6.4. Время политики и время культуры: совпадения и различия в ориентации и перспективе
Любые существующие модели взаимодействия расположены во времени.
Э.Гидденс
Вопрос о взаимосвязи социокультурного и политического времени — это вопрос о том, насколько политический процесс детерминирован культурой. Известно, что время никогда не бывает нейтральной количественной шкалой для измерения человеческого опыта. Социокультурное время отражает ритмы коллективных действий в каждой цивилизации, политическое время—ритмы политической жизни. Как и пространство, время выступает универсальным контекстом любой культуры. П.Сорокин и Р.К.Мертон подчеркивают, что «системы времени варьируются вместе с социальной структурой»17.
Точки отсчета для измерения социокультурного и политического времени в каждой цивилизации выбираются среди событий, социальная значимость которых зависит от национальных традиций и обычаев. Социальные антропологи считают, что основанием для определения длительности недели в каждой цивилизации может служить повторяющийся ритм рынка и ярмарок: восемь дней в раннем Риме, десять—в Китае, семь—в иудео-христианской традиции, пять или шесть — в отдельных районах Африки и Центральной Америки. Несомненно, счет времени отражает также биологическую необходимость в отдыхе для большинства людей18. Один день обязательно выделяется для отдыха или религиозных ритуалов и молитв (воскресенье — в христианстве, суббота — в иудаизме, пятница — в исламе).
При этом социокультурное время обеспечивает определенные рамки для каждого типа человеческой деятельности — политической, экономической, социальной. Вместе с тем любой из этих видов деятельности обладает собственной, отличной от других, временной матрицей. И здесь возникает закономерный вопрос: в какой степени социокультурное время способно определять ритмы времени политического? Или какова степень «свободы» политиков от национальных социокультурных традиций?
Обращаясь к социокультурной временной ориентации, можно выделить несколько основных аспектов: уровень и глубину осознания времени, вектор времени и доминирующие ценности. Каким образом все эти факторы влияют на матрицу политического времени?
Начнем с уровня и глубины осознания времени. Исследователи отмечают, что для социокультурных процессов наблюдается пропорциональная зависимость: чем выше уровень социокультурного развития цивилизации, тем выше уровень осознания социокультурного времени. Как пишет П.Штомпка, «на одном полюсе — одержимая озабоченность течением, прохождением, недостатком времени и т.д. (синдром "время— деньги"), на противоположном — безразличие, пренебрежение временем, вседозволенность обращения с ним (синдром "отложим на завтра")»19.
На ранних стадиях развития культуры ритм задают периоды сбора урожая, охотничьи сезоны, периоды дождей или засухи. Е.Эванс-Причард заметил, изучая племена нуеров в Судане, что они живут сиюминутным временем, воспринимают лишь настоящий момент, связанный либо с метеорологическими условиями, либо с естественным окружением и повседневной деятельностью20. Наблюдения Эванса-Причарда подтверждает Б .Адаме. По ее мнению, время в жизни ранних обществ было чем-то вроде вторичной, зависимой переменной, выполняющей исключительно инструментальные функции21.
На более поздних этапах развития культуры ритм задают религиозные праздники, торговые ярмарки, социальные и политические ритуалы. В индустриальном обществе время превращается в центральный координатор человеческой деятельности. Дж.Гуди пишет, что время — «это ключевая машина современного мира, превосходящая по важности паровой двигатель»22. Помимо ритма трудовой недели в рыночном обществе важное значение имеют сезонные распродажи и каникулы. Поэтому временные периоды, даже номинально равные, проходят с неодинаковой скоростью, а даты имеют не только календарное, но и культурное значение.
Для индустриального человека время принимает форму ресурса, который можно потратить, сэкономить, продать, распределить или обменять. Л.Мэмфорд пишет: «Оплата по часам, контракты по часам, работа по часам, еда по часам; и ничто не свободно до конца от печати календаря или часов»23. Деспотизм времени свидетельствует о том, что оно перестает играть роль рабочего инструмента и превращается в независимую переменную, определяющий фактор социально-политической жизни.
Однако уровень осознания социокультурного времени не однозначно влияет на матрицу политического времени цивилизации. Тоталитарные политические режимы XX века, возникшие в развитых странах (фашистская Германия, Италия в период правления Муссолини, франкистская Испания) с высоким уровнем восприятия социокультурного времени, продемонстрировали низкий уровень осознания времени политического, вседозволенность обращения с ним. Диктаторы вообще склонны преувеличивать свои возможности: им часто кажется, что они способны остановить стрелки политических часов, заставить служить себе демона политического времени. И каждый раз это заканчивается катастрофой. Драматический разрыв между высоким уровнем осознания социокультурного времени и низким — политического погружает общество в хаос волюнтаристских решений.
