Вопросы для обсуждения и дискуссии
1. Какое определение политической глобалистики вы считаете наиболее емким, точным и операциональным?
2. Какие качественно иные возможности открывает перед человечеством глобализация? Каково влияние этого процесса на культурный и духовный климат нашей эпохи?
3. Какие новые опасности и риски сопутствуют процессу глобализации? Согласны ли вы, что политическая глобалистика должна прежде всего дать человечеству новый тип предостерегающего знания?
4. Как вы оцениваете современные «пределы роста» и в каком направлении должны идти поиски качественно иного будущего? Можно ли ожидать нового формационного прорыва человечества, просматриваются ли симптомы этого?
5. Каково соотношение между глобализацией как экономическим и научно-техническим процессом и ею же как процессом цивилизационным?
6. Что собой представляет современное планетарное сознание: фикцию, созданную космополитическими СМИ. или зародыш нового исторического феномена — человечества как планетарного субъекта, обретающего свою коллективную волю?
7. Ожидается ли новый планетарный сдвиг в системе ценностей — глобальная «революция сознания», которая позволит нам говорить о новом этосе глобального мира? Каким вы представляете этот сдвиг: в духе постэкономической цивилизации, новой аскезы или духовной реформации?
Сноски и примечания
1 Тиллих П. История и Царство Божие // Философия истории. Антология. М.: Аспект-Пресс, 1994. С. 237-238.
2 Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума // Философия истории. Антология. М.: Аспект-Пресс, 1994. С. 39-40.
3 Holton R. Problems of Crisis and Normalcy in the Contemporary World // Rethinking Progress. Boston, 1990. P. 39, 43-44.
4 Мюллер М. Смысловые толкования истории/ /История философии. Антология. М.: Аспект-Пресс, 1994. С. 274-275.
5 Метанарративы — базовые повествовательные идеи, объяснительные схемы, лежащие в основе научной картины мира.
6 См.: Тинберген Я. Пересмотр общественного порядка. Доклад Римского клуба. М.: Прогресс, 1980.
7 «Первая глобальная революция» — название известного доклада Римского клуба А.Кинга и Б.Шнайдера.
8 Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология. М.: ИСПИРАН, 1994. С. 24.
9 Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба. М.: Прогресс, 1991. С. 11.
10 Там же. С. 10-11.
11 См.: Иноземцев В. За пределами экономического общества. М.: Академия, 1998; Гудожник Г. С., Елисеева В. С. Глобальные проблемы в истории человечества. М.: Мысль, 1989; Гладкий Ю. Глобалистика: трудный путь становления // ИМЭИМО, 1994. № 10.
12 См.: Вайцзеккер Э., Ловинс Э., Ловинс Л. Фактор «четыре». В два раза больше богатства из половины ресурсов // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.: Академия, 1999. С. 596-629.
13 Четкое М. Глобальное видение и новая наука. М.: ИМЭИМО, 1998. С. 17.
14 Турен А. Способны ли мы жить вместе? Равные и различные // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.: Академия, 1999. С. 468.
15 SlaterD. Challenging Western Visions of the Global // The European Journal of Development Research. 1985. Vol. 7. № 2.
16 См.: Кастельс М. Могущество самобытности // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.: Академия, 1999.
17 См.: Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980.
18 См.: Этциони А. Новое золотое правило. Сообщество и нравственность в демократическом обществе // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.: Академия, 1999.
19См.: Василенко И.А. Политические процессы на рубеже культур. М.:УРСС, 1998.
20 См.: Пригожий И., СтенгерсИ. Время, Хаос, Квант. К решению парадокса времени. М.: Прогресс, 1994.
21 См.: Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знанием, или История будущего // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.: Академия, 1999.
22 См.: Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности. М.: УРСС, 1999.
23 Мидоуз Донелла, Мидоуз Денни, Рандерс Й. За пределами допустимого: глобальная катастрофа или стабильное будущее? / / Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.: Академия, 1999. С. 579-584.
24 Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильность. М.: УРСС, 1999. С. 12.
25 Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М.: МГВПКОКС, 1995. С. 66.
26 Розанов В.В. О понимании. М.: Танаис, 1996. С. 62-65.
27 Там же. С. 67.
28 Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. С. 472.
29 Грамматика Пор Рояля, поставившая своей целью понять и дедуцировать совокупность грамматических форм из их первых логических оснований, вынуждена была существенно ограничить свои притязания в том, что касается изложения и логического объяснения. После первых попыток общей логической дедукции этого различия она пришла к выводу, что причисление имени существительного к тому или иному роду не подчиняется никакому твердому правилу, что здесь скорее царит «каприз и безрассудный произвол». Цит. по.: Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. С. 192.
30 См.: Учение джайнов // Великие мыслители Востока. М.: Крон-Пресс, 1998. С. 204-207.
