6.2.5. Влияние тнк на международную торговлю
Место ТНК в производственной структуре мировой экономики предопределяет их место и роль в структуре международной торговли. В условиях нарастания процессов глобализации 70% мировой торговли контролируют 500 ТНК150. Растёт размер международных продаж ТНК. В 2001 г. он оценивался в 18 трлн. долл., что почти в 3 раза превысило стоимость мирового экспорта товаров и составило приблизительно 60% ВНП всех стран мира151. В 2005 г. общий объём продаж зарубежных филиалов ТНК составил 22,2 трлн. долл., экспорта – 4,2 трлн. долл., а численность занятых работников – примерно 62, 1 млн. человек152.
ТНК лидируют по всем товарным позициям мирового экспорта. Изменения связаны лишь с уменьшением доли первичного сектора, хотя в это же время увеличился удельный вес ТНК в сфере услуг. Так, в сфере материального производства занято 60% международных корпораций, в сфере услуг – 37%, в добывающей промышленности и сельском хозяйстве – 3%153. Но, несмотря на такой расклад, ТНК контролируют 90% мировой торговли пшеницей, кофе, кукурузой, лесоматериалами, табаком, джутом, железной рудой, 85% – медью и бокситами, 80% – чаем и оловом, 75% – бананами, натуральным каучуком и сырой нефтью154. Всё более усиливается лидерство ТНК в торговле продукцией вторичного сектора, особенно в экспорте и импорте основных технически сложных товаров электронной промышленности, отраслей новейших технологий.
Всё выше сказанное свидетельствует о гигантской концентрации капитала и, следовательно, торговли в руках ТНК, прежде всего развитых стран. Это означает, что под влиянием ТНК происходит существенное ограничение и изменение функционирования рыночной системы в мировых масштабах, которое проявляется в ряде важных обстоятельств:
1. В замкнутости (закрытости) основных сегментов мирового рынка. Они оказались монополизированы ТНК. Многие специалисты отмечают, что ТНК закрывают доступ на рынки гораздо сильнее, чем это может сделать государство мерами тарифного и нетарифного регулирования. Иногда требуются специальные согласования с ТНК, чтобы какое-либо государство смогло в какой-то мере попасть на такой рынок. Замкнутость рынка во многом предопределена бурным развитием внутрифирменной торговли, то есть торговые операции осуществляются между предприятиями, входящими в отдельную ТНК. На долю такой торговли приходится 1/3 всего мирового экспорта. Дюмулен И.И. приводит такой пример: в фармацевтической промышленности, где расходы на НИОКР превышают 12% издержек производства, почти 90% внешней торговли осуществляется с помощью внутрифирменной сети. В производстве, где всего лишь 1% расходуется на НИОКР, внутрифирменная сеть занимает 5% внешнеторговых операций155.
Внутрифирменные поставки имеют долговременный и устойчивый характер. Естественно, они планируются и осуществляются чаще всего вопреки рыночным законам. Вызывает большие сомнения, что ТНК заинтересованы в либерализации внутрифирменных торговых отношений.
2. В подрыве рыночного механизма международной торговли, которому способствует процесс образования так называемых стратегических альянсов между различными ТНК. Смысл этих образований – решение в собственных интересах задач установления господства, извлечения большей прибыли из того или иного сегмента мирового рынка, вплоть до использования политических методов. Стратегические альянсы предполагают международное сотрудничество в области высоких технологий, совместное производство, создание лучших условий сбыта, кооперационные связи и т.д. Характерными примерами являются альянсы корпораций: в автомобилестроении – японской «Тойоты» и американской «Дженерал Моторз», немецкой «Фольсваген» и американской «Форд», в электронике – немецкой «Сименс» и американской «Боинг», в компьютерном бизнесе – американских «Интел» и «Ай би эм». Альянсы также предполагают долгосрочные, устойчивые плановые связи, что сужает и модифицирует рыночные.
3. В использовании ТНК механизма «трансфертного ценообразования». Такой механизм, как правило, применяется во внутрифирменной торговле. Его смысл состоит в том, что ТНК устанавливает цены на продукцию для своих филиалов, которые находятся в странах с высоким налогообложением, значительно выше издержек. Следовательно, филиалы занижают свою прибыль и тем самым уменьшают налоги. Наоборот, в страны, где налоги ниже, поставляются товары через свои филиалы по заниженным ценам. Следовательно, филиалы фиксируют в налоговых декларациях более высокую прибыль. Таким образом, ТНК извлекает дополнительную выгоду, но при этом трудно доказать неправомерность её получения.
4. В формировании разнонаправленности цен на мировом рынке на необработанные и готовые продукты, то есть под влиянием ТНК постоянно образуются ножницы цен, которые позволяют международным монополиям закупать сырьё по более низким ценам и продавать готовую продукцию по более высоким. Разница, разумеется, присваивается ТНК.
Итак, монополия международной торговли в виде ТНК явно подрывает и ограничивает действие свободного рыночного механизма, нарушая при этом «работу» главного рыночного института – рыночного ценообразования. Поэтому утверждение о нарастании либералистских принципов в международной торговле – экономический миф, возведённый в идеологический принцип, который навязывают развитые страны всему остальному миру, руководствуясь лишь собственными интересами и выгодами. Кризис 2008-2009 гг. и нарастание протекционистских мер в этих условиях – практическое доказательство объективной ограниченности рыночного либерализма.
