Политическая модернизация в Японии
В Японии процесс модернизации принял форму «конфуцианского капитализма» и проводился под лозунгами: превратить страну в великую мировую державу, совершенствовать отечественную культуру, сохранять духовную и нравственную самобытность, почитать императора, поклоняться духам предков и природы, настойчиво перенимать все лучшие иностранные достижения. Поэтому все передовые западные технологии здесь внедрялись на основе «адаптирующегося коллективизма», понятного и близкого японцам разных поколений, а не в форме чужеродного западного индивидуализма.
Сами японцы так характеризуют феномен «адаптирующегося коллективизма»: он отличается коллективным управлением, но не связан кровными или земляческими узами; вместе с тем каждый член коллектива обладает известной степенью самостоятельности и свободой творчества. При этом сам японский формирующийся индивидуализм отливается в модель, которая получила название взаимозависимого индивидуализма: личность может самовыражаться, лишь признавая постоянную зависимость от других людей, тесную с ними взаимосвязь. Подобное миропонимание издавна закреплено японской национальной традицией, что нашло свое отражение в пословицах: «Где люди горюют, горюй и ты», «Не бойся немного согнуться, прямее выпрямишься», «По выпирающим гвоздям надо бить, пока они не уйдут в дерево».
Принцип «адаптирующегося коллективизма» использовался не только в экономике, но и при формировании политической культуры современного японского общества. Накопление «демократического потенциала» шло по пути не прямого заимствования западных стереотипов, а постепенного развития демократических элементов национальной культуры. Как известно, одним из ключевых вопросов демократии является вопрос о взаимоотношениях между личностью и обществом. От ответа на него зависит многое. Придание приоритета интересам общественным, способность личности поступиться своими интересами, а иной раз и правами ради общего блага—все это органично присуще современной политической культуре этой страны37.
Правоведы и политологи из Европы, знакомящиеся с японским судопроизводством, бывают крайне удивлены ничтожно малым по сравнению с Западом количеством гражданских дел. Японец, терпящий по чьей-то вине убыток, реагирует на ситуацию совершенно не так, как законопослушный гражданин европейской страны. Обращение в суд с требованием возместить убытки рассматривается почти как вымогательство, поэтому японцы стараются воздержаться от таких крайних, на их взгляд, действий. Кроме того, они не любят менять характер отношений, сложившихся с кем-либо. Судебное разбирательство в любом случае наносит в их глазах урон личному престижу, поэтому в большинстве случаев стараются обойтись без него. Даже незначительная компенсация, далеко не соответствующая понесенным убыткам, расценивается потерпевшей стороной как искреннее желание возместить ущерб и обычно принимается с благодарностью.
Политическая культура групповой ориентации, восточное неиндивидуалистическое правовое и гражданское сознание, основанное на компромиссе, характерны не только для Японии, но и для других стран конфуцианско-буддийской цивилизации, также идущих по пути модернизации. Можно согласиться, что такая политическая культура значительно более гармонично формирует отношения в гражданском обществе, чем «холодный» индивидуализм западной культуры. Особенно интересным и самобытным предстает мир политического в современном Китае, где уже двадцать лет проходит активная модернизация.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- И.А. Василенко политическая глобалистика
- Федеральная программа книгоиздания России
- Предисловие
- Введение актуальность глобального видения: в поисках утраченного будущего
- Глава 1 политическая глобалистика на путях познания
- 1.1. История возникновения науки о глобальном мире
- 1.2. Определение предмета и метода политической глобалистики
- 1.3. Глобальный мир: горизонты новой логики
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Глава 2 цивилизационная парадигма в современной глобалистике
- 2.1. Цивилизация как категория глобального политического
- Анализа
- 2.2. Мир современных цивилизаций в теоретических моделях
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Глава 3 стратегии межцивилизационных глобальных взаимодействий
- 3.1. Вызовы и ответы в глобальном мире
- 3.2. Возможно ли предотвратить столкновение цивилизаций?