31 Takeshil. Japanese Political Culture: Change and Continuty. London, 1983.
P. 70-71.
32 Кант И. Критика чистого разума// Сочинения: В 6 т. Т. 3. С. 351-352.
Yandex.RTB R-A-252273-3- И.А. Василенко политическая глобалистика
- Федеральная программа книгоиздания России
- Предисловие
- Введение актуальность глобального видения: в поисках утраченного будущего
- Глава 1 политическая глобалистика на путях познания
- 1.1. История возникновения науки о глобальном мире
- 1.2. Определение предмета и метода политической глобалистики
- 1.3. Глобальный мир: горизонты новой логики
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Глава 2 цивилизационная парадигма в современной глобалистике
- 2.1. Цивилизация как категория глобального политического
- Анализа
- 2.2. Мир современных цивилизаций в теоретических моделях
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Глава 3 стратегии межцивилизационных глобальных взаимодействий
- 3.1. Вызовы и ответы в глобальном мире
- 3.2. Возможно ли предотвратить столкновение цивилизаций?
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Глава 4 сравнительный анализ мировых цивилизаций
- 4.1. Методологическая преамбула
- 1. Устройство мироздания, объяснение механизмов исторического и политического процесса.
- 3. Отношение к собственности.
- 5. Шкала политического времени.
- 6. Отношение человека к истине.
- 7. Процесс познания мира.
- 4.2. Конфуцианско-буддийcкая цивилизация: путь золотой середины
- Две традиции единой культуры
- Этатистская доминанта
- Лидеры и подданные
- Восприятие политических ценностей других культур
- Политическая модернизация в Японии
- Политическая модернизация в Китае
- 4.3. Исламская цивилизация: путь воинов Аллаха
- Архетипы и коды мусульманской политической культуры
- Гуманистический потенциал исламской культуры
- Война за веру: парадоксы мусульманского сознания
- Теократическая доминанта
- Политическая модернизация в оаэ
- Политическая модернизация в Турции
- 4.4. Индо-буддийская цивилизация: путь благоговения перед жизнью
- Архетипы и коды индо-буддийской политической культуры
- Этико-центристская доминанта
- Влияние буддийской традиции
- Перспективы развития политической культуры Индии
- 4.5. Западная цивилизация: римский путь
- Архетип и коды политической культуры
- Доминирующая роль протестантской этики
- Парадоксы морали успеха
- Модернистская доминанта
- 4.6. Православно-славянская цивилизация: путь очарованного странника
- Сакральные истоки культуры
- Русское мировоззрение как картина мира
- Два лика русской духовности
- Политические интересы и политические ценности
- Архетипы и коды политической культуры
- Главные субъекты политического действия: царь, народ и юродивый
- Очарованный странник как национальный характер
- Православная этика и пути российской цивилизации
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Глава 5 социокультурные проблемы политического партнерства
- 5.1. Политический партнер как представитель цивилизации
- 5.2. Герменевтический метод в политическом диалоге
- 5.3. Человек политический в мире культуры
- 5.4. Проблема социокультурной идентичности в политике
- 5.5. Социокультурное пространство политического диалога
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Глава 6 политическое время в глобальном мире
- 6.1. Определение политического времени: хронос и кайрос
- 6.2. В поисках шкалы политического времени
- 6.3. Наступит ли вновь осевое время истории?
- 6.4. Время политики и время культуры: совпадения и различия в ориентации и перспективе
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Глава 7 политическое пространство глобального мира
- 7.1. Иконография глобального пространства
- 7.2. Парадигмы политического пространства и социокультурная идентичность
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Глава 8 альтернативные концепции прогресса
- 8.1. Можно ли отказаться от идеи прогресса?
- 8.2. Классическая концепция прогресса и ее альтернативы
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Сноски и примечания
- Глава 9 образы глобального мира в диалоге культур
- 9.1. Классическое видение глобализации человеческого общества
- 9.2. Современные концепции и образы глобального мира
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Сноски и примечания
- Глава 10 политический консенсус в глобальном диалоге цивилизаций
- 10.1. Возможности и пределы аналитических методов в политической конфликтологии
- 10.2. Гуманитарное искусство политического диалога
- 10.3. Конфликт ценностей как гуманитарная проблема
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Сноски и примечания
- Приложение программа курса «политическая глобалистика»
- Тема 1. Политическая глобалистика как наука
- Тема 2. Цивилизационная парадигма в современной глобалистике
- Тема 3. Стратегии глобальных взаимодействий
- Тема 4. Сравнительный анализ мировых цивилизаций
- Тема 5. Социокультурные проблемы политического партнерства
- Тема 6. Политическое время в глобальном мире
- Тема 7. Политическое пространство глобального мира
- Тема 8. Альтернативные концепции прогресса
- Тема 9. Образы глобального мира
- Тема 10. Политический консенсус в глобальном диалоге культур
- Библиографический список
- Словарь терминов
- Оглавление