6.2.4. Изменения в международной торговле услугами
Мы уже отмечали, что роль услуг в международной торговле весьма динамична, что связано с динамикой производства услуг. В 90-е годы ХХ в. доля всех видов услуг в ВВП развитых стран Запада была приблизительно 70%. В развивающихся странах этот показатель приближался к 55%. Одновременно наблюдалось увеличение доли занятых в сфере услуг: в США – до 80%, в России – до 45%137. Изменение роли услуг в последние десятилетия проявляется в следующем:
1) Общая динамика международной торговли услугами (за исключением кризисных лет) имеет тенденцию к росту. За послевоенные десятилетия объём мировой торговли товарами и услугами вырос более чем в 30 раз. Доля экономики развитых стран в этом международном обмене услугами составляет около 80%138. Начиная с 1983 г. впервые в 2001 г. был отмечен спад в торговле услугами, причём как в экспорте, так и в импорте по всем видам услуг. Самое резкое замедление отмечалось в экспорте из Латинской Америки, с Ближнего и Среднего Востока, а также в импорте Северной Америки, прежде всего, США. Например, в США импорт услуг уменьшился на 7%, экспорт на 3%139.
2) Структура международной торговли услугами. Не существует единой классификации услуг, поэтому в статистике имеют место серьёзные расхождения. Тем не менее, наибольшее значение в мировой торговле услугами играют туризм и транспорт. Так, в 2006 г. доля транспорта в мировом экспорте услуг составила 22,9%, туризма – 27,1%, в импорте – соответственно 28,4% и 26,2%140. Развитие транспорта обусловлено расширением интернационализации производства, а также налаживанием системы экономической безопасности тех или иных стран.
Особое развитие в последние десятилетия приобрёл туризм. Отследить это можно по доле доходов, которые приносят поступления от этого вида торговли. Так, удельный вес доходов от иностранного туризма в общей сумме поступлений от экспорта товаров и услуг в начале ХХI века составлял более 35% в Испании, Австрии, Турции, около 20% – в Португалии, 10-12% в Швейцарии и Италии, 52% – на Кипре. В большинстве развивающихся стран на долю иностранного туризма приходилось 10-12% доходов от экспорта товаров и услуг (Индия, Египет, Перу, Коста-Рика). В ряде стран этот показатель был значительно выше: в Колумбии он составлял 20%, на Ямайке – 30%; в Панаме – 55%, на Гаити – свыше 70%141.
Наибольшее развитие международный туризм получил в Западной Европе. На долю этого региона приходилось более 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% выпадало на Америку, менее 10% на Азию, Африку, Австралию, вместе взятые142. За последнее десятилетие почти не изменились основные поставщики туристов и их принимающие страны. К основным поставщикам туристов относят: США, Бельгию, Данию, ФРГ, Голландию, Новую Зеландию, Швецию, Австрию, Канаду, Великобританию. К принимающим странам: Турцию, Грецию, Португалию, Италию, Швейцарию, Австрию, Францию, Кипр, Мексику.
В 2007 г. во въездном туризме в Россию лидировали Польша, Финляндия, Китай, Германия и США. Выезжали россияне в основном в Китай, Турцию, Польшу, Финляндию, Испанию, ОАЭ, Германию, Италию. При этом Польша, Китай, Турция и ОАЭ в большей степени оказались связаны с челночной и приграничной торговлей, а не с оказанием туристических услуг в их классических формах143.
3) Отмечается рост прочих услуг в международной торговле, к которым относят: а) профессиональные и управленческие – консультационные, правовые, бухгалтерскую и аудиторскую помощь; б) информационные (программное обеспечение); в) обработку информации, составление баз данных и пр.; г) кадровые (подбор, подготовка, обучение и стажировка кадров); д) операционные (управление предприятием, контроль за качеством продукции, ликвидация отходов производства); е) банковские и страховые услуги в полном ассортименте; лабораторные, рыночные и прогнозные исследования; ж) рекламу, продажу, посредничество в различных видах деятельности; з) услуги в области связи и аренды; и) ремонт и техническое обслуживание оборудования, строительство и услуги в области освоения космического пространства в гражданских целях. Доля других видов услуг в отраслевой структуре мирового экспорта услуг в 2001 г. составляла 44,9%144, в 2006 г. уже 48,7%145.
4) Географические направления торговли услугами:
а) Доля ПРС в начале ХХI века составляла 75% в стоимостном объёме экспорта услуг; 24% – приходилось на РС и страны с переходной экономикой, 1% – на международные организации146.
б) На мировом рынке услуг в начале ХХI века доминировали восемь стран, на которые приходилось 2/3 мирового экспорта услуг и более половины импорта. Доля первой пятёрки составила более 50% экспорта, при этом на четыре страны – США, Великобританию, ФРГ и Францию пришлось 44% всего мирового экспорта услуг147. Далее выделяются: Япония, Италия, Гонконг, Китай, Республика Корея.
в) Несмотря на кризис конца 90-х- начала 2000-х гг. развивающиеся страны укрепили свой положение в международной торговле услугами. Так, во время спада в 2001 г. от экспорта услуг такие страны как Китай, Гонконг, Индия, получили доходы более высокие, чем в предыдущий год148.
