Этапы развития социал-демократии
В 1951 г. социал-демократические партии создали международное объединение — Социалистический интернационал (Социнтерн), который действует и ныне.
В настоящее время Социнтерн объединяет 154 партий и организаций из 130 стран и пользуется большим авторитетом в мире. Среди руководителей Социнтерна были бывший премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро, бывший канцлер ФРГ Вили Брандт, бывший премьер-министр Франции Пьер Моруа и другие известные политики.
Во франкфуртской декларации Социнтерна (1951) был сформулирован идеал демократического социализма. Его основные принципы — правовое демократическое государство, политический плюрализм, социально ориентированная рыночная экономика. Социал-демократические идеи получили распространение не только в Европе, но и в странах Латинской Америки, Азии и Африки. Там сложились партии, вошедшие в Социнтерн.
Еще вначале 1950-х гг. большинство социал-демократических партий считали марксизм своей идейной основой. Однако вскоре из программ Социалистической партии Австрии и СДПГ были исключены основополагающие марксистские идеи о классовой борьбе, уничтожении частной собственности и обобществлении средств производства. По этому пути пошли и социал-демократы других стран. В основу программ большинства социал-демократических партий Западной Европы были положены принципы свободы, справедливости и солидарности, равенства и демократии.
Под свободой понималось право каждого человека на самостоятельный выбор жизненного пути. Равенство, подразумевавшее одинаковые возможности для всех людей быть свободными и солидарно (всем вместе, сообща) защищать свои интересы, рассматривалось как основа справедливости. Социал-демократы признавали, что принцип равенства, на котором зиждется демократия, утрачивает смысл, если социальные условия исходно ставят граждан в неодинаковое положение. Однако они не требовали уравнительного распределения доходов. Важнейшей задачей своей политики социал-демократы считали обеспечение равных стартовых возможностей для молодежи. Это означало, что дети из мало обеспеченных семей должны иметь доступ к качественному бесплатному образованию, чтобы занять достойное место в жизни.
Социал-демократия добилась больших успехов в странах Европы. Став влиятельной силой в парламентах, оказавшись у власти во многих странах, социал-демократы стали инициаторами крупных реформ. К их числу относились создание общенациональных систем социального обеспечения граждан, сокращение рабочего времени и т.д. Идеи социал-демократии были основой построения «общества благоденствия» в Западной Европе.
В 1970—1980-е гг. большинство социалистических и социал-демократических партий вновь обновили свои программы. Стимулом этого была необходимость дальнейшей модернизации экономики. Требовались дополнительные вложения в науку и новые технологии, в том числе и за счет ограничения государственных расходов. Так, шведские социал-демократы, заявив, что идея «общества благоденствия» воплощена в жизнь полностью, приступили к разработке «новой шведской модели». Она основывалась на ограничении роли государства и децентрализации социальных программ. Идеал социализма как общества всеобщего равенства стал рассматриваться как вектор движения, а не конкретная цель (в духе лозунга, выдвинутого Э.Бернштейном: «Движение — все, конечная цель — ничто»). В программе Французской социалистической партии (1988) подчеркивалось, что «социалистическое общество — это не столько стремление к концу истории, сколько движение к социализму, наращивание реформ и преобразование социальных отношений».
На практике это означало, что социал-демократы и социалисты сосредоточились на решении конкретных проблем. Открылись возможности межпартийного сотрудничества создания надпартийных коалиций. При этом широко использовались и заимствовались методы неоконсерваторов.
Так, в ФРГ досрочные выборы 2005 г. не принесли решающего успеха ни одной из партий. Поэтому было создано коалиционное правительство, возглавленное лидером о консервативного блока ХДС/ХСС Ангелой Меркель, в которое вошли и представители СДПГ.
США :от «третьего пути» к социально ориентированному неоконсерватизму;
Ныне в развитых странах основные политические силы занимают сходные позиции в вопросах развития общества и государства вне зависимости от идейных взглядов их лидеров и теоретиков.
Демократическая администрация У.- Клинтона (президент в 1993—2001 гг.) выдвинула концепцию «третьего пути». Ее суть — в использовании наиболее действенных методов решения социально экономических проблем, не важно, правые они или левые, неоконсервативные или либеральные. Такой подход себя оправдал. На протяжении 1990-х гг. он обеспечил устойчивое экономическое развитие (рост ВВП составил 3—4 % в год), рекордно низкий уровень безработицы (менее 5 %) и инфляции. В итоге с 1990 по 2000 г. доля США в мировом промышленном производстве увеличилась с 19,4 до 21,9 %.