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Глава 4 сравнительный анализ мировых цивилизаций
- 4.1. Методологическая преамбула
- 1. Устройство мироздания, объяснение механизмов исторического и политического процесса.
- 3. Отношение к собственности.
- 5. Шкала политического времени.
- 6. Отношение человека к истине.
- 7. Процесс познания мира.
- 4.2. Конфуцианско-буддийcкая цивилизация: путь золотой середины
- Две традиции единой культуры
- Этатистская доминанта
- Лидеры и подданные
- Восприятие политических ценностей других культур
- Политическая модернизация в Японии
- Политическая модернизация в Китае
- 4.3. Исламская цивилизация: путь воинов Аллаха
- Архетипы и коды мусульманской политической культуры
- Гуманистический потенциал исламской культуры
- Война за веру: парадоксы мусульманского сознания
- Теократическая доминанта
- Политическая модернизация в оаэ
- Политическая модернизация в Турции
- 4.4. Индо-буддийская цивилизация: путь благоговения перед жизнью
- Архетипы и коды индо-буддийской политической культуры
- Этико-центристская доминанта
- Влияние буддийской традиции
- Перспективы развития политической культуры Индии
- 4.5. Западная цивилизация: римский путь
- Архетип и коды политической культуры
- Доминирующая роль протестантской этики
- Парадоксы морали успеха
- Модернистская доминанта
- 4.6. Православно-славянская цивилизация: путь очарованного странника
- Сакральные истоки культуры
- Русское мировоззрение как картина мира
- Два лика русской духовности
- Политические интересы и политические ценности
- Архетипы и коды политической культуры
- Главные субъекты политического действия: царь, народ и юродивый
- Очарованный странник как национальный характер
- Православная этика и пути российской цивилизации
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Глава 5 социокультурные проблемы политического партнерства
- 5.1. Политический партнер как представитель цивилизации
- 5.2. Герменевтический метод в политическом диалоге
- 5.3. Человек политический в мире культуры
- 5.4. Проблема социокультурной идентичности в политике
- 5.5. Социокультурное пространство политического диалога
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Глава 6 политическое время в глобальном мире
- 6.1. Определение политического времени: хронос и кайрос
- 6.2. В поисках шкалы политического времени
- 6.3. Наступит ли вновь осевое время истории?
- 6.4. Время политики и время культуры: совпадения и различия в ориентации и перспективе
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Глава 7 политическое пространство глобального мира
- 7.1. Иконография глобального пространства
- 7.2. Парадигмы политического пространства и социокультурная идентичность
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Глава 8 альтернативные концепции прогресса
- 8.1. Можно ли отказаться от идеи прогресса?
- 8.2. Классическая концепция прогресса и ее альтернативы
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Сноски и примечания
- Глава 9 образы глобального мира в диалоге культур
- 9.1. Классическое видение глобализации человеческого общества
- 9.2. Современные концепции и образы глобального мира
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Сноски и примечания
- Глава 10 политический консенсус в глобальном диалоге цивилизаций
- 10.1. Возможности и пределы аналитических методов в политической конфликтологии
- 10.2. Гуманитарное искусство политического диалога
- 10.3. Конфликт ценностей как гуманитарная проблема
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Сноски и примечания
- Приложение программа курса «политическая глобалистика»
- Тема 1. Политическая глобалистика как наука
- Тема 2. Цивилизационная парадигма в современной глобалистике
- Тема 3. Стратегии глобальных взаимодействий
- Тема 4. Сравнительный анализ мировых цивилизаций
- Тема 5. Социокультурные проблемы политического партнерства
- Тема 6. Политическое время в глобальном мире
- Тема 7. Политическое пространство глобального мира
- Тема 8. Альтернативные концепции прогресса
- Тема 9. Образы глобального мира
- Тема 10. Политический консенсус в глобальном диалоге культур
- Библиографический список
- Словарь терминов
- Оглавление