4.3. Понятие современного этикета
Протокол и этикет дипломатического и делового общения
"Освобождать себя от соблюдения правил приличия, не значит ли искать средства для свободных проявлений своих "недостатков?" — философски вопрошал выдающийся французский мыслитель Ш.Монтескье. Очевидно, со времени появления на свет человек постоянно сталкивается с этой дилеммой - загонять себя в относительно узкие рамки самим же устанавливаемых правил поведения и одновременно находить обоснования несоблюдения их.
Между тем мир цивилизованного общения не только привел в порядок, систематизировал такого рода правила (сам термин ''этикет" — фр. слово – означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе), но и нашел для них разумные объяснения функциональной полезности, целесообразности, предопределив тем самым в немалой степени и возможности их реализации.
Суммируя эти обоснования, можно отметить, что современный этикет, во-первых, способствует взаимопониманию людей в процессе дипломатического и делового общения: во-вторых, обеспечивает в немалой степени его целесообразность и практичность; в-третьих, является достаточно надежной гарантией проявления взаимного уважения субъектов общения; в-четвертых, служит формированию положительного имиджа деловых партнеров и является в этом смысле, помимо всего прочего, "прибыльным делом".
В этикете высоко ценятся умение управлять своими эмоциями, скрывать дурное настроение (в основе девиз — "учитесь властвовать собой"), быть внимательным к окружающим, а также готовым выслушать говорящего, оказать услугу нуждающемуся в ней.
Можно выделить несколько видов этикета.
Придворный этикет - (родоначальник этикета) - строгий регламент правил поведения и форм обхождения при дворах монархов. Применяется в настоящее время в странах с монархической формой правления.
Воинский этикет - свод общепринятых в вооруженных силах правил, норм и манер поведения военнослужащих.
Дипломатический этикет — правила и нормы поведения дипломатов и других официальных лиц различных государств в отношениях друг с другом, а также на различных официальных дипломатических мероприятиях (приемы, визиты, переговоры, встречи делегаций и т.п.).
Общегражданский этикет — совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых в общении между собой частными лицами.
Основанные, прежде всего, на здравом смысле и учитывающие многовековой опыт цивилизованного человеческого общения, большинство правил общегражданского и дипломатического этикета идентичны или в немалой степени совпадают. Однако строгому соблюдению правил этикета в кругу дипломатов, других официальных лиц, а сегодня и представителей деловых кругов, придается особое значение.
"Протокол и этикет дипломатического и делового общения"
К сожалению, "выход в свет" многих новоявленных российских бизнесменов являет собой далеко не лучшие образцы следования нормам и традициям принятых во всем мире норм этикета. Огромные деньги придали нашим "нуворишам" такую уверенность в себе, которая захлестывает все остальное; "Я могу себе позволить делать так, как хочу, диктовать правила. Я уже самостоятельно добился столько в жизни, что могу себе позволить плевать на приличия и условности". И делают это, порой демонстративно и сознательно, но нередко даже не подозревая, что "так" не принято. Поэтому на официальных приемах доморощенные "крутые" расплевывают косточки от вишни и черешни. Они дарят женщинам зажигалки и колготки; попивают кофе, оттопыривая мизинец. Далеко не редкость, когда на наиболее престижных форумах мира наши бизнесмены закатывают пышные обеды с бесконечной водкой, гигантскими тарелками икры и битьем хрусталя.
Но ведь дело не только в вульгарном поведении в быту. Увы, и при ведении переговоров наш бизнесмен не умеет слушать, перебивает партнера, старается больше говорить сам. Иностранцы воспринимают это как элементарную грубость, как стремление уйти от обсуждения важных проблем, а то и как проявление позиции превосходства.
Линия и манеры поведения человека часто, хотя, разумеется, далеко и не всегда совпадают с его внутренним существом. Как бы то ни было, но о человеке сплошь и рядом судят по его "оболочке". Еще Гегель писал: "Каков человек внешне, т.е.. в своих действиях (а не в своей внешней наружности, как это само собой разумеется), таков он и внутренне, и если он лишь внутренний, т.е. если он остается только в области намерений, умонастроений, если он "добродетелен", "морален" и т.д.. а его внешнее не тождественно с его внутренним, то, однако, так же бессодержательно и пусто, как и другое". И далее: "... Хотя человек может в том или другом отдельном случае притворяться и многое скрывать, он, однако, не может скрыть своей внутренней природы вообще..." (Гегель. Соч., т. I, с. 234, 236).
