Неоконсерватизм
С торонники идей Дж. Кейнса и Д. Гэлбрайта, выступавшие за активное вмешательство государства в социально-экономические отношения, оказались не способны решить возникшие проблемы. Коммунисты, социал-демократы и многие либералы считали, что в сложившихся условиях необходимо дальнейшее усиление роли государства в экономике. Против этого выступали приверженцы неоконсерватизма. Его идеологами стали Ирвинг Кристол, Норман Подгорец, Майкл Новак. Главными идеями неоконсерваторов были возрождение традиционных моральных ценностей и модернизация экономики с опорой на частных предпринимателей.
Неоконсерваторы расценивали государство «всеобщего благоденствия» как бюрократического монстра, ограничивающего свободу граждан, вытесняющего дух предпринимательства. Они призывали к сокращению роли бюрократии. В основе экономической теории неоконсерватизма лежали идеи Милтона Фридмэна — лидера так называемой чикагской школы ученых - экономистов. Он считал, что государство должно поддерживать не потребителя товаров, а их производителя путем сокращения налогов на прибыль. Расширение производства в конечном итоге должно привести к удешевлению продукции и, следовательно, к повышению уровня жизни населения. Поэтому основное внимание надо уделять не перераспределению доходов, а обеспечению постоянного экономического роста, повышению эффективности и рентабельности производства. В этом случае, полагал Фридмэн, возникнут новые рабочие места, а цены будут снижаться.
Неоконсерваторы доказывали, что «общество благосостояния» привело к упадку традиционных для стран Запада моральных ценностей и виной тому высокий уровень социальной защищенности.
Н еоконсерваторы критиковали людей, предпочитавших жить не на зарплату, а на пособие по безработице. Хотя таких было не более 2 % трудоспособного населения, у работавших и плативших налоги граждан создавалось впечатление, что за их счет кормят бездельников.
Отмечалось, что на смену стабильным семейным отношениям пришла аморальная «сексуальная революция». Начавшаяся эпидемия СПИДа, согласно взглядам американского президента неоконсерватора Р. Рейгана, была карой свыше за распущенность нравов. Он даже выступал против выделения государственных средств на борьбу «с этой заразой». Ратуя за возрождение авторитета семьи, школы, церкви, призывая уважать закон и порядок, проявлять дисциплинированность, сдержанность, патриотизм, неоконсерваторы получили поддержку самых широких слоев общества.
В то же время они не являлись сторонниками полного отказа от вмешательства государства в сферу социально-экономических отношений. Речь шла о децентрализации и частичном сокращении социальных программ.
Д ецентрализация означала передачу части функций по проведению социальной политики от центральных органов власти к местным. Социальные программы становились адресными, когда помощь предоставлялась только тем гражданам, которым она была жизненно необходима. Убеждая людей опираться на собственные силы, проявлять инициативу и ответственность, солидарность друг с другом, неоконсерваторы пытались стимулировать активность гражданского общества и частного бизнеса.
К концу 1970-х гг. в США и во многих странах Западной Европы к власти пришли неоконсерваторы. Начавшаяся эпоха несконсерватизма связана прежде всего с именами Маргарет Тэтчер — премьер-министра Великобритании от консервативной партии, занявшей этот пост в 1979 г., республиканца Рональда Рейгана — президента США в 1980—1988 гг., Гельмута Коля — лидера партии Христианско-демократического союза и канцлера ФРГ в 1982—1998 гг.
Свою главную задачу неоконсерваторы видели в модернизации экономики. Поэтому их политика часто характеризовалась как «революционная».
1. Новые власти отказались от дотирования убыточных производств. Те из них, которые принадлежали государству, продавались частным компаниям на льготных условиях. Так, в Великобритании за 1979—1998 гг. государственный сектор сократился на 2/З, а бюджет получил от продажи госпредприятий 80 млрд. ф. ст.
2. Значительная часть муниципального жилья была приватизирована и передана в руки квартиросъемщиков. Это привело к расширению слоя собственников.
3. Важную роль играла политика экономии на бюджетных расходах, что привело к снижению инфляции, позволило остановить рост цен. Началось сокращение численности государственных служащих. Приватизация жилья освободила местные органы власти от расходов по ремонту домов, систем коммунального обслуживания и т.д.
