5.4. Протокольные визиты.
Исполнение своих обязанностей посол начинает с нанесения визитов официальным лицам страны пребывания, а также главам дипломатических представительств, в ней аккредитованным. Поскольку такие визиты не предполагают обсуждения или решения каких-либо значимых проблем, а наносятся с целью личного знакомства, выражения соответствующей персоне уважения, их считают протокольными, или визитами вежливости. Учитывая небольшую продолжительность протокольных визитов (15–20 минут), они могут наноситься в один день 2–3 лицам одновременно.
Список официальных лиц страны пребывания, очередность нанесения им визитов определяется местным протоколом.
Относительно визитов коллегам по дипломатическому корпусу существует следующее правило: посол первым наносит визиты только послам. Если в дипкорпус входят диппредставители 2-го и 3-го классов, а также временные поверенные в делах, то они после получения ноты о вручении послом верительных грамот первыми наносят ему визит, как старшему в протокольной иерархии. Посол наносит им ответные визиты.
По своему усмотрению дипломатический представитель в интересах расширения контактов при нанесении визитов может расширить рекомендуемый список официальных лиц.
Нанесение визитов – протокольная обязанность всех дипломатических сотрудников. Уровень официальных лиц, которым дипломат наносит визиты, зависит от его должности. Если возникает необходимость нанесения визита высокопоставленному лицу, например министру иностранных дел, дипломатического сотрудника сопровождает посол и представляет его.
Супруги диппредставителей наносят визиты вежливости женам официальных лиц. В их числе в зависимости от местных традиций могут быть супруги глав правительства и государства, министра иностранных дел, как правило, – жены послов, а также женщины, занимающие видное место в общественной жизни. Правда, в отношении первоочередности этих визитов протокол менее строг. Предполагается, что супруги первое время заняты обустройством быта семьи. Но и пренебрегать общепринятыми условностями недопустимо. В этой связи поучителен случай, рассказанный Г. Ерофеевой в книге «Нескучный сад» (М., 1998). Автор, будучи супругой советского посла в Сенегале, по приезде в страну не придала должного значения нанесению протокольных визитов женам коллег мужа. Когда однажды советский посол пригласил на обед посла Италии с супругой, итальянка отказалась принять приглашение. Отказ был мотивирован нарушением порядка нанесения визитов вежливости. Супруге советского посла пришлось срочно наносить «пропущенный» визит и на следующий день принимать ответный визит, чтобы успеть до указанного обеда.
Активная представительская деятельность супругов послов, равно как и жен других дипломатов, не только очень важна, но и ответственна. Мемуарная литература изобилует примерами, когда жены дипломатов в силу недостатка светской культуры, малообразованности становились обузой мужьям в их профессиональной деятельности. Известный дипломат О.А. Трояновский в своих мемуарах «Через годы и расстояния. История одной семьи» (М., 1997) небезосновательно приходит к выводу, что «было бы полезно, чтобы перед командировкой за границу жены дипломатов проходили кое-какую подготовку (изучение языка, вопросы протокола, хотя бы минимальные знания о стране)».
По прошествии некоторого времени посол сам начинает получать ноты от вновь прибывших диппредставителей о вручении ими верительных грамот главе государства. Согласно протоколу ответ на такие ноты, равно как и нанесение ответных визитов, обязательны.
Поскольку визиты вежливости достаточно распространенная форма поддержания официальных отношений (и не только в дипломатической практике), уместно подробнее остановиться на общих правилах их организации и нанесения.
О дне и времени нанесения визита договариваются заранее. Опоздание к назначенному времени не может быть оправдано никакими объективными причинами.
Вопросы, которые предполагается затронуть в беседе, необходимо продумать заранее. Правда, в некоторых странах, особенно в монархиях, на аудиенции у главы государства вопросы задавать не принято. Беседу он ведет сам.
Гостей с визитами желательно принимать в специальном помещении, меблированном гостиным гарнитуром (диван, кресло, стол). При этом почетным местом для гостя является диван. Хозяин садится в кресло, стоящее под углом с левой стороны от дивана. Такая посадка оправдана и с психологической точки зрения. Установлено, что при прочих равных условиях при таком расположении партнеры настроены друг к другу более доброжелательно, чем сидящие напротив. Не случайно термин «противостояние» имеет два смысла: и расположение в пространстве, и конфликт. Можно сесть на диван вместе с гостем, но обязательно с левой стороны. Место переводчика – по левую руку или за спиной. Недопустимо сажать гостя к своему письменному столу (варианты возможной рассадки см. в Приложении 1).Гость садится после того, как сел хозяин.