Н а выборах 2000 г. победу одержал кандидат республиканцев Джордж Буш-младший, сын Джорджа Буша, президента США в 1989 — 1993 гг. Его предвыборная платформа включала в себя традиционные для неоконсерваторов обещания снизить налоги и стимулировать предпринимательскую деятельность. В то же время она содержала обязательства дальнейшей активизации социальной политики и увеличения вложений в «человеческий капитал» — создание новых рабочих мест, совершенствование школьного образования и медицинского обслуживания, ликвидация «зон упадка» в южных штатах, улучшение положения этнических меньшинств (афроамериканцы и латиноамериканцы). В США программу Буша назвали социально ориентированным неоконсерватизмом.
Однако реализации этой программы помешали трагические события 11сентября 2001 г. В этот день террористы, захватив пассажирские самолеты, направили их на здание Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и министерства обороны в Вашингтоне. Невиданный по масштабам теракт потряс Америку. Борьба с терроризмом стала главной задачей правительства США. Увеличение военных расходов, затраты на военные операции в Афганистане и Ираке вызвали рост бюджетного дефицита и государственного долга США. Правительству пришлось отказаться от ранее объявленных социальных программ. Темпы экономического роста упали, безработица увеличилась до 7 %. Тем не менее к 2004 г. ситуация в экономике улучшилась. Это, в сочетании с репутацией непримиримого борца с терроризмом, обеспечило Дж. Бушу-младшему переизбрание на второй срок (2005—2008). Он ознаменовался дальнейшим ростом бюджетного дефицита и ипотечным кризисом, разорением нескольких крупных банков, падением курса доллара по отношению к другим мировым валютам. США столкнулись с угрозой серьезного экономического спада.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел 1. Человечество на рубеже новой эры План
- Ускорение научно-технического развития и его последствия
- Технологии новой эпохи
- Транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы
- Биохимия, генетика, медицина
- Электроника и робототехника
- Основные черты информационного общества
- Информационная революция
- Автоматизация и роботизация производства
- Индустрия знаний
- 3. Работа с текстом
- 4. Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы Основная
- Дополнительная
- Раздел 2. Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (хх и ххi в.)
- Тема 2.1 Страны Запада и сша на рубеже хх и ххi вв. План
- Кризис «общества благосостояния»
- Причины кризисов в развитых странах
- Коммунисты и левые правительства в Европе
- Неоконсерватизм
- Страны Запада на рубеже хх—ххi вв.
- Этапы развития социал-демократии
- Массовые движения
- Работа с текстом. Из книги г; Маркузе «Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества»(1964):
- Из работы и. Кристола «Признания подлинного неоконсерватора» (1984):
- Из книги американского экономиста индийского Происхождения Джагдиша Бхагвати «в Защиту глобализации» (2004):
- 4. Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы
- Дополнительная
- Тема 2.2 Восточная Европа во II половине XX– начале XXI в План
- Вопросы по теме
- Список литературы
- Восточная Европа после социализма Крах социалистической системы
- Изменение курса во внутренней и внешней политике
- Направление экономических реформ и их результаты Переход от социалистической модели к рыночным отношениям
- Страны Восточной Европы и Евросоюз
- 3. Вопросы по теме
- 4. Список литература Основная
- Дополнительная
- Тема 2.3 Страны Азии, Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации План
- Китай и китайская модель
- Японское «экономическое чудо»
- Новые индустриальные страны (нис)
- Послевоенное развитие Индии
- Исламский мир
- Страны Центральной и Южной Африки
- Латиноамериканские страны
- 8 . Работа с текстом Из речи Дэн Сяопина (30 июня 1994 г.):
- Из конституции Японии (1947):
- Из документа «Государственная стратегия Японии. Цели Японии в ххi в.
- Из доклада группы экспертов, посвященного анализу отношений Японии со странами Европы, опубликованном во влиятельной японской газете «Нихон кэйдзай симбун» (2008):
- 9. Вопросы по теме
- 10 Задание для самостоятельной работы
- 11. Список литературы
- Раздел 3. Сущность и причины межгосударственных, региональных, локальных конфликтов в конце хх – начале ххi вв.
