Электроника и робототехника
Огромное влияние на развитие мировой цивилизации оказали достижения в области электроники. Наибольшее прикладное значение имело изобретение ЭВМ – электронно-вычислительных машин, то есть компьютеров.
П ервые ЭВМ появились после Второй мировой войны. В них использовались такие же диоды и триоды, как в ламповых радиоприемниках. Одна из таких машин – ЭНИАК, построенная в США в 1946 г., весила 30т и занимала площадь 150 кв. м. В ней было использовано 18 тыс. электронных ламп. Но, несмотря на огромные размеры, она могла проводить лишь простые вычисления, доступные ныне каждому владельцу карманного калькулятора.
В торое поколение ЭВМ было создано после изобретения транзисторов (полупроводников), которые в конце1940-х гг. заменили электронные лампы. Транзисторы нашли широкое применение в бытовой электронике (радиоприемники, телевизоры, магнитофоны).
Р азвитие третьего поколения ЭВМ началось в 1960-е гг. с возникновением, так называемых интегральных схем, плат, на которых размещалось несколько десятков компонентов, обрабатывавших информацию. С совершенствованием технологии в 1970-е гг. на одной плате можно было поместить уже десятки тысяч компонентов. ЭВМ на интегральных схемах включали в себя миллионы полупроводников, их быстродействие достигло 100 млн. операций в секунду.
В основе ЭВМ четвертого поколения лежал микропроцессор на кремниевом кристалле – чип, размером менее 1 кв. см, заменяющий тысячи полупроводников. Он был изобретен в 1971 г. Один такой кристалл мог хранить до 5 млн. бит информации, что позволило перейти к созданию компьютеров для индивидуальных пользователей.
Современные ЭВМ способны воспринимать и воспроизводить не только числовую информацию, но и снимки, графики, речь, вести диалог с человеком на базе установленного программного обеспечения. Они могут моделировать природные и общественно-политические явления.
К омпьютеры получили повсеместное использование в промышленных, коммерческих и научных центрах, государственных учреждениях. Появление компьютерных банков данных обеспечило новые возможности связи – создания локальных, а затем и глобальных компьютерных сетей. Самой известной из них является Интернет. Сети позволяют моментально получать и передавать любую информацию, вести двусторонние и многосторонние диалоги с другими пользователями компьютеров в режиме реального времени.
Предполагается, что следующее поколение компьютеров будет создаваться на основе молекулы полимерного или биологически активного вещества (биочипа), что сделает возможным создание искусственного интеллекта, способного к самопрограммированию.
Развитие компьютерных технологий позволило начать в 1960-х гг. создание промышленных роботов. Их число к началу XXI в. в мире достигло 720 тыс. Большинство роботов используется на заводах Японии, США и Германии. Распространение робототехники – это огромный шаг вперед на пути совершенствования производственного процесса.
Вопрос о том, какие из изобретений и открытий ХХ в. наиболее важны, лишен смысла, поскольку большинство их взаимосвязаны между собой. Так, по подсчетам американских инженеров, микрочипы используются не только в компьютерах и роботах, а в 24 тыс. видах выпускаемой в США продукции, включая бытовую технику (холодильник, телевизор, СВЧ-печь, стиральная машина и другие). Ставшие предметами повседневного употребления, они являются воплощением множества направлений научно-технического прогресса.
Итак, научно-технический прогресс не только изменил условия быта и отдыха людей. Он повлиял на облик современного общества и породил новые проблемы.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел 1. Человечество на рубеже новой эры План
- Ускорение научно-технического развития и его последствия
- Технологии новой эпохи
- Транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы
- Биохимия, генетика, медицина
- Электроника и робототехника
- Основные черты информационного общества
- Информационная революция
- Автоматизация и роботизация производства
- Индустрия знаний
- 3. Работа с текстом
- 4. Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы Основная
- Дополнительная
- Раздел 2. Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (хх и ххi в.)
- Тема 2.1 Страны Запада и сша на рубеже хх и ххi вв. План
- Кризис «общества благосостояния»
- Причины кризисов в развитых странах
- Коммунисты и левые правительства в Европе
- Неоконсерватизм
- Страны Запада на рубеже хх—ххi вв.
- Этапы развития социал-демократии
- Массовые движения
- Работа с текстом. Из книги г; Маркузе «Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества»(1964):
- Из работы и. Кристола «Признания подлинного неоконсерватора» (1984):
- Из книги американского экономиста индийского Происхождения Джагдиша Бхагвати «в Защиту глобализации» (2004):
- 4. Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы
- Дополнительная
- Тема 2.2 Восточная Европа во II половине XX– начале XXI в План
- Вопросы по теме
- Список литературы
- Восточная Европа после социализма Крах социалистической системы
- Изменение курса во внутренней и внешней политике
- Направление экономических реформ и их результаты Переход от социалистической модели к рыночным отношениям
- Страны Восточной Европы и Евросоюз
- 3. Вопросы по теме
- 4. Список литература Основная
- Дополнительная
- Тема 2.3 Страны Азии, Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации План
- Китай и китайская модель
- Японское «экономическое чудо»
- Новые индустриальные страны (нис)
- Послевоенное развитие Индии
- Исламский мир
- Страны Центральной и Южной Африки
- Латиноамериканские страны
- 8 . Работа с текстом Из речи Дэн Сяопина (30 июня 1994 г.):
- Из конституции Японии (1947):
- Из документа «Государственная стратегия Японии. Цели Японии в ххi в.
- Из доклада группы экспертов, посвященного анализу отношений Японии со странами Европы, опубликованном во влиятельной японской газете «Нихон кэйдзай симбун» (2008):
- 9. Вопросы по теме
- 10 Задание для самостоятельной работы
- 11. Список литературы
- Раздел 3. Сущность и причины межгосударственных, региональных, локальных конфликтов в конце хх – начале ххi вв.