г) Торговля услугами имела положительную динамику в обозначенный период в странах с переходной экономикой. Так, экспорт особенно увеличился в Польше, Венгрии, Словакии, а импорт – в России, Украине и Венгрии. В среднем по странам с переходной экономикой в 2001 г. экспорт и импорт вырос на 10%149.
- Учебное пособие
- Кемерово 2010
- Введние
- Тема 1. Мировая экономика: предмет, теории и этапы развития. Показатели развития и типология стран мира
- 1.1. Мировая экономика как объект и предмет
- 1.2. Международное разделение труда как экономическая
- 1.3. Теоретические концепции развития мировой экономики
- 1.4. Основные критерии и этапы развития мировой экономики
- I. Докапиталистический (дорыночный, или доиндустриальный).
- II. Капиталистический (рыночный, или индустриальный).
- III. Посткапиталистический (пострыночный, или постиндустриальный) этап.
- 1.5. Показатели развития мировой экономики
- 1.6. Типология стран мира по уровню социально-
- 1.7. Место и роль России в мировой экономике
- Вопросы для самоконтроля:
- Основные понятия
- Рекомендуемая литература:
- Тема 2. Ресурсный потенциал мировой
- 2.1.2. Топливные и минерально-сырьевые ресурсы
- 2.2. Человеческие ресурсы мирового хозяйства
- 2.2.1. Мировая динамика населения и проблема бионапряжённости Земли
- 2.2.2. Трудовые ресурсы мировой экономики и их интеллектуальный потенциал
- 2.3. Отраслевая структура мирового хозяйства и основные
- 2.4. Современные хозяйственные комплексы мировой экономики
- Вопросы для самоконтроля:
- Основные понятия
- Рекомендуемая литература:
- Тема 3. Современные тенденции
- 3.1. Интернационализация и транснационализация
- 3.1.1. Процессы транснационализации и образование
- 3.1.2. Роль тнк в развитии мирового хозяйства
- 3.2. Интеграция и интеграционные объединения
- 3.2.1. Интеграция: понятие, формы, роль в мировой экономике
- 3.2.2. Интеграционные объединения в мировой экономике
- 3.3. Глобализация и её социально-экономические последствия
- 3.4. Социализация как тенденция современной мировой экономики
- Вопросы для самоконтроля:
- Основные понятия
- Рекомендуемая литература:
- Тема 4. Международные организации
- 4.1. Международные организации общей компетенции: система оон, оэср
- I. Фонды и программы оон:
- II. Специализированные учреждения оон:
- 4.2. Торговые международные организации и их роль в развитии мирового хозяйства
- 4.3. Кредитно-финансовые и валютные международные
- Вопросы для самоконтроля:
- Основные понятия
- Рекомендуемая литература:
- Тема 5. Теории международной торговли
- 5.1. Меркантилизм – первое экономическое учение о международной торговле
- 5.2. Классические теории международной торговли
- 5.3. Неоклассические теории международной торговли
- 5.4. Неотехнологические теории международной торговли
- Вопросы для самоконтроля:
- Рекомендуемая литература:
- Тема 6. Международная торговля
- 6.1. Международная торговля и мировой рынок:
- 6.2.2. Изменения в географических направлениях международной торговли
- 6.2.3. Изменения в товарной структуре международной торговли
- 6.2.4. Изменения в международной торговле услугами
- 6.2.5. Влияние тнк на международную торговлю
- 6.3. Ценообразование на мировом рынке. Мировые цены
- 6.4. Государственное и международное регулирование внешней торговли
- 6.4.1. Тарифные методы регулирования внешней торговли
- I. Таможенные пошлины в зависимости от направления движения товаров:
- II. Таможенные пошлины по способу установления:
- III. Таможенные пошлины в зависимости от режима торговли:
- 6.4.2. Нетарифные методы регулирования международной торговли
- Вопросы для самоконтроля:
- Основные понятия
- Рекомендуемая литература:
- Тема 7. Внешняя торговля россии
- 7.1. Особенности внешней торговли России и необходимость
- 7.2. Современные тенденции развития внешней
- 7.2.1. Изменения товарной структуры внешней торговли
- 7.2.2. Географическая направленность внешней торговли России в современных условиях
- 7.3. Либерализация внешнеторговой политики России и её социально-экономические последствия
- Вопросы для самоконтроля:
- Основные понятия
- Рекомендуемая литература:
- Тема 8. Международная миграция рабочей силы
- 8.1. Международная миграция рабочей силы и её
- Современные особенности
- 8.2. Государственное и международное регулирование миграции рабочей силы
- Вопросы для самоконтроля:
- Основные понятия
- Рекомендуемая литература:
- Тема 9. Международное движение капитала
- 9.1. Международное движение капитала: понятие,
- 9.2. Формы международного движения капитала
- 9.3. Россия в международном движении капитала
- Вопросы для самоконтроля:
- Основные понятия
- Рекомендуемая литература:
- Тема 10. Международная валютная система
- 10.1. Генезис международной валютной системы
- 10.2. Основные элементы валютной системы
- 10.3. Балансы международных расчётов. Платёжный баланс
- 1. Товары и услуги
- 2. Доходы
- Вопросы для самоконтроля:
- Основные понятия:
- Рекомендуемая литература:
- Заключение
- Электронные ресурсы