Другая группа факторов, существенно влияющих на социокультурное время, включает вектор ориентации и доминирующие ценности. Существуют цивилизации, которые «живут историей», они обращены назад — к событиям и традициям славного прошлого; есть такие, которые тесно связаны с настоящим, живут сегодняшним днем и в нем находят источник энергетики, но имеются и цивилизации, обращенные в будущее, для которых магическим значением наделено слово «завтра». Принято считать, что американское и российское общества имеют преимущественно перспективную ориентацию, китайское использует настоящее как центральную точку, из которой поток существования растекается в обе стороны, а индийское живет ретроспективной ориентацией.
В то же время внутри каждой цивилизации также существует дифференциация: различные этнические, религиозные и профессиональные группы могут выбирать свою временную перспективу. Как отмечает П.Штомпка, в американском обществе средний класс ориентирован на будущее: он стремится к достижениям и карьере и готов отложить немедленное вознаграждение на завтра. Так же ориентированы представители большинства профессий, поскольку реалистично оценивают время. Но отдельные регионы (Старый Юг) или патриархальные семьи живут своими воспоминаниями о прошлом. Наконец, маргинальные слои общества — бродяги, бездомные, безработные — живут исключительно сегодняшним днем24.
Если вектор социокультурного времени складывается из суммы социокультурных ориентации всех слоев и групп общества, то вектор политического времени зависит преимущественно от поколения, господствующего на политической сцене. Следовательно, направление политического времени может достаточно часто меняться, не совпадая с социокультурной традицией. Такая ситуация часто возникает в модернизирующихся странах. Общество в целом может иметь ретроспективную направленность, отдавая предпочтение повторяемости, сходству и порядку, а вектор политического времени — перспективную, ориентируя на изменения, новизну и прогресс. Наступает ситуация драматического напряжения, намечается болезненный разрыв, который может спровоцировать гражданскую войну.
Политический класс должен чутко прислушиваться к ритмам национальной культуры, чтобы не нарушить тонкой гармонии социума. В культуре существуют парадоксы, когда на крутом повороте развития неожиданно самое архаичное оказывается самым перспективным. Большевики в России истребляли кулаков, но именно кулаки могли бы стать классом перспективных фермеров, способных накормить голодную страну. В запасе у политического класса должны быть технологии, выявляющие такие парадоксы культуры. Арабская пословица гласит: на крутом повороте хромой верблюд оказывается первым. Нетерпеливые модернизаторы привыкли жестоко расправляться с архаичными национальными традициями, видя в них «хромого верблюда». Но искусство политики как раз и состоит в том, чтобы заставить социокультурные традиции служить политическим целям.
Сравнивая социокультурное и политическое время цивилизаций, нельзя не заметить, что одни и те же события общественной жизни выглядят по-разному в этих двух временных матрицах. Жаркие дебаты в парламенте и падение кабинета, смена правительства, ротация политических элит — все эти события значительно влияют на политическое время и часто весьма несущественны для социокультурного измерения. Политическое время как бы встроено внутрь более «крупного» социокультурного времени. Поэтому в тех случаях, когда ритмы культурной и политической жизни совпадают, наступает явление резонанса— общество получает «второе дыхание», испытывает небывалый подъем культуры.
Интересно, что в периоды такого «благополучного» развития, когда все сфокусировано на изменениях и движении вперед, интерес к социокультурным традициям у политиков слабеет. Политические лидеры вообще склонны переоценивать значение политического времени для судьбы культуры. Широко распространено мнение о том, что в наш динамичный век новизна и оригинальность политических решений становятся доминирующими ценностями25. Основное внимание уделяется политическим технологиям, в которых политики видят инструменты рационального изменения мира: «Священность и незыблемость прошлого культуры как главного символического регулятора социальных, политических и культурных изменений уступают место инновациям и ориентации на будущее как на базовые культурные изменения»26. Однако в период политических кризисов общество неизменно обращается к забытым социокультурным традициям, ищет опоры в привычных ритмах социокультурного времени, апеллирует к опыту предшествующих поколений. Политическое и социокультурное время—это два мощных потока, которые, соединяясь, становятся неиссякаемым источником динамизма цивилизации.