- Тема 3.1 Теория и практика конфликтов на рубеже хх – ххi вв
- Вопросы по теме
- Задание для самостоятельной работы
- Список литературы
- Причины конфликтов и пути их урегулирования
- Военная и террористическая глобальные угрозы человечеству
- Вооруженные конфликты в снг
- Югославия
- Конфликты в странах Азии
- Конфликты в странах Африки
- 7.Конфликты в Латинской Америке
- 8 .Вопросы по теме
- 9 .Задание для самостоятельной работы
- 10 .Список литература Основная
- Дополнительная
- Раздел 4. Интеграционные процессы
- Тема 4.1 Глобализация мировой экономики
- 2 .Глобализация мировой экономики Предпосылки развития глобализационных процессов
- Глобализация как высшая стадия интернационализации мировой экономики
- Последствия глобализации мировой экономики
- 3.Работа с текстом Из книги американского социолога Уолта Ростоу «Почему бедные богатеют, а богатые беднеют (198о)
- 4.Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 4.2 Интеграция в Европе и Северной Америке План
- Интеграционные процессы Экономическая взаимозависимость государств
- Противоречия и конкуренция в информационном обществе
- Развитие интеграционных процессов в Европе Этапы западноевропейской интеграции
- Достижения и противоречия европейской интеграции
- Интеграционные процессы в Европе на современном этапе
- Интеграционные процессы в Северной Америке
- 4 .Работа с текстом
- Вопросы для обсуждения:
- Из Договора шести европейских государств о создании Европейского экономического сообщества (25 марта 1957г.):
- 5. Вопросы по теме
- 6. Задание для самостоятельной работы
- 7. Список литературы
- Тема 4.3 Государства снг и Россия в мировом сообществе
- Вопросы по теме
- Задание для самостоятельной работы
- Список литературы
- Особенности политического и экономического развития отдельных стран снг
- Россия в мировом сообществе Россия третьего тысячелетия: ее место и роль в современной мировой истории.
- Татарстан в эпоху глобализации.
- 3. Вопросы по теме
- 4. Задание для самостоятельной работы
- Раздел 5. Международные организации в современном мире
- Тема 5.1 Складывание новой системы
- Современные международные организации
- Организация Объединенных Наций
- Всемирная торговая организация
- Мвф и Всемирный банк
- Движение неприсоединения
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- 3. Работа с текстом Устав оон (извлечение)
- Глава 1, Статья 1
- 4. Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы
- Тема 5.2 Проблемы нового миропорядка
- Горизонтальные, вертикальные и функциональные измерения мирового порядка
- Проблемы нового миропорядка Факторы, влияющие на становление нового миропорядка
- Проблемы нового миропорядка
- 3.Работа с текстом Из выступления Дж. Буша (20 сентября 2002 г.):
- 4.Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 5.3 Геополитическое положение современной России и Татарстана План
- Россия и международные организации
- Россия и вто (всемирная торговая организация).
- Место России на международной арене Геополитический ренессанс России
- 3. Работа с текстом Из интервью Владимира Путина французским телеканалам
- 4. Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы Основная
- Дополнительная
- Раздел 6. Роль науки, идеологии и массово культуры в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций
- Тема 6.1 Общественные науки, идеология и массовая культура План
- Теория общественного развития Экономическая теория в современных условиях
- Социология и политология как прикладные науки, исследующие закономерности индивидуального и группового поведения людей
- Структурализм как направление современной философской мысли
- От конца идеологии к реидеологизации Концепция «конца идеологии»
- 3. Церковь и общество на рубеже веков
- Экуменическое движение
- 4.Сми и массовая культура Интернационализация духовной жизни человечества
- 5 .Работа с текстом Международный язык эсперанто
- 6. Вопросы по теме
- 7. Задание для самостоятельной работы
- 8. Список литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 6.2 Новые направления в искусстве во второй половине XX — начале XXI в. План
- От модернизма к постмодернизму
- А бстрактный экспрессионизм
- Авангардные течения в музыкальной и художественной культуре
- Контркультура и культура молодежного бунта Парадокс молодежных движений
- Подъем национальных культур Массовизация национальных культур
- 4.Работа с текстом Из книги д. Нэсбитта и п. Эбурдин «Что нас ждет в 90-е гг. Мегатенденции: Год 2000» (1982):
- 5. Вопросы по теме
- 6.Задание для самостоятельной работы
- 7. Список литературы
- Тема 6.3 Российское общество в эпоху перемен (1992-2008 гг.)
- Коммерциализация искусства и массовая культура Масскульт отечественного образца
- Новая эстетика Постмодернизм и информационные технологии
- 4. Историко-культурное наследие Возрождение культурной среды
- 5. Религиозная жизнь
- Рост религиозного сознания
- Литургия в храме Христа Спасителя в Москве →
- Мечеть Кул-Шариф в Казани
- 6. Работа с текстом
- 7. Вопросы по теме
- 8. Задание для самостоятельной работы
- 9.Список литературы Основная
- Дополнительная
- Раздел 7. Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
- Тема 7.1 Международное право План
- Вопросы по теме
- Список литературы
- Понятие и сущность международного права Назначение международного права
- Принципы международного права
- Права человека как основа международного права
- Система защиты прав человека
- 3. Вопросы по теме
- 4. Список литературы
- Тема 7.2 Международное право прав человека
- Пакты о правах
- Структура пакта
- Каталог прав
- Каталог прав
- Договоры оон по правам человека
- Региональные инструменты по правам человека
- Международные органы по защите прав человека
- 6. Работа с текстом
- 7. Вопросы по теме
- 8. Задание для самостоятельной работы
- 9. Список литературы Основная
- Дополнительная