Военная и террористическая глобальные угрозы человечеству
Еще вначале 1950-х гг. ведущие ученые мира, и в их числе Эйнштейн, предостерегали, что война с массовым применением ядерного оружия может завершиться практически полным уничтожением жизни на Земле.
По подсчетам, сделанным в 1980-е гг., для нанесения непоправимого урона цивилизации достаточно использовать 300 ядерных боеприпасов, что составляет лишь около 1% запасов, накопленных на планете. Помимо гибели сотен миллионов людей от взрывов атомных бомб и радиации, в атмосферу было бы выброшено огромное количество пепла и пыли. Земля на много лет окуталась бы непроницаемым для солнечного света саваном. Температура, даже на экваторе, упала бы на десятки градусов, замерзли моря и океаны. Существование высших форм жизни, включая человека, оказалось бы невозможным. Точность этих оценок ныне ставится многими учеными под сомнение, но они оказали значительное воздействие на политиков.
Осознание правительствами ядерных держав опасности войны с использованием оружия массового поражения (ОМП) побуждало их к взаимной сдержанности. Тем не менее, в период «холодной войны» мир неоднократно оказывался на грани ядерного конфликта.
На пороге ХХI в. военную угрозу человечеству нельзя считать полностью устраненной. Постепенно увеличивается количество стран, обладающих атомным оружием. Официально признанными ядерными державами являются США, Россия, Англия, Франция, Китай. Большинство государств мира присоединились к подписанному в 1968 г. Договору о нераспространении ядерного оружия. Он запрещает передачу ядерных боеприпасов, технологий и сырья для их производства странам, которые ими не обладают. Те, в свою очередь, обязуются воздерживаться от создания атомного оружия.
Тем не менее, еще в 1970-е гг. Израиль официально не декларировал, но и не отрицал факт обладания ядерной бомбой, В 1980-е гг. ядерные испытания готовили, впоследствии отказавшиеся от их проведения, ЮАР и Бразилия, в 1990-е гг. - Ливия. В 1998 г. испытания атомного оружия провели Индия и Пакистан. Эти страны обладают такими средствами его доставки, как авиация и ракеты средней дальности. Не исключено, что секретные ядерные разработки ведутся также в Северной Корее и Иране. Расползание ядерного оружия по планете повышает риск его применения в весьма многочисленных локальных конфликтах, а также попадания в руки международных террористов. Большую опасность представляет химическое и бактериологическое оружие, запрещенное мировым сообществом. Однако выяснить, обладает ли та или иная страна его арсеналами, достаточно сложно. Относительная дешевизна производства подобного оружия и возможность нанести им огромные людские потери создают опасность его использования в ходе военных столкновений.
Число локальных конфликтов, особенно внутригосударственных, несмотря на завершение «холодной войны», остается значительным. За период 1990—2002 гг. мир пережил 53 крупные войны (крупными принято считать те войны, где количество жертв за год превышает 1 тыс. человек). Из них лишь три вспыхнули между странами, остальные начинались как гражданские. В 15 случаях во внутренние конфликты вмешивались иностранные государства. К 2003 г. в мире велась 21 война: 11 гражданских и 10 межгосударственных. Большая часть этих войн приходилась на территорию стран Африки и Азии. Напряженное положение во многих районах мира побуждает лидеров развивающихся стран тратить все большие средств на военные цели. Так, за 1997—2006 гг. общемировой объем военных расходов вырос почти на 40 %.
Серьезной глобальной проблемой современности является международный терроризм. К методам террора относятся похищения и убийства политических деятелей, захват заложников и предъявление требований в обмен на их освобождение, попытки запугать власти и население той или иной страны уничтожением гражданских и военных объектов. В век информационных технологий и оружия массового поражения терроризм стал еще более опасен. Террористические и криминальные группировки приобрели возможность согласовывать свои действия, поддерживать друг друга, тайно получать финансовую помощь от сочувствующих им правительств и отдельных лиц. Они создают базы подготовки боевиков и разработки ОМП на территории стран, охваченных внутренними конфликтами.