4. Была реформирована социальная политика. Многие социальные программы передавались в ведение местных властей. Часть средств, ранее выделявшихся в качестве пособий малоимущим, теперь предоставлялась им уже в виде кредита на открытие своего малого предприятия, своего «дела». Организовывались специальные курсы для начинающих предпринимателей. Благодаря этому значительная часть ранее нуждавшихся приобрела независимый от государства источник дохода.
5. Вводились налоговые льготы для производителей, внедрявших новые технологии и модернизировавших производство. Это привлекло капиталы ТПК в развитые страны, повысило уровень деловой активности. Постепенно снимались преграды на пути свободного перемещения товаров, капиталов, рабочей силы в странах Западной Европы и США. Ускорение интеграционных процессов позволило шире использовать преимущества международного разделения труда.
Меры, осуществленные в рамках неоконсервативной революции, заложили основу формирования информационного общества. Быстро возросли инвестиции в отрасли промышленности, которые активно использовали достижения научно-технического прогресса.
Главным итогом неоконсервативной политики стала структурная перестройка экономики. Возникли предпосылки для дальнейшего ускоренного развития самых передовых производств. Внедрялись энерго- и ресурсосберегающие технологии, начался процесс автоматизации и роботизации производства, то есть использования более производительной техники.
Например, в Соединенных Штатах за период 1979— 1988 гг. основной капитал в обрабатывающей промышленности увеличился на 70 %, а производственные мощности — на 115 %. Иначе говоря, новое оборудование было примерно в 1,5 раза производительней старого. В Великобритании строились новые предприятия биотехнологической, химической, электротехнической, электронной промышленности и приборостроения.
Наиболее последовательно неоконсервативная модернизация экономики осуществлялась в США и Великобритании. Медленнее и сложнее этот процесс шел в странах континентальной Западной Европы. В значительной мере это объясняется тем, что неоконсервативной политике активно противодействовали профсоюзы. Их беспокоило закрытие убыточных предприятий и сокращение рабочих мест, что вело к падению уровня жизни трудящихся. Так, например, в США в результате пересмотра социальной политики доля лиц, живущих ниже черты бедности, с 1979 по 1993 г. (период неоконсервативной революции) возросла с 11,7 до 15,1 %. Несмотря на это, сопротивление профсоюзов в Соединенных Штатах было относительно слабым. В американских профсоюзах состояло менее 16 % наемных рабочих, а их руководство традиционно ориентировалось на социальное партнерство.
Неоконсерваторы в США и Великобритании заняли жесткую позицию в отношении профсоюзного движения. В случаях, когда профсоюзы организовывали забастовки, наносившие ущерб гражданам и экономике страны, использовались репрессивные меры. В США подвергся разгрому профсоюз авиадиспетчеров. Начатая им забастовка была признана незаконной, руководство профсоюза привлекли к суду, а работу в аэропортах взяли на себя военные диспетчеры. В Великобритании М. Тэтчер, получившая прозвище «железная леди», не пошла на уступки профсоюзам, выступавшим против закрытия убыточных угольных шахт.
Во Франции, Германии, Италии, Испании, Швеции, Дании и других континентальных странах Западной Европы наемные работники были лучше организованы. Профсоюзы объединяли от 30 до 80 % трудящихся. Поэтому жесткие методы проведения социальной политики оказались невозможны. Руководители не всех государств разделяли экономические взгляды М.Тэтчер и Р. Рейгана. Однако в условиях кризиса социально ориентированной модели экономического развития многие из них были вынуждены прибегнуть к неоконсервативным методам модернизации. Во Франции они использовались в период правления президента-социалиста Франсуа Миттерана (находился у власти в 198 1—1995 гг.), в Италии — правительством во главе с социалистом Бенедетто Кракси, в Испании — при премьере-социалисте Фелипе Гонсалесе (лидер Социалистической рабочей партии в 1982—1996 гг.). В целом лидеры, проводившие неоконсервативный курс, стремились укрепить социальную базу политики реформ. Так, в странах Западной Европы представители профсоюзов были включены в органы управления предприятиями, наблюдательные советы корпораций, им предоставлялась информация о планах реорганизации производства. Многие корпорации организовывали центры повышения квалификации и переподготовки своих работников.
Использовались и иные формы поддержки рабочих при переводе производств на высокие технологии. Так, американская корпорация «Дженерал моторс», в связи с отказом от конвейерного производства и переходом к использованию роботов, гарантировала пожизненную занятость и долю в прибылях высококвалифицированным работникам, избежавшим увольнения. Были введены элементы рабочего самоуправления: каждая бригада сама определяла ритм, порядок и продолжительность работы, отвечая лишь за конечный результат.