- И.А. Василенко политическая глобалистика
- Федеральная программа книгоиздания России
- Предисловие
- Введение актуальность глобального видения: в поисках утраченного будущего
- Глава 1 политическая глобалистика на путях познания
- 1.1. История возникновения науки о глобальном мире
- 1.2. Определение предмета и метода политической глобалистики
- 1.3. Глобальный мир: горизонты новой логики
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Глава 2 цивилизационная парадигма в современной глобалистике
- 2.1. Цивилизация как категория глобального политического
- Анализа
- 2.2. Мир современных цивилизаций в теоретических моделях
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Глава 3 стратегии межцивилизационных глобальных взаимодействий
- 3.1. Вызовы и ответы в глобальном мире
- 3.2. Возможно ли предотвратить столкновение цивилизаций?
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Глава 4 сравнительный анализ мировых цивилизаций
- 4.1. Методологическая преамбула
- 1. Устройство мироздания, объяснение механизмов исторического и политического процесса.
- 3. Отношение к собственности.
- 5. Шкала политического времени.
- 6. Отношение человека к истине.
- 7. Процесс познания мира.
- 4.2. Конфуцианско-буддийcкая цивилизация: путь золотой середины
- Две традиции единой культуры
- Этатистская доминанта
- Лидеры и подданные
- Восприятие политических ценностей других культур
- Политическая модернизация в Японии
- Политическая модернизация в Китае
- 4.3. Исламская цивилизация: путь воинов Аллаха
- Архетипы и коды мусульманской политической культуры
- Гуманистический потенциал исламской культуры
- Война за веру: парадоксы мусульманского сознания
- Теократическая доминанта
- Политическая модернизация в оаэ
- Политическая модернизация в Турции
- 4.4. Индо-буддийская цивилизация: путь благоговения перед жизнью
- Архетипы и коды индо-буддийской политической культуры
- Этико-центристская доминанта
- Влияние буддийской традиции
- Перспективы развития политической культуры Индии
- 4.5. Западная цивилизация: римский путь
- Архетип и коды политической культуры
- Доминирующая роль протестантской этики
- Парадоксы морали успеха
- Модернистская доминанта
- 4.6. Православно-славянская цивилизация: путь очарованного странника
- Сакральные истоки культуры
- Русское мировоззрение как картина мира
- Два лика русской духовности
- Политические интересы и политические ценности
- Архетипы и коды политической культуры
- Главные субъекты политического действия: царь, народ и юродивый
- Очарованный странник как национальный характер
- Православная этика и пути российской цивилизации
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Глава 5 социокультурные проблемы политического партнерства
- 5.1. Политический партнер как представитель цивилизации
- 5.2. Герменевтический метод в политическом диалоге
- 5.3. Человек политический в мире культуры
- 5.4. Проблема социокультурной идентичности в политике
- 5.5. Социокультурное пространство политического диалога
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Глава 6 политическое время в глобальном мире
- 6.1. Определение политического времени: хронос и кайрос
- 6.2. В поисках шкалы политического времени
- 6.3. Наступит ли вновь осевое время истории?
- 6.4. Время политики и время культуры: совпадения и различия в ориентации и перспективе
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Глава 7 политическое пространство глобального мира
- 7.1. Иконография глобального пространства
- 7.2. Парадигмы политического пространства и социокультурная идентичность
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Глава 8 альтернативные концепции прогресса
- 8.1. Можно ли отказаться от идеи прогресса?
- 8.2. Классическая концепция прогресса и ее альтернативы
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Сноски и примечания
- Глава 9 образы глобального мира в диалоге культур
- 9.1. Классическое видение глобализации человеческого общества
- 9.2. Современные концепции и образы глобального мира
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Сноски и примечания
- Глава 10 политический консенсус в глобальном диалоге цивилизаций
- 10.1. Возможности и пределы аналитических методов в политической конфликтологии
- 10.2. Гуманитарное искусство политического диалога
- 10.3. Конфликт ценностей как гуманитарная проблема
- Вопросы для обсуждения и дискуссии
- Сноски и примечания
- Приложение программа курса «политическая глобалистика»
- Тема 1. Политическая глобалистика как наука
- Тема 2. Цивилизационная парадигма в современной глобалистике
- Тема 3. Стратегии глобальных взаимодействий
- Тема 4. Сравнительный анализ мировых цивилизаций
- Тема 5. Социокультурные проблемы политического партнерства
- Тема 6. Политическое время в глобальном мире
- Тема 7. Политическое пространство глобального мира
- Тема 8. Альтернативные концепции прогресса
- Тема 9. Образы глобального мира
- Тема 10. Политический консенсус в глобальном диалоге культур
- Библиографический список
- Словарь терминов
- Оглавление