Гуманистический потенциал исламской культуры
Нельзя не отметить, что выводы о гуманизме мусульманской культуры представляются европейским ученым весьма спорными. Можно назвать достаточно авторитетных исследователей, которые вообще отрицают гуманистическую направленность ислама. Например, Дж. Кремер определяет гуманизм как «стремление придать человеку статус автономного партнера (по отношению ко всему, что им не является, включая Бога) — достоинство, позволяющее ему вступать в свободное отношение»52. Сравнивая ветхозаветную и кораническую традиции, он оценивает их различия на уровне представлений об истоках человечества, о воздействии на него Бога.
Так, в Ветхом Завете Адам дает названия вещам и живым существа, которым Бог не дал имени,—прежде всего животным. Бог i считает возможным чему-то научиться у человека, он утверждает решения последнего, позволяя ему действовать как законодателю. Напротив, в Коране Бог именует все вещи и обучает Адама их именам. На этом основании немецкий философ приходит к выводу, что в христианстве идея боговоплощения придает человеку особое достоинство, а в мусульманстве она полностью отсутствует. Другими словами, сущность гуманизма с этой точки зрения состоит в утверждении идеи боговоплощения.
Но следуя этой логике, можно исключить из числа гуманистических почти все культуры, за исключением христианских. С этим трудно согласиться. Подобная интерпретация обедняет концепцию гуманизма, лишает ее «цветущей сложности», многогранности, а значит — перспектив творческого развития. Согласно другой точке зрения, под гуманизмом понимают такую оценку человека, когда он помещается на вершину природы или — для религий — творения. Тогда в исламском мире, в индо-буддийской, конфуцианской цивилизациях мы найдем утверждение исключительной ценности человека или теорию «совершенного человека» как единственно достойного этого наивысшего положения.
Существует еще одна точка зрения на природу гуманизма, которую отстаивает, например, французский философ Р.Браг. Можно понимать под гуманизмом стремление человека развивать литературу и искусство, и тогда именно в исламской цивилизации можно найти эпоху, в которой проявились идеальные социальные условия для возникновения гуманизма: наличие утонченной публики, вкус к общей культуре и прежде всего к литературе, живописи, музыке. Как отмечает Р.Браг, на этом основании мусульманскую культуру также можно назвать «гуманистической»53. Но не это представляется главным.
Хочется подчеркнуть, что гуманизм, как и все феномены человеческой духовности, продолжает развиваться в современном мире, что не позволяет нам оценивать его по застывшим, однозначным критериям. Сегодня, чтобы не погубить себя и природу, человечество должно перейти к новому, планетарному бытию и мышлению. В связи с этим и в понимании гуманизма особое значение приобретает универсалистский подход к человеку и человеческой духовности. Поэтому особенно важно привлечь внимание к тому, что мусульманская культура пронизана духом универсализма: она обращает внимание не на разделение, обособление, противопоставление народов в силу особенностей их исторического бытия, традиций, быта, ценностных ориентации, а на единение всего рода человеческого. И в этом, на мой взгляд, перспективы ее творческого развития в будущем и тот возможный вклад, который она способна внести в формирование современной гуманистической духовности всего человечества.
Однако, отстаивая гуманистическую направленность мусульманской политической культуры, нельзя обойти вниманием одно весьма важное противоречие. Это противоречие касается понимания тех путей, которые ведут к универсальному единству в мусульманском мире.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- И.А. Василенко политическая глобалистика
- Федеральная программа книгоиздания России
- Предисловие
- Введение актуальность глобального видения: в поисках утраченного будущего
- Глава 1 политическая глобалистика на путях познания
- 1.1. История возникновения науки о глобальном мире
- 1.2. Определение предмета и метода политической глобалистики
- 1.3. Глобальный мир: горизонты новой логики
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Глава 2 цивилизационная парадигма в современной глобалистике
- 2.1. Цивилизация как категория глобального политического
- Анализа
- 2.2. Мир современных цивилизаций в теоретических моделях
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Глава 3 стратегии межцивилизационных глобальных взаимодействий
- 3.1. Вызовы и ответы в глобальном мире
- 3.2. Возможно ли предотвратить столкновение цивилизаций?