В зависимости от местных обычаев во время визита подается легкое угощение – чай, кофе, вино.
Инициатива ведения беседы во время визита принадлежит принимающей стороне. Наступившее молчание будет воспринято гостем как знак окончания визита. Поэтому правила гостеприимства предполагают умение вести беседу. Инициатива ухода остается за гостем. Он должен ориентироваться на приведенные выше временные параметры в продолжительности визита. Исключением является аудиенция у главы государства, который сам дает знать о ее окончании.
- Глава 5. Дипломатический протокол – основа механизма деловых отношений.
- Глава 6. Протокол и символы суверенитета государства.
- Глава 7. Дипломатический протокол и становление дипломатической процедуры.
- Глава 8.Международная вежливость. Протокол и правила гостеприимства. Церемониал и протокольные почести.
- Глава 9. Национальные особенности протокольной практики и делового общения. Церковный (религиозный) протокол и его специфика.
- Глава 1. Этикет, азбука человеческих отношений и каръерный рост.
- 1.1.Предмет курса. Цели и задачи. Обзор рекомендуемой литературы.
- 3.Объем дисциплины (курса)
- 3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы
- 2.Рекомендуемые источники и литература (дополнительные)
- 3. Периодические издания
- 1.2. Понятие дипломатии.
- 1.3. Дипломатия как наука и искусство.
- 1.4. Протокол и этикет – культура международного общения.
- Глава 2.Дипломатический протокол и этикет.
- 2.1.Значение и основы дипломатического протокола.
- 2.2. Правовые основы международных деловых связей.
- 2.4. Дипломатическое старшинство
- 1.Посол (нунций);
- 2.Посланник (интернунций);
- 3. Поверенный в делах.
- Глава 3. История становления российской протокольной службы.
- 3.1.Международный опыт организации протокольных служб.
- 3.2.Историческая природа дипломатии
- 3.3. О "новой дипломатии"
- 3.4.Современная организация российской протокольной службы
- Глава 4.Дипломатический этикет. Этика служебных отношений. Культура делового общения и нормы этикета.
- 4.1.Этикет. Дипломатический этикет
- 4.2. Культура гостеприимства. Гостевой этикет.
- 4.2.1. Организационно-протокольное обеспечение визита иностранной делегации.
- 4.2.2. Подготовка программы пребывания зарубежных гостей.
- 4.2.3. Встреча делегации.
- 4.2.4. Размещение гостей в местах проживания.
- 4.2.5. Деловая часть программы визита.
- 4.2.6. Контакты с посольствами и консульствами.
- 4.2.7. Представительские мероприятия. Культурная программа
- 4.2.8. Проводы зарубежной делегации
- 4.3. Понятие современного этикета
- 4.4. Невербальные средства общения.
- 4.5. Как следует и как не следует вести себя.
- 4.5.1.За столом
- 4.5.2. На визитах и в гостях
- 4.5.3. В общественных местах и на улице
- 4.5.4. Внешний вид и привычки
- 4.5.5. Протокол и этикет дипломатического и делового общения
- 4.6. Офисный дресс-код.
- Глава 5. Дипломатический протокол – основа механизма деловых отношений.
- 5.1. Установление дипломатических отношений.
- Послы, нунции и приравненные к ним представители государств. Аккредитуются при главе государства. Возглавляют посольства, нунциатуры, постпредства.
- Посланники, интернунции и приравненные к ним представители государств. Аккредитуются при главе государства. Возглавляют миссии, интернунциатуры, постпредства.
- Поверенные в делах и приравненные к ним представители государств. Аккредитуются при министре иностранных дел. Возглавляют миссии, постпредства.
- Порядок назначения глав дипломатических представительств
- 5.3. Вручение верительных грамот
- 5.4. Протокольные визиты.
- 5.5. Завершение дипломатической миссии
- 5.6. Дипломатический корпус
- 5.7. Протокол многосторонней дипломатии.
- 5.7.1. Протокольное обеспечение деятельности оон.
- 5.7.2. Организация и проведение международных конференций.
- 5.8.Переговоры с зарубежным партнером.
- 5.8.1. Протокольные аспекты подготовки переговоров.
- 5.8.2. Этикет ведения переговоров.
- 5.8.3. Подведение итогов переговоров, бесед.
- 5.9. Классификация визитов. Официальный, деловой (рабочий), неофициальный, визит проездом.
- 5.10. Визитная карточка.
- 5.11.Обращения, приветствия, знакомства, подарки, сувениры.