Азии, Африки и Латинской Америки, она была преобразована во Всемирную торговую организацию (ВТО).
В 1948 г. была создана Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). Первоначально ее функции состояли в распределении помощи, предоставленной Европе согласно плану Маршалла. Она открыла широкие возможности для многосторонних экономических консультаций, обмена экономической информацией. В 1960 г. ОЕЭС была переименована в ОЭСР (Организацию экономического сотрудничества и развития), к ее деятельности подключилась Япония, затем — Южная Корея.
Первой собственно западноевропейской структурой, призванной содействовать согласованию политики в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной сферах, стал Совет Европы. Он был создан в 1949г., его учредителями стали Бельгия, Дания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Великобритания.
После образования ФРГ (1949) возникла опасность возрождения франко-германского соперничества. Чтобы избежать этого, министр иностранных дел Франции Роберт Шуман выдвинул идею объединения экономических потенциалов Германии и Франции. В 1951 г. ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург учредили Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). Это означало создание общего рынка угольной и металлургической промышленности, отмену взаимных таможенных пошлин, проведение единой таможенной политики в отношении продукции стран, не входящих в организацию. Принятые ЕОУС решения получали силу закона на территории стран-участниц.
В 1957 г. участники ЕОУС образовали Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Это имело огромное значение для развития европейского единства. Провозглашались принципы свободного перемещения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, что означало формирование общего рынка. Намечалось принятие единых стандартов налоговой, социальной политики. Впервые были сформированы наднациональные органы: Европейский парламент как законодательный орган, Совет министров как орган политического руководства, Комиссия европейских сообществ как исполнительный орган, Суд европейских сообществ. По вопросам интеграции они имели право принимать решения прямого действия, вступающие в силу без утверждения национальными правительствами и парламентами. Кроме того, два раза в год проводятся заседания Европейского совета — саммита глав государств и правительств, принимающего стратегические решения о путях развития интеграции.
Альтернативную модель интеграции пытались создать страны Северной Европы, в 1960 г. учредившие Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Ее членами стали Великобритания, Австрия, Дания, Ирландия, Норвегия, Швеция, Швейцария, Португалия. Целью ЕАСТ было постепенное снижение таможенных пошлин только на промышленную продукцию. Создание наднациональных органов и сближения законодательств не предполагалось. Эта модель, обеспечивавшая более низкий уровень интеграции, чем ЕЭС, оказалась менее жизнеспособной. В 1973 г. Великобритания, Ирландия и Дания вступили в ЕЭС. Страны, оставшиеся в ЕАСТ, в 1977 г. подписали соглашение о создании зоны свободной торговли с государствами ЕЭС, в 1991 г. — о едином европейском экономическом пространстве.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел 1. Человечество на рубеже новой эры План
- Ускорение научно-технического развития и его последствия
- Технологии новой эпохи
- Транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы
- Биохимия, генетика, медицина
- Электроника и робототехника
- Основные черты информационного общества
- Информационная революция
- Автоматизация и роботизация производства
- Индустрия знаний
- 3. Работа с текстом
- 4. Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы Основная
- Дополнительная
- Раздел 2. Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (хх и ххi в.)
- Тема 2.1 Страны Запада и сша на рубеже хх и ххi вв. План
- Кризис «общества благосостояния»
- Причины кризисов в развитых странах
- Коммунисты и левые правительства в Европе
- Неоконсерватизм
- Страны Запада на рубеже хх—ххi вв.
- Этапы развития социал-демократии
- Массовые движения
- Работа с текстом. Из книги г; Маркузе «Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества»(1964):
- Из работы и. Кристола «Признания подлинного неоконсерватора» (1984):
- Из книги американского экономиста индийского Происхождения Джагдиша Бхагвати «в Защиту глобализации» (2004):
- 4. Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы
- Дополнительная
- Тема 2.2 Восточная Европа во II половине XX– начале XXI в План
- Вопросы по теме
- Список литературы
- Восточная Европа после социализма Крах социалистической системы
- Изменение курса во внутренней и внешней политике
- Направление экономических реформ и их результаты Переход от социалистической модели к рыночным отношениям
- Страны Восточной Европы и Евросоюз
- 3. Вопросы по теме
- 4. Список литература Основная
- Дополнительная
- Тема 2.3 Страны Азии, Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации План
- Китай и китайская модель
- Японское «экономическое чудо»
- Новые индустриальные страны (нис)
- Послевоенное развитие Индии
- Исламский мир
- Страны Центральной и Южной Африки
- Латиноамериканские страны
- 8 . Работа с текстом Из речи Дэн Сяопина (30 июня 1994 г.):
- Из конституции Японии (1947):
- Из документа «Государственная стратегия Японии. Цели Японии в ххi в.
- Из доклада группы экспертов, посвященного анализу отношений Японии со странами Европы, опубликованном во влиятельной японской газете «Нихон кэйдзай симбун» (2008):
- 9. Вопросы по теме
- 10 Задание для самостоятельной работы
- 11. Список литературы
- Раздел 3. Сущность и причины межгосударственных, региональных, локальных конфликтов в конце хх – начале ххi вв.