- Учебное пособие
- Кемерово 2010
- Введние
- Тема 1. Мировая экономика: предмет, теории и этапы развития. Показатели развития и типология стран мира
- 1.1. Мировая экономика как объект и предмет
- 1.2. Международное разделение труда как экономическая
- 1.3. Теоретические концепции развития мировой экономики
- 1.4. Основные критерии и этапы развития мировой экономики
- I. Докапиталистический (дорыночный, или доиндустриальный).
- II. Капиталистический (рыночный, или индустриальный).
- III. Посткапиталистический (пострыночный, или постиндустриальный) этап.
- 1.5. Показатели развития мировой экономики
- 1.6. Типология стран мира по уровню социально-
- 1.7. Место и роль России в мировой экономике
- Вопросы для самоконтроля:
- Основные понятия
- Рекомендуемая литература:
- Тема 2. Ресурсный потенциал мировой
- 2.1.2. Топливные и минерально-сырьевые ресурсы
- 2.2. Человеческие ресурсы мирового хозяйства
- 2.2.1. Мировая динамика населения и проблема бионапряжённости Земли
- 2.2.2. Трудовые ресурсы мировой экономики и их интеллектуальный потенциал
- 2.3. Отраслевая структура мирового хозяйства и основные
- 2.4. Современные хозяйственные комплексы мировой экономики
- Вопросы для самоконтроля:
- Основные понятия
- Рекомендуемая литература:
- Тема 3. Современные тенденции
- 3.1. Интернационализация и транснационализация
- 3.1.1. Процессы транснационализации и образование
- 3.1.2. Роль тнк в развитии мирового хозяйства
- 3.2. Интеграция и интеграционные объединения
- 3.2.1. Интеграция: понятие, формы, роль в мировой экономике
- 3.2.2. Интеграционные объединения в мировой экономике
- 3.3. Глобализация и её социально-экономические последствия
- 3.4. Социализация как тенденция современной мировой экономики
- Вопросы для самоконтроля:
- Основные понятия
- Рекомендуемая литература:
- Тема 4. Международные организации
- 4.1. Международные организации общей компетенции: система оон, оэср
- I. Фонды и программы оон:
- II. Специализированные учреждения оон:
- 4.2. Торговые международные организации и их роль в развитии мирового хозяйства
- 4.3. Кредитно-финансовые и валютные международные
- Вопросы для самоконтроля:
- Основные понятия
- Рекомендуемая литература:
- Тема 5. Теории международной торговли
- 5.1. Меркантилизм – первое экономическое учение о международной торговле
- 5.2. Классические теории международной торговли
- 5.3. Неоклассические теории международной торговли
- 5.4. Неотехнологические теории международной торговли
- Вопросы для самоконтроля:
- Рекомендуемая литература:
- Тема 6. Международная торговля
- 6.1. Международная торговля и мировой рынок:
- 6.2.2. Изменения в географических направлениях международной торговли
- 6.2.3. Изменения в товарной структуре международной торговли
- 6.2.4. Изменения в международной торговле услугами
- 6.2.5. Влияние тнк на международную торговлю
- 6.3. Ценообразование на мировом рынке. Мировые цены
- 6.4. Государственное и международное регулирование внешней торговли
- 6.4.1. Тарифные методы регулирования внешней торговли
- I. Таможенные пошлины в зависимости от направления движения товаров:
- II. Таможенные пошлины по способу установления:
- III. Таможенные пошлины в зависимости от режима торговли:
- 6.4.2. Нетарифные методы регулирования международной торговли
- Вопросы для самоконтроля:
- Основные понятия
- Рекомендуемая литература:
- Тема 7. Внешняя торговля россии
- 7.1. Особенности внешней торговли России и необходимость
- 7.2. Современные тенденции развития внешней
- 7.2.1. Изменения товарной структуры внешней торговли
- 7.2.2. Географическая направленность внешней торговли России в современных условиях
- 7.3. Либерализация внешнеторговой политики России и её социально-экономические последствия
- Вопросы для самоконтроля:
- Основные понятия
- Рекомендуемая литература:
- Тема 8. Международная миграция рабочей силы
- 8.1. Международная миграция рабочей силы и её
- Современные особенности
- 8.2. Государственное и международное регулирование миграции рабочей силы
- Вопросы для самоконтроля:
- Основные понятия
- Рекомендуемая литература:
- Тема 9. Международное движение капитала
- 9.1. Международное движение капитала: понятие,
- 9.2. Формы международного движения капитала
- 9.3. Россия в международном движении капитала
- Вопросы для самоконтроля:
- Основные понятия
- Рекомендуемая литература:
- Тема 10. Международная валютная система
- 10.1. Генезис международной валютной системы
- 10.2. Основные элементы валютной системы
- 10.3. Балансы международных расчётов. Платёжный баланс
- 1. Товары и услуги
- 2. Доходы
- Вопросы для самоконтроля:
- Основные понятия:
- Рекомендуемая литература:
- Заключение
- Электронные ресурсы