Цели различных террористических организаций не совпадают. Но большинство из них враждебно относятся к странам Запада, особенно к США. Наибольшую нетерпимость проявляют исламские фундаменталисты. Они отражают настроения, широко распространенные в исламском мире. Во многих мусульманских странах с тысячелетней самобытной историей и культурой крайне болезненно воспринимается отставание по уровню жизни и степени овладения высокими технологиями от Запада. Исполнителями терактов нередко являются террористы-смертники — шахиды, воспитанные в духе фундаментализма. Посылающие их на верную смерть руководители учитывают уязвимость современной технической цивилизации. Основные ее центры — это гигантские города — мегаполисы. В них проживает более 70 % населения развитых стран. Повреждение террористами метрополитена, промышленных объектов, особенно химических заводов и атомных электростанций (АЭС) может иметь самые катастрофические последствия.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел 1. Человечество на рубеже новой эры План
- Ускорение научно-технического развития и его последствия
- Технологии новой эпохи
- Транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы
- Биохимия, генетика, медицина
- Электроника и робототехника
- Основные черты информационного общества
- Информационная революция
- Автоматизация и роботизация производства
- Индустрия знаний
- 3. Работа с текстом
- 4. Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы Основная
- Дополнительная
- Раздел 2. Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (хх и ххi в.)
- Тема 2.1 Страны Запада и сша на рубеже хх и ххi вв. План
- Кризис «общества благосостояния»
- Причины кризисов в развитых странах
- Коммунисты и левые правительства в Европе
- Неоконсерватизм
- Страны Запада на рубеже хх—ххi вв.
- Этапы развития социал-демократии
- Массовые движения
- Работа с текстом. Из книги г; Маркузе «Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества»(1964):
- Из работы и. Кристола «Признания подлинного неоконсерватора» (1984):
- Из книги американского экономиста индийского Происхождения Джагдиша Бхагвати «в Защиту глобализации» (2004):
- 4. Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы
- Дополнительная
- Тема 2.2 Восточная Европа во II половине XX– начале XXI в План
- Вопросы по теме
- Список литературы
- Восточная Европа после социализма Крах социалистической системы
- Изменение курса во внутренней и внешней политике
- Направление экономических реформ и их результаты Переход от социалистической модели к рыночным отношениям
- Страны Восточной Европы и Евросоюз
- 3. Вопросы по теме
- 4. Список литература Основная
- Дополнительная
- Тема 2.3 Страны Азии, Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации План
- Китай и китайская модель
- Японское «экономическое чудо»
- Новые индустриальные страны (нис)
- Послевоенное развитие Индии
- Исламский мир
- Страны Центральной и Южной Африки
- Латиноамериканские страны
- 8 . Работа с текстом Из речи Дэн Сяопина (30 июня 1994 г.):
- Из конституции Японии (1947):
- Из документа «Государственная стратегия Японии. Цели Японии в ххi в.
- Из доклада группы экспертов, посвященного анализу отношений Японии со странами Европы, опубликованном во влиятельной японской газете «Нихон кэйдзай симбун» (2008):
- 9. Вопросы по теме
- 10 Задание для самостоятельной работы
- 11. Список литературы
- Раздел 3. Сущность и причины межгосударственных, региональных, локальных конфликтов в конце хх – начале ххi вв.
- Тема 3.1 Теория и практика конфликтов на рубеже хх – ххi вв
- Вопросы по теме
- Задание для самостоятельной работы
- Список литературы
- Причины конфликтов и пути их урегулирования
- Военная и террористическая глобальные угрозы человечеству
- Вооруженные конфликты в снг
- Югославия
- Конфликты в странах Азии
- Конфликты в странах Африки
- 7.Конфликты в Латинской Америке
- 8 .Вопросы по теме
- 9 .Задание для самостоятельной работы
- 10 .Список литература Основная
- Дополнительная
- Раздел 4. Интеграционные процессы
- Тема 4.1 Глобализация мировой экономики
- 2 .Глобализация мировой экономики Предпосылки развития глобализационных процессов
- Глобализация как высшая стадия интернационализации мировой экономики
- Последствия глобализации мировой экономики
- 3.Работа с текстом Из книги американского социолога Уолта Ростоу «Почему бедные богатеют, а богатые беднеют (198о)
- 4.Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 4.2 Интеграция в Европе и Северной Америке План
- Интеграционные процессы Экономическая взаимозависимость государств
- Противоречия и конкуренция в информационном обществе
- Развитие интеграционных процессов в Европе Этапы западноевропейской интеграции
- Достижения и противоречия европейской интеграции
- Интеграционные процессы в Европе на современном этапе
- Интеграционные процессы в Северной Америке
- 4 .Работа с текстом
- Вопросы для обсуждения:
- Из Договора шести европейских государств о создании Европейского экономического сообщества (25 марта 1957г.):
- 5. Вопросы по теме
- 6. Задание для самостоятельной работы
- 7. Список литературы
- Тема 4.3 Государства снг и Россия в мировом сообществе
- Вопросы по теме
- Задание для самостоятельной работы
- Список литературы
- Особенности политического и экономического развития отдельных стран снг
- Россия в мировом сообществе Россия третьего тысячелетия: ее место и роль в современной мировой истории.