- Тема 3.1 Теория и практика конфликтов на рубеже хх – ххi вв
- Вопросы по теме
- Задание для самостоятельной работы
- Список литературы
- Причины конфликтов и пути их урегулирования
- Военная и террористическая глобальные угрозы человечеству
- Вооруженные конфликты в снг
- Югославия
- Конфликты в странах Азии
- Конфликты в странах Африки
- 7.Конфликты в Латинской Америке
- 8 .Вопросы по теме
- 9 .Задание для самостоятельной работы
- 10 .Список литература Основная
- Дополнительная
- Раздел 4. Интеграционные процессы
- Тема 4.1 Глобализация мировой экономики
- 2 .Глобализация мировой экономики Предпосылки развития глобализационных процессов
- Глобализация как высшая стадия интернационализации мировой экономики
- Последствия глобализации мировой экономики
- 3.Работа с текстом Из книги американского социолога Уолта Ростоу «Почему бедные богатеют, а богатые беднеют (198о)
- 4.Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 4.2 Интеграция в Европе и Северной Америке План
- Интеграционные процессы Экономическая взаимозависимость государств
- Противоречия и конкуренция в информационном обществе
- Развитие интеграционных процессов в Европе Этапы западноевропейской интеграции
- Достижения и противоречия европейской интеграции
- Интеграционные процессы в Европе на современном этапе
- Интеграционные процессы в Северной Америке
- 4 .Работа с текстом
- Вопросы для обсуждения:
- Из Договора шести европейских государств о создании Европейского экономического сообщества (25 марта 1957г.):
- 5. Вопросы по теме
- 6. Задание для самостоятельной работы
- 7. Список литературы
- Тема 4.3 Государства снг и Россия в мировом сообществе
- Вопросы по теме
- Задание для самостоятельной работы
- Список литературы
- Особенности политического и экономического развития отдельных стран снг
- Россия в мировом сообществе Россия третьего тысячелетия: ее место и роль в современной мировой истории.
- Татарстан в эпоху глобализации.
- 3. Вопросы по теме
- 4. Задание для самостоятельной работы
- Раздел 5. Международные организации в современном мире
- Тема 5.1 Складывание новой системы
- Современные международные организации
- Организация Объединенных Наций
- Всемирная торговая организация
- Мвф и Всемирный банк
- Движение неприсоединения
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- 3. Работа с текстом Устав оон (извлечение)
- Глава 1, Статья 1
- 4. Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы
- Тема 5.2 Проблемы нового миропорядка
- Горизонтальные, вертикальные и функциональные измерения мирового порядка
- Проблемы нового миропорядка Факторы, влияющие на становление нового миропорядка
- Проблемы нового миропорядка
- 3.Работа с текстом Из выступления Дж. Буша (20 сентября 2002 г.):
- 4.Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 5.3 Геополитическое положение современной России и Татарстана План
- Россия и международные организации
- Россия и вто (всемирная торговая организация).
- Место России на международной арене Геополитический ренессанс России
- 3. Работа с текстом Из интервью Владимира Путина французским телеканалам
- 4. Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы Основная
- Дополнительная
- Раздел 6. Роль науки, идеологии и массово культуры в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций
- Тема 6.1 Общественные науки, идеология и массовая культура План
- Теория общественного развития Экономическая теория в современных условиях
- Социология и политология как прикладные науки, исследующие закономерности индивидуального и группового поведения людей
- Структурализм как направление современной философской мысли
- От конца идеологии к реидеологизации Концепция «конца идеологии»
- 3. Церковь и общество на рубеже веков
- Экуменическое движение
- 4.Сми и массовая культура Интернационализация духовной жизни человечества
- 5 .Работа с текстом Международный язык эсперанто
- 6. Вопросы по теме
- 7. Задание для самостоятельной работы
- 8. Список литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 6.2 Новые направления в искусстве во второй половине XX — начале XXI в. План
- От модернизма к постмодернизму
- А бстрактный экспрессионизм
- Авангардные течения в музыкальной и художественной культуре
- Контркультура и культура молодежного бунта Парадокс молодежных движений
- Подъем национальных культур Массовизация национальных культур
- 4.Работа с текстом Из книги д. Нэсбитта и п. Эбурдин «Что нас ждет в 90-е гг. Мегатенденции: Год 2000» (1982):
- 5. Вопросы по теме
- 6.Задание для самостоятельной работы
- 7. Список литературы
- Тема 6.3 Российское общество в эпоху перемен (1992-2008 гг.)
- Коммерциализация искусства и массовая культура Масскульт отечественного образца
- Новая эстетика Постмодернизм и информационные технологии
- 4. Историко-культурное наследие Возрождение культурной среды
- 5. Религиозная жизнь
- Рост религиозного сознания
- Литургия в храме Христа Спасителя в Москве →
- Мечеть Кул-Шариф в Казани
- 6. Работа с текстом
- 7. Вопросы по теме
- 8. Задание для самостоятельной работы
- 9.Список литературы Основная
- Дополнительная
- Раздел 7. Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
- Тема 7.1 Международное право План
- Вопросы по теме
- Список литературы
- Понятие и сущность международного права Назначение международного права
- Принципы международного права
- Права человека как основа международного права
- Система защиты прав человека
- 3. Вопросы по теме
- 4. Список литературы
- Тема 7.2 Международное право прав человека
- Пакты о правах
- Структура пакта
- Каталог прав
- Каталог прав
- Договоры оон по правам человека
- Региональные инструменты по правам человека
- Международные органы по защите прав человека
- 6. Работа с текстом
- 7. Вопросы по теме
- 8. Задание для самостоятельной работы
- 9. Список литературы Основная
- Дополнительная