logo
Лубягина Л

6.2.5. Влияние тнк на международную торговлю

Место ТНК в производственной структуре мировой экономики предопределяет их место и роль в структуре международной торговли. В условиях нарастания процессов глобализации 70% мировой торговли контролируют 500 ТНК150. Растёт размер международных продаж ТНК. В 2001 г. он оценивался в 18 трлн. долл., что почти в 3 раза превысило стоимость мирового экспорта товаров и составило приблизительно 60% ВНП всех стран мира151. В 2005 г. общий объём продаж зарубежных филиалов ТНК составил 22,2 трлн. долл., экспорта – 4,2 трлн. долл., а численность занятых работников – примерно 62, 1 млн. человек152.

ТНК лидируют по всем товарным позициям мирового экспорта. Изменения связаны лишь с уменьшением доли первичного сектора, хотя в это же время увеличился удельный вес ТНК в сфере услуг. Так, в сфере материального производства занято 60% международных корпораций, в сфере услуг – 37%, в добывающей промышленности и сельском хозяйстве – 3%153. Но, несмотря на такой расклад, ТНК контролируют 90% мировой торговли пшеницей, кофе, кукурузой, лесоматериалами, табаком, джутом, железной рудой, 85% – медью и бокситами, 80% – чаем и оловом, 75% – бананами, натуральным каучуком и сырой нефтью154. Всё более усиливается лидерство ТНК в торговле продукцией вторичного сектора, особенно в экспорте и импорте основных технически сложных товаров электронной промышленности, отраслей новейших технологий.

Всё выше сказанное свидетельствует о гигантской концентрации капитала и, следовательно, торговли в руках ТНК, прежде всего развитых стран. Это означает, что под влиянием ТНК происходит существенное ограничение и изменение функционирования рыночной системы в мировых масштабах, которое проявляется в ряде важных обстоятельств:

1. В замкнутости (закрытости) основных сегментов мирового рынка. Они оказались монополизированы ТНК. Многие специалисты отмечают, что ТНК закрывают доступ на рынки гораздо сильнее, чем это может сделать государство мерами тарифного и нетарифного регулирования. Иногда требуются специальные согласования с ТНК, чтобы какое-либо государство смогло в какой-то мере попасть на такой рынок. Замкнутость рынка во многом предопределена бурным развитием внутрифирменной торговли, то есть торговые операции осуществляются между предприятиями, входящими в отдельную ТНК. На долю такой торговли приходится 1/3 всего мирового экспорта. Дюмулен И.И. приводит такой пример: в фармацевтической промышленности, где расходы на НИОКР превышают 12% издержек производства, почти 90% внешней торговли осуществляется с помощью внутрифирменной сети. В производстве, где всего лишь 1% расходуется на НИОКР, внутрифирменная сеть занимает 5% внешнеторговых операций155.

Внутрифирменные поставки имеют долговременный и устойчивый характер. Естественно, они планируются и осуществляются чаще всего вопреки рыночным законам. Вызывает большие сомнения, что ТНК заинтересованы в либерализации внутрифирменных торговых отношений.

2. В подрыве рыночного механизма международной торговли, которому способствует процесс образования так называемых стратегических альянсов между различными ТНК. Смысл этих образований – решение в собственных интересах задач установления господства, извлечения большей прибыли из того или иного сегмента мирового рынка, вплоть до использования политических методов. Стратегические альянсы предполагают международное сотрудничество в области высоких технологий, совместное производство, создание лучших условий сбыта, кооперационные связи и т.д. Характерными примерами являются альянсы корпораций: в автомобилестроении – японской «Тойоты» и американской «Дженерал Моторз», немецкой «Фольсваген» и американской «Форд», в электронике – немецкой «Сименс» и американской «Боинг», в компьютерном бизнесе – американских «Интел» и «Ай би эм». Альянсы также предполагают долгосрочные, устойчивые плановые связи, что сужает и модифицирует рыночные.

3. В использовании ТНК механизма «трансфертного ценообразования». Такой механизм, как правило, применяется во внутрифирменной торговле. Его смысл состоит в том, что ТНК устанавливает цены на продукцию для своих филиалов, которые находятся в странах с высоким налогообложением, значительно выше издержек. Следовательно, филиалы занижают свою прибыль и тем самым уменьшают налоги. Наоборот, в страны, где налоги ниже, поставляются товары через свои филиалы по заниженным ценам. Следовательно, филиалы фиксируют в налоговых декларациях более высокую прибыль. Таким образом, ТНК извлекает дополнительную выгоду, но при этом трудно доказать неправомерность её получения.

4. В формировании разнонаправленности цен на мировом рынке на необработанные и готовые продукты, то есть под влиянием ТНК постоянно образуются ножницы цен, которые позволяют международным монополиям закупать сырьё по более низким ценам и продавать готовую продукцию по более высоким. Разница, разумеется, присваивается ТНК.

Итак, монополия международной торговли в виде ТНК явно подрывает и ограничивает действие свободного рыночного механизма, нарушая при этом «работу» главного рыночного института – рыночного ценообразования. Поэтому утверждение о нарастании либералистских принципов в международной торговле – экономический миф, возведённый в идеологический принцип, который навязывают развитые страны всему остальному миру, руководствуясь лишь собственными интересами и выгодами. Кризис 2008-2009 гг. и нарастание протекционистских мер в этих условиях – практическое доказательство объективной ограниченности рыночного либерализма.