- Татарстан в эпоху глобализации.
- 3. Вопросы по теме
- 4. Задание для самостоятельной работы
- Раздел 5. Международные организации в современном мире
- Тема 5.1 Складывание новой системы
- Современные международные организации
- Организация Объединенных Наций
- Всемирная торговая организация
- Мвф и Всемирный банк
- Движение неприсоединения
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- 3. Работа с текстом Устав оон (извлечение)
- Глава 1, Статья 1
- 4. Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы
- Тема 5.2 Проблемы нового миропорядка
- Горизонтальные, вертикальные и функциональные измерения мирового порядка
- Проблемы нового миропорядка Факторы, влияющие на становление нового миропорядка
- Проблемы нового миропорядка
- 3.Работа с текстом Из выступления Дж. Буша (20 сентября 2002 г.):
- 4.Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 5.3 Геополитическое положение современной России и Татарстана План
- Россия и международные организации
- Россия и вто (всемирная торговая организация).
- Место России на международной арене Геополитический ренессанс России
- 3. Работа с текстом Из интервью Владимира Путина французским телеканалам
- 4. Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы Основная
- Дополнительная
- Раздел 6. Роль науки, идеологии и массово культуры в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций
- Тема 6.1 Общественные науки, идеология и массовая культура План
- Теория общественного развития Экономическая теория в современных условиях
- Социология и политология как прикладные науки, исследующие закономерности индивидуального и группового поведения людей
- Структурализм как направление современной философской мысли
- От конца идеологии к реидеологизации Концепция «конца идеологии»
- 3. Церковь и общество на рубеже веков
- Экуменическое движение
- 4.Сми и массовая культура Интернационализация духовной жизни человечества
- 5 .Работа с текстом Международный язык эсперанто
- 6. Вопросы по теме
- 7. Задание для самостоятельной работы
- 8. Список литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 6.2 Новые направления в искусстве во второй половине XX — начале XXI в. План
- От модернизма к постмодернизму
- А бстрактный экспрессионизм
- Авангардные течения в музыкальной и художественной культуре
- Контркультура и культура молодежного бунта Парадокс молодежных движений
- Подъем национальных культур Массовизация национальных культур
- 4.Работа с текстом Из книги д. Нэсбитта и п. Эбурдин «Что нас ждет в 90-е гг. Мегатенденции: Год 2000» (1982):
- 5. Вопросы по теме
- 6.Задание для самостоятельной работы
- 7. Список литературы
- Тема 6.3 Российское общество в эпоху перемен (1992-2008 гг.)
- Коммерциализация искусства и массовая культура Масскульт отечественного образца
- Новая эстетика Постмодернизм и информационные технологии
- 4. Историко-культурное наследие Возрождение культурной среды
- 5. Религиозная жизнь
- Рост религиозного сознания
- Литургия в храме Христа Спасителя в Москве →
- Мечеть Кул-Шариф в Казани
- 6. Работа с текстом
- 7. Вопросы по теме
- 8. Задание для самостоятельной работы
- 9.Список литературы Основная
- Дополнительная
- Раздел 7. Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
- Тема 7.1 Международное право План
- Вопросы по теме
- Список литературы
- Понятие и сущность международного права Назначение международного права
- Принципы международного права
- Права человека как основа международного права
- Система защиты прав человека
- 3. Вопросы по теме
- 4. Список литературы
- Тема 7.2 Международное право прав человека
- Пакты о правах
- Структура пакта
- Каталог прав
- Каталог прав
- Договоры оон по правам человека
- Региональные инструменты по правам человека
- Международные органы по защите прав человека
- 6. Работа с текстом
- 7. Вопросы по теме
- 8. Задание для самостоятельной работы
- 9. Список литературы Основная
- Дополнительная