logo
семинары по Шипилину / Политическая глобалистика_Василенко И

Вопросы для обсуждения и дискуссии

1. Какие культурные барьеры приходится преодолевать политику, когда он встречается с представителями других культур? Какие из этих барьеров представляются вам наиболее сложными?

2. Какие методы интерпретации использует политическая герменевтика? Каковы творческие возможности и пределы этих методов в процессе научных исследований и в политической практике?

3. Какие методы интерпретации национального характера кажутся вам наиболее интересными? Как вы оцениваете методику И.Тэна в этой области?

4. Как можно преодолеть герменевтический крут в процессе понимания другого в диалоге?

5. Почему искусство вопрошания в диалоге специалисты считают наиболее сложным? Какие диалогические приемы кажутся вам наиболее эффективными?

6. Какие уровни интерпретации социокультурной идентичности наиболее сложно поддаются расшифровке? Согласны ли вы, что именно социокультурная идентичность является ключом к пониманию национального характера?

7. Какое определение политического диалога кажется вам наиболее удачным? Согласны ли вы с тем, что именно диалоговый принцип должен лежать в основе развития процесса глобализации?

Сноски и примечания

1 Кассцрер Э. Логика наук о культуре / / Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. С. 8-9.

2 Там же. С. 9.

3 Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Медиум. 1995. С. 16.

4 Хайдеггер М. Время картины мира // Время и бытие. М.: Республика,

1993. С. 49.

5 Maximen und Reflextonen / / Handschrtften des Goethe- und Schiller-Archivs. Wiena, 1907. № 608. S. 501.

6 Цит. по.: Кассирер Э. Гёте и математическая физика // Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. С. 319.

7 Впервые аналитические принципы научного исследования достаточно ясно были изложены Галилеем и Кеплером, они основаны на анализе бесконечно малого, понятии функции и переменной величины. Любой предмет или процесс, чтобы стать доступным объяснению, должен вначале превратиться в некий дифференцированный комплекс взаимосвязанных малых величин, которые обусловливают друг друга с помощью функциональных законов. Другими словами, функциональное мышление науки превращает процесс познания в бесконечную задачу разложения бытия на элементы.

8 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Наука, 1990. С. 80-81.

9 Ф.Кашинг, исследоваваший мифосоциологическую организацию индейского племени зуньи в Нью-Мексико, был поражен детальной структуризацией всей общественной жизни этого племени в соответствии с общей мифологической картиной мира. Он писал в заключение своего исследования: «При такой системе классификации—а это все можно рассматривать именно как классификацию, при таком легком способе символизации порядка (не только по числу областей и их делению в соответствующей последовательности и последовательности их элементов и времен года, но также и по принадлежности им определенных цветов и т. д.) и, наконец, при такой выстроенной соответствующим образом классификации имен и отношений родства, которые означают скорее место в ряду, чем кровно-родственную связь, ошибка в порядке проведения церемоний, процессий или собраний просто невозможна, и о народе, использующем такой способ жизнеустройства, можно сказать, что он должен был бы иметь и вести запись своего гражданского состояния и законов во всех своих повседневных взаимоотношениях и публичных выступлениях». См.: Gushing F. Outline of Zunl Creation Myths. Washington, 1896. P. 367.

10 Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Прогресс, 1983. С. 34, 40.

11 ДанилевскийН. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. С. 87.

12 Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1: Образ и действительность. М.: Мысль, 1993. С. 344-345.

13 ГадамерХ.Г. Истина и метод. М.: Наука. С. 345.

14 Mauss М. Oeuvres. Paris, 1987. Т. 3. Р. 393.

15 Московичи С. Машина, творящая богов. М.: КСП+, 1998. С. 172.

16 Письмо И.Гете к Эккерману, 18 февраля 1829 г. // И.П. Эккерман. Разговоры с Гете и последние годы его жизни. М.: Мысль, 1981. С. 21.

17 Гадамер Х.Г. Истина и метод. М.: Наука. С. 321.

18 Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Медиум, 1995. С. 4.

19 Кассирер Э. Логика наук о культуре // Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. С. 83.

20 Ruskin J. Sesame et les Lys. Bruxelles: Complexe, 1987. P. 230.

21 Mommsen Th. Rektoratsrede // Reden und Aufsatze. Berlin, 1912. S. 21. Однако такая позиция не помешала самому Моммзену занять пост ректора Берлинского университета, посвятив свою жизнь подготовке профессиональных исследователей в Германии.

22 Scheler M. Die Stellung des Menschen im Kosmos. Darmstadt, 1928. H. 131.

23 Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. С. 514.

24 Тэн И. Развитие политической и гражданской свободы в Англии в связи с развитием литературы. СПб., 1871. Ч. 1. С. 2-3.

25 Ortega у GassetJ. History as a System // Philosophy and History. L., 1932. P. 293.

26 Wolfflin H. KunstgeschichtUche Grundbegriffe. London: G. Bell&Sons. 1932. P. 226.

27 Марк Аврелий Антонин. К самому себе. М.: Прогресс, 1990. С. 21.

28 Московичи С. Машина, творящая богов. М.: КСП+. 1998. С. 514.

29 Malinowski B. The Foundations of Faith and Morals. L., 1926. P. 14.

30 Jevons F. Introduction to the History of Religion. L.: Methuen, 1902. P. 86.

31 Durkheim E. Les formes elementaires de la vie religieuse. Paris, 1962. P. 607.

32 Данные ООН по Западной Европе 1990 года.

33 Московичи С. Машина, творящая богов. М.: КСП+, 1998. С. 104.

34 Mauss М. Oeuvres. Paris, 1987. Т. 2. Р. 193.

35 Платон. Федр//Диалоги. М.: Наука, 1990. С. 121.

36 Durkheim E. Les Formes Elementaires de la vie Religieuse. Paris, 1962. P. 611.

37 Фронкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С. 94.

38 Там же. С. 323.

39 Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. С. 230.

40 Handbook of Method in Cultural Anthropology / Ed. by R.Narrol, R-Cohen. N.Y., 1973. P. 511-514.

41 Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. С. 97.

42 Шпет Г.Г. Введение в эпическую психологию // Сочинения. М.: Правда, 1989. С. 484.

43 The Portable Jung. Harmonsvoorth, 1977.

44 Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. С. 12-13.

45 ДилигенскийГ.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994. С. 212.

46 Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С. 54.

47 Фромм Э. Душа человека. Ее способность к добру и злу. М.: Республика, 1992. С. 21-22.

48 ЛебонГ. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. С. 26.

49 Redfild R. Reasant Society and Culture an Anthropological Approach to Civilizations. Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1956. P. 71.

50 Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. С. 30-32. В концепции Т.Адорно аналогичными качествами обладает авторитарная личность.

51 ДилигенскийГ.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994. С. 258.

52 Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С. 73.

53 Платон. Протагор // Платон. Сочинения. М.: Наука, 1992. Т. 1. С. 220-221.

54 ГадамерХ.Г. Истина и метод. М.: Наука, 1988. С. 431.

55 Там же. С. 432.

56 Бубер М. Проблема человека. Перспективы // Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. С. 94.

57 Цит. по: Рубинштейн С.Л. Очерки, воспоминания, материалы. М.: Наука, 1989. С. 14.

58 ФукоМ. Герменевтика субъекта // Социо-Логос. М.: Прогресс, 1991. С. 294.