5.8.3. Подведение итогов переговоров, бесед.
По итогам состоявшихся переговоров и бесед принято оформлять их подробную запись. С позиций этикета к прошедшим уже переговорам это правило, казалось бы, смысла не имеет. Однако возможность восстановить картину дискуссии по прошествии определенного времени крайне полезно при подготовке к работе с другими партнерами или с теми же партнерами, но по иным вопросам.
Кроме того, переговоры не всегда проходят в «один присест»; работа может прерываться для консультаций, после которых стороны вносят существенные коррективы в свои позиции. Это требует тщательного учета всех ранее высказанных соображений.
Запись производит руководитель делегации на переговорах или по его поручению один из участников переговоров. Первый вариант предпочтительнее. В записи фиксируются следующие данные: точное название организации-партнера; место, дата, время переговоров; фамилии и должности участников с обеих сторон; основные обсуждавшиеся вопросы и высказанные по ним мнения; достигнутые договоренности или позиции сторон по разногласиям; названия врученных партнерам документов и копии документов.
Письменное оформление итогов переговоров рекомендуется производить сразу же или на следующий день. При этом следует помнить, что они могут представлять интерес и для других ведомств и организаций, особенно когда речь идет о зарубежных партнерах.
Примерно теми же критериями руководствуются в отношении повседневных (дневниковых) записей итогов бесед. Кроме перечисленных выше формальных атрибутов желательно указывать, по чьей инициативе беседа состоялась, была проведена один на один, или с помощью переводчика. В дипломатической практике, например, принято важную и срочную информацию, полученную в ходе встречи, зашифрованной телеграммой передавать в МИД. Сведения менее срочного характера передаются с дипломатической почтой. Естественно, к деловым беседам с партнерами в иных ведомствах и организациях не предъявляются столь серьезные требования оформительского характера. Участник беседы сам определяет, делать ему подробную запись или ограничиться несколькими фразами, своего рода «узелками на память». Каждый такой документ несет в себе немало индивидуальности, профессионального опыта, субъективности восприятия тех или иных проблем.
В организациях, поддерживающих постоянные контакты с иностранцами, обычно заводятся журналы учета международных телефонных разговоров, в которых фиксируется, кто выступал инициатором разговора, продолжительность разговора и его содержание. Следует помнить, что всякий официальный разговор по телефону приравнивается к личной беседе. Если при этом обсуждались деловые вопросы, целесообразно сделать запись по приведенной схеме.
Помимо всего сказанного, привычка ежедневно подводить итоги рабочего дня с изложением важнейших тезисов на бумаге дает возможность постоянно анализировать свою профессиональную деятельность, своевременно вносить в нее необходимые коррективы.
- Глава 5. Дипломатический протокол – основа механизма деловых отношений.
- Глава 6. Протокол и символы суверенитета государства.
- Глава 7. Дипломатический протокол и становление дипломатической процедуры.
- Глава 8.Международная вежливость. Протокол и правила гостеприимства. Церемониал и протокольные почести.
- Глава 9. Национальные особенности протокольной практики и делового общения. Церковный (религиозный) протокол и его специфика.
- Глава 1. Этикет, азбука человеческих отношений и каръерный рост.
- 1.1.Предмет курса. Цели и задачи. Обзор рекомендуемой литературы.
- 3.Объем дисциплины (курса)
- 3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы
- 2.Рекомендуемые источники и литература (дополнительные)
- 3. Периодические издания
- 1.2. Понятие дипломатии.
- 1.3. Дипломатия как наука и искусство.
- 1.4. Протокол и этикет – культура международного общения.
- Глава 2.Дипломатический протокол и этикет.
- 2.1.Значение и основы дипломатического протокола.
- 2.2. Правовые основы международных деловых связей.
- 2.4. Дипломатическое старшинство
- 1.Посол (нунций);
- 2.Посланник (интернунций);
- 3. Поверенный в делах.
- Глава 3. История становления российской протокольной службы.
- 3.1.Международный опыт организации протокольных служб.
- 3.2.Историческая природа дипломатии
- 3.3. О "новой дипломатии"
- 3.4.Современная организация российской протокольной службы
- Глава 4.Дипломатический этикет. Этика служебных отношений. Культура делового общения и нормы этикета.
- 4.1.Этикет. Дипломатический этикет
- 4.2. Культура гостеприимства. Гостевой этикет.
- 4.2.1. Организационно-протокольное обеспечение визита иностранной делегации.
- 4.2.2. Подготовка программы пребывания зарубежных гостей.
- 4.2.3. Встреча делегации.
- 4.2.4. Размещение гостей в местах проживания.
- 4.2.5. Деловая часть программы визита.
- 4.2.6. Контакты с посольствами и консульствами.
- 4.2.7. Представительские мероприятия. Культурная программа
- 4.2.8. Проводы зарубежной делегации
- 4.3. Понятие современного этикета
- 4.4. Невербальные средства общения.
- 4.5. Как следует и как не следует вести себя.
- 4.5.1.За столом
- 4.5.2. На визитах и в гостях
- 4.5.3. В общественных местах и на улице
- 4.5.4. Внешний вид и привычки
- 4.5.5. Протокол и этикет дипломатического и делового общения
- 4.6. Офисный дресс-код.
- Глава 5. Дипломатический протокол – основа механизма деловых отношений.
- 5.1. Установление дипломатических отношений.
- Послы, нунции и приравненные к ним представители государств. Аккредитуются при главе государства. Возглавляют посольства, нунциатуры, постпредства.
- Посланники, интернунции и приравненные к ним представители государств. Аккредитуются при главе государства. Возглавляют миссии, интернунциатуры, постпредства.
- Поверенные в делах и приравненные к ним представители государств. Аккредитуются при министре иностранных дел. Возглавляют миссии, постпредства.
- Порядок назначения глав дипломатических представительств
- 5.3. Вручение верительных грамот
- 5.4. Протокольные визиты.
- 5.5. Завершение дипломатической миссии
- 5.6. Дипломатический корпус
- 5.7. Протокол многосторонней дипломатии.
- 5.7.1. Протокольное обеспечение деятельности оон.
- 5.7.2. Организация и проведение международных конференций.
- 5.8.Переговоры с зарубежным партнером.
- 5.8.1. Протокольные аспекты подготовки переговоров.
- 5.8.2. Этикет ведения переговоров.
- 5.8.3. Подведение итогов переговоров, бесед.
- 5.9. Классификация визитов. Официальный, деловой (рабочий), неофициальный, визит проездом.
- 5.10. Визитная карточка.
- 5.11.Обращения, приветствия, знакомства, подарки, сувениры.