Более всего безработица и увольнения коснулись работников устаревших профессий и низкой квалификации. Например, повсеместное внедрение банкоматов привело к массовым сокращениям работников банков и сберкасс. Однако государство и корпорации взяли на себя переобучение новых маргиналов (при этом люди, получающие пособия по безработице, лишались их, если отказывались посещать курсы повышения квалификации). В итоге рост безработицы, как и падение уровня жизни, оказались временным явлением.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел 1. Человечество на рубеже новой эры План
- Ускорение научно-технического развития и его последствия
- Технологии новой эпохи
- Транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы
- Биохимия, генетика, медицина
- Электроника и робототехника
- Основные черты информационного общества
- Информационная революция
- Автоматизация и роботизация производства
- Индустрия знаний
- 3. Работа с текстом
- 4. Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы Основная
- Дополнительная
- Раздел 2. Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (хх и ххi в.)
- Тема 2.1 Страны Запада и сша на рубеже хх и ххi вв. План
- Кризис «общества благосостояния»
- Причины кризисов в развитых странах
- Коммунисты и левые правительства в Европе
- Неоконсерватизм
- Страны Запада на рубеже хх—ххi вв.
- Этапы развития социал-демократии
- Массовые движения
- Работа с текстом. Из книги г; Маркузе «Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества»(1964):
- Из работы и. Кристола «Признания подлинного неоконсерватора» (1984):
- Из книги американского экономиста индийского Происхождения Джагдиша Бхагвати «в Защиту глобализации» (2004):
- 4. Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы
- Дополнительная
- Тема 2.2 Восточная Европа во II половине XX– начале XXI в План
- Вопросы по теме
- Список литературы
- Восточная Европа после социализма Крах социалистической системы
- Изменение курса во внутренней и внешней политике
- Направление экономических реформ и их результаты Переход от социалистической модели к рыночным отношениям
- Страны Восточной Европы и Евросоюз
- 3. Вопросы по теме
- 4. Список литература Основная
- Дополнительная
- Тема 2.3 Страны Азии, Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации План
- Китай и китайская модель
- Японское «экономическое чудо»
- Новые индустриальные страны (нис)
- Послевоенное развитие Индии
- Исламский мир
- Страны Центральной и Южной Африки
- Латиноамериканские страны
- 8 . Работа с текстом Из речи Дэн Сяопина (30 июня 1994 г.):
- Из конституции Японии (1947):
- Из документа «Государственная стратегия Японии. Цели Японии в ххi в.
- Из доклада группы экспертов, посвященного анализу отношений Японии со странами Европы, опубликованном во влиятельной японской газете «Нихон кэйдзай симбун» (2008):
- 9. Вопросы по теме
- 10 Задание для самостоятельной работы
- 11. Список литературы
- Раздел 3. Сущность и причины межгосударственных, региональных, локальных конфликтов в конце хх – начале ххi вв.
- Тема 3.1 Теория и практика конфликтов на рубеже хх – ххi вв
- Вопросы по теме
- Задание для самостоятельной работы
- Список литературы
- Причины конфликтов и пути их урегулирования
- Военная и террористическая глобальные угрозы человечеству
- Вооруженные конфликты в снг
- Югославия
- Конфликты в странах Азии
- Конфликты в странах Африки
- 7.Конфликты в Латинской Америке
- 8 .Вопросы по теме
- 9 .Задание для самостоятельной работы
- 10 .Список литература Основная
- Дополнительная
- Раздел 4. Интеграционные процессы
- Тема 4.1 Глобализация мировой экономики
- 2 .Глобализация мировой экономики Предпосылки развития глобализационных процессов
- Глобализация как высшая стадия интернационализации мировой экономики
- Последствия глобализации мировой экономики
- 3.Работа с текстом Из книги американского социолога Уолта Ростоу «Почему бедные богатеют, а богатые беднеют (198о)
- 4.Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 4.2 Интеграция в Европе и Северной Америке План
- Интеграционные процессы Экономическая взаимозависимость государств
- Противоречия и конкуренция в информационном обществе
- Развитие интеграционных процессов в Европе Этапы западноевропейской интеграции
- Достижения и противоречия европейской интеграции
- Интеграционные процессы в Европе на современном этапе
- Интеграционные процессы в Северной Америке
- 4 .Работа с текстом
- Вопросы для обсуждения:
- Из Договора шести европейских государств о создании Европейского экономического сообщества (25 марта 1957г.):
- 5. Вопросы по теме
- 6. Задание для самостоятельной работы
- 7. Список литературы
- Тема 4.3 Государства снг и Россия в мировом сообществе
- Вопросы по теме
- Задание для самостоятельной работы
- Список литературы
- Особенности политического и экономического развития отдельных стран снг
- Россия в мировом сообществе Россия третьего тысячелетия: ее место и роль в современной мировой истории.