- Тема 3.1 Теория и практика конфликтов на рубеже хх – ххi вв
- Вопросы по теме
- Задание для самостоятельной работы
- Список литературы
- Причины конфликтов и пути их урегулирования
- Военная и террористическая глобальные угрозы человечеству
- Вооруженные конфликты в снг
- Югославия
- Конфликты в странах Азии
- Конфликты в странах Африки
- 7.Конфликты в Латинской Америке
- 8 .Вопросы по теме
- 9 .Задание для самостоятельной работы
- 10 .Список литература Основная
- Дополнительная
- Раздел 4. Интеграционные процессы
- Тема 4.1 Глобализация мировой экономики
- 2 .Глобализация мировой экономики Предпосылки развития глобализационных процессов
- Глобализация как высшая стадия интернационализации мировой экономики
- Последствия глобализации мировой экономики
- 3.Работа с текстом Из книги американского социолога Уолта Ростоу «Почему бедные богатеют, а богатые беднеют (198о)
- 4.Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 4.2 Интеграция в Европе и Северной Америке План
- Интеграционные процессы Экономическая взаимозависимость государств
- Противоречия и конкуренция в информационном обществе
- Развитие интеграционных процессов в Европе Этапы западноевропейской интеграции
- Достижения и противоречия европейской интеграции
- Интеграционные процессы в Европе на современном этапе
- Интеграционные процессы в Северной Америке
- 4 .Работа с текстом
- Вопросы для обсуждения:
- Из Договора шести европейских государств о создании Европейского экономического сообщества (25 марта 1957г.):
- 5. Вопросы по теме
- 6. Задание для самостоятельной работы
- 7. Список литературы
- Тема 4.3 Государства снг и Россия в мировом сообществе
- Вопросы по теме
- Задание для самостоятельной работы
- Список литературы
- Особенности политического и экономического развития отдельных стран снг
- Россия в мировом сообществе Россия третьего тысячелетия: ее место и роль в современной мировой истории.
- Татарстан в эпоху глобализации.
- 3. Вопросы по теме
- 4. Задание для самостоятельной работы
- Раздел 5. Международные организации в современном мире
- Тема 5.1 Складывание новой системы
- Современные международные организации
- Организация Объединенных Наций
- Всемирная торговая организация
- Мвф и Всемирный банк
- Движение неприсоединения
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- 3. Работа с текстом Устав оон (извлечение)
- Глава 1, Статья 1
- 4. Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы
- Тема 5.2 Проблемы нового миропорядка
- Горизонтальные, вертикальные и функциональные измерения мирового порядка
- Проблемы нового миропорядка Факторы, влияющие на становление нового миропорядка
- Проблемы нового миропорядка
- 3.Работа с текстом Из выступления Дж. Буша (20 сентября 2002 г.):
- 4.Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 5.3 Геополитическое положение современной России и Татарстана План
- Россия и международные организации
- Россия и вто (всемирная торговая организация).
- Место России на международной арене Геополитический ренессанс России
- 3. Работа с текстом Из интервью Владимира Путина французским телеканалам
- 4. Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы Основная
- Дополнительная
- Раздел 6. Роль науки, идеологии и массово культуры в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций
- Тема 6.1 Общественные науки, идеология и массовая культура План
- Теория общественного развития Экономическая теория в современных условиях
- Социология и политология как прикладные науки, исследующие закономерности индивидуального и группового поведения людей
- Структурализм как направление современной философской мысли
- От конца идеологии к реидеологизации Концепция «конца идеологии»
- 3. Церковь и общество на рубеже веков
- Экуменическое движение
- 4.Сми и массовая культура Интернационализация духовной жизни человечества
- 5 .Работа с текстом Международный язык эсперанто
- 6. Вопросы по теме
- 7. Задание для самостоятельной работы
- 8. Список литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 6.2 Новые направления в искусстве во второй половине XX — начале XXI в. План
- От модернизма к постмодернизму
- А бстрактный экспрессионизм
- Авангардные течения в музыкальной и художественной культуре
- Контркультура и культура молодежного бунта Парадокс молодежных движений
- Подъем национальных культур Массовизация национальных культур
- 4.Работа с текстом Из книги д. Нэсбитта и п. Эбурдин «Что нас ждет в 90-е гг. Мегатенденции: Год 2000» (1982):
- 5. Вопросы по теме
- 6.Задание для самостоятельной работы
- 7. Список литературы
- Тема 6.3 Российское общество в эпоху перемен (1992-2008 гг.)
- Коммерциализация искусства и массовая культура Масскульт отечественного образца
- Новая эстетика Постмодернизм и информационные технологии
- 4. Историко-культурное наследие Возрождение культурной среды
- 5. Религиозная жизнь
- Рост религиозного сознания
- Литургия в храме Христа Спасителя в Москве →
- Мечеть Кул-Шариф в Казани
- 6. Работа с текстом
- 7. Вопросы по теме
- 8. Задание для самостоятельной работы
- 9.Список литературы Основная
- Дополнительная
- Раздел 7. Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
- Тема 7.1 Международное право План
- Вопросы по теме
- Список литературы
- Понятие и сущность международного права Назначение международного права
- Принципы международного права
- Права человека как основа международного права
- Система защиты прав человека
- 3. Вопросы по теме
- 4. Список литературы
- Тема 7.2 Международное право прав человека
- Пакты о правах
- Структура пакта
- Каталог прав
- Каталог прав
- Договоры оон по правам человека
- Региональные инструменты по правам человека
- Международные органы по защите прав человека
- 6. Работа с текстом
- 7. Вопросы по теме
- 8. Задание для самостоятельной работы
- 9. Список литературы Основная
- Дополнительная