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Глава 4 сравнительный анализ мировых цивилизаций
- 4.1. Методологическая преамбула
- 1. Устройство мироздания, объяснение механизмов исторического и политического процесса.
- 3. Отношение к собственности.
- 5. Шкала политического времени.
- 6. Отношение человека к истине.
- 7. Процесс познания мира.
- 4.2. Конфуцианско-буддийcкая цивилизация: путь золотой середины
- Две традиции единой культуры
- Этатистская доминанта
- Лидеры и подданные
- Восприятие политических ценностей других культур
- Политическая модернизация в Японии
- Политическая модернизация в Китае
- 4.3. Исламская цивилизация: путь воинов Аллаха
- Архетипы и коды мусульманской политической культуры
- Гуманистический потенциал исламской культуры
- Война за веру: парадоксы мусульманского сознания
- Теократическая доминанта
- Политическая модернизация в оаэ
- Политическая модернизация в Турции
- 4.4. Индо-буддийская цивилизация: путь благоговения перед жизнью
- Архетипы и коды индо-буддийской политической культуры
- Этико-центристская доминанта
- Влияние буддийской традиции
- Перспективы развития политической культуры Индии
- 4.5. Западная цивилизация: римский путь
- Архетип и коды политической культуры
- Доминирующая роль протестантской этики
- Парадоксы морали успеха
- Модернистская доминанта
- 4.6. Православно-славянская цивилизация: путь очарованного странника
- Сакральные истоки культуры
- Русское мировоззрение как картина мира
- Два лика русской духовности
- Политические интересы и политические ценности
- Архетипы и коды политической культуры
- Главные субъекты политического действия: царь, народ и юродивый
- Очарованный странник как национальный характер
- Православная этика и пути российской цивилизации
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Глава 5 социокультурные проблемы политического партнерства
- 5.1. Политический партнер как представитель цивилизации
- 5.2. Герменевтический метод в политическом диалоге
- 5.3. Человек политический в мире культуры
- 5.4. Проблема социокультурной идентичности в политике
- 5.5. Социокультурное пространство политического диалога
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Глава 6 политическое время в глобальном мире
- 6.1. Определение политического времени: хронос и кайрос
- 6.2. В поисках шкалы политического времени
- 6.3. Наступит ли вновь осевое время истории?
- 6.4. Время политики и время культуры: совпадения и различия в ориентации и перспективе
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Глава 7 политическое пространство глобального мира
- 7.1. Иконография глобального пространства
- 7.2. Парадигмы политического пространства и социокультурная идентичность
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Глава 8 альтернативные концепции прогресса
- 8.1. Можно ли отказаться от идеи прогресса?
- 8.2. Классическая концепция прогресса и ее альтернативы
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Сноски и примечания
- Глава 9 образы глобального мира в диалоге культур
- 9.1. Классическое видение глобализации человеческого общества
- 9.2. Современные концепции и образы глобального мира
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Сноски и примечания
- Глава 10 политический консенсус в глобальном диалоге цивилизаций
- 10.1. Возможности и пределы аналитических методов в политической конфликтологии
- 10.2. Гуманитарное искусство политического диалога
- 10.3. Конфликт ценностей как гуманитарная проблема
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Сноски и примечания
- Приложение программа курса «политическая глобалистика»
- Тема 1. Политическая глобалистика как наука
- Тема 2. Цивилизационная парадигма в современной глобалистике
- Тема 3. Стратегии глобальных взаимодействий
- Тема 4. Сравнительный анализ мировых цивилизаций
- Тема 5. Социокультурные проблемы политического партнерства
- Тема 6. Политическое время в глобальном мире
- Тема 7. Политическое пространство глобального мира
- Тема 8. Альтернативные концепции прогресса
- Тема 9. Образы глобального мира
- Тема 10. Политический консенсус в глобальном диалоге культур
- Библиографический список
- Словарь терминов
- Оглавление