- Татарстан в эпоху глобализации.
- 3. Вопросы по теме
- 4. Задание для самостоятельной работы
- Раздел 5. Международные организации в современном мире
- Тема 5.1 Складывание новой системы
- Современные международные организации
- Организация Объединенных Наций
- Всемирная торговая организация
- Мвф и Всемирный банк
- Движение неприсоединения
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- 3. Работа с текстом Устав оон (извлечение)
- Глава 1, Статья 1
- 4. Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы
- Тема 5.2 Проблемы нового миропорядка
- Горизонтальные, вертикальные и функциональные измерения мирового порядка
- Проблемы нового миропорядка Факторы, влияющие на становление нового миропорядка
- Проблемы нового миропорядка
- 3.Работа с текстом Из выступления Дж. Буша (20 сентября 2002 г.):
- 4.Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 5.3 Геополитическое положение современной России и Татарстана План
- Россия и международные организации
- Россия и вто (всемирная торговая организация).
- Место России на международной арене Геополитический ренессанс России
- 3. Работа с текстом Из интервью Владимира Путина французским телеканалам
- 4. Вопросы по теме
- 5. Задание для самостоятельной работы
- 6. Список литературы Основная
- Дополнительная
- Раздел 6. Роль науки, идеологии и массово культуры в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций
- Тема 6.1 Общественные науки, идеология и массовая культура План
- Теория общественного развития Экономическая теория в современных условиях
- Социология и политология как прикладные науки, исследующие закономерности индивидуального и группового поведения людей
- Структурализм как направление современной философской мысли
- От конца идеологии к реидеологизации Концепция «конца идеологии»
- 3. Церковь и общество на рубеже веков
- Экуменическое движение
- 4.Сми и массовая культура Интернационализация духовной жизни человечества
- 5 .Работа с текстом Международный язык эсперанто
- 6. Вопросы по теме
- 7. Задание для самостоятельной работы
- 8. Список литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 6.2 Новые направления в искусстве во второй половине XX — начале XXI в. План
- От модернизма к постмодернизму
- А бстрактный экспрессионизм
- Авангардные течения в музыкальной и художественной культуре
- Контркультура и культура молодежного бунта Парадокс молодежных движений
- Подъем национальных культур Массовизация национальных культур
- 4.Работа с текстом Из книги д. Нэсбитта и п. Эбурдин «Что нас ждет в 90-е гг. Мегатенденции: Год 2000» (1982):
- 5. Вопросы по теме
- 6.Задание для самостоятельной работы
- 7. Список литературы
- Тема 6.3 Российское общество в эпоху перемен (1992-2008 гг.)
- Коммерциализация искусства и массовая культура Масскульт отечественного образца
- Новая эстетика Постмодернизм и информационные технологии
- 4. Историко-культурное наследие Возрождение культурной среды
- 5. Религиозная жизнь
- Рост религиозного сознания
- Литургия в храме Христа Спасителя в Москве →
- Мечеть Кул-Шариф в Казани
- 6. Работа с текстом
- 7. Вопросы по теме
- 8. Задание для самостоятельной работы
- 9.Список литературы Основная
- Дополнительная
- Раздел 7. Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
- Тема 7.1 Международное право План
- Вопросы по теме
- Список литературы
- Понятие и сущность международного права Назначение международного права
- Принципы международного права
- Права человека как основа международного права
- Система защиты прав человека
- 3. Вопросы по теме
- 4. Список литературы
- Тема 7.2 Международное право прав человека
- Пакты о правах
- Структура пакта
- Каталог прав
- Каталог прав
- Договоры оон по правам человека
- Региональные инструменты по правам человека
- Международные органы по защите прав человека
- 6. Работа с текстом
- 7. Вопросы по теме
- 8. Задание для самостоятельной работы
- 9. Список литературы Основная
- Дополнительная