Особого внимания заслуживает вопрос о так называемом "речевом этикете". "Развяжите человеку руки, — говорил М.Е.Салтыков-Щедрин, — дайте ему свободу высказать всю свою мысль — и перед вами уже встанет не совсем тот человек, которого вы знали в обыденной жизни, а несколько иной".
Специалисты по правилам ведения речи обращают особое внимание на следование ряду обязательных правил для участников беседы, соблюдение которых является необходимым условием ее нормального хода.
Итак, говорящему:
предписывается уважительное, доброжелательное отношение к собеседнику (необходимо всячески избегать прямых негативных оценок его личности, тем более обидных высказываний или оскорблений);
предписывается проявлять уместную (сообразную и соразмерную, но не преувеличенную) вежливость, в том числе с учетом возраста, пола, социального и служебного статуса партнера;
смягчать свою речь, избавляться от излишней категоричности;"Протокол и этикет дипломатического и делового общения"
не рекомендуется ставить в центр внимания собственную персону; напротив, стремиться быть скромным в самооценках, не навязывать упорно собеседнику личных взглядов и мнений, демонстрировать намерение понять точку зрения партнера;
следует не скупиться на языковые средства внимания, интереса к собеседнику, используя в этих же целях невербальные средства общения (мимику, жесты и т.п.), как бы ставить партнера в центр внимания идущего диалога;
необходимо уметь удачно выбрать тему, предшествующую деловой части разговора, уместную в данной ситуации и в то же время близкую и понятную партнеру, деликатно обходя при этом разного рода ''острые углы" и "запретные темы";
надо четко следовать логике разворачивающейся беседы, следить за тем, чтобы вывод не противоречил посылке, следствия вытекали из причин и т.п;
следует помнить об ограниченности порога смыслового восприятия и концентрации внимания у слушающего (исследования показывают, что наиболее благоприятная длина устного высказывания равна семи словам плюс/минус два слова (устное сообщение без паузы может длиться от 45 секунд до полутора минут), в связи с чем рекомендуется употреблять короткие фразы, давать слушателю периодически передохнуть, время от времени добиваться пробуждения его внимания);
необходимо постоянно вести отбор языковых средств в соответствии с избранной стилистической тональностью текста, ориентируясь как непосредственно на своего собеседника, так и учитывая общую ситуацию общения, официальность (неофициальность) обстановки и т.п.;
должно помнить, что в устном непосредственном общении слушатель не только слышит, но и видит говорящего, что необходимо учитывать, имея в виду множество невербальных сигналов происходящей коммуникации, дистанцию, в пределах которой идет беседа и др.
Естественно, на слушающего также распространяются свои нормы этикета речи. Он, в частности, обязан:
прервать свои дела и внимательно выслушать все, что ему желает сообщить говорящий;
слушая, необходимо доброжелательно, уважительно и терпеливо относиться к говорящему; иметь такт и терпение и при всех условиях выслушать его до конца;
не перебивать собеседника, не пытаться сбить его с мысли, не вставлять колких неуместных замечаний, не переводить процесс слушания в собственное говорение;
поставить говорящего в центр внимания происходящей коммуникации, дать ему проявить себя в речи, всеми доступными (вербальными и невербальными) средствами общения;
демонстрировать заинтересованность в собеседнике, подтверждать контакт внимания и понимания (если таковые, разумеется, имеют место);
уметь вовремя оценить речь собеседника, ответить на поставленный вопрос, согласиться или не согласиться, поддержать предлагаемый диалог, не пытаясь в то же время перехватить инициативу и занять временное пространство беседы собственным говорением.
"Протокол и этикет дипломатического и делового общения"
Если слушающих больше, чем два, не следует отвечать на вопрос, заданный другому собеседнику, реагировать на обращенную к другому речь. Но если тот, к кому обращены вопрос или какое-либо высказывание, не реагирует, уместно включиться в процесс беседы (как бы спасая положение) и придать ей естественный ход.
Как показывают наблюдения, особенно распространены нарушения этикета со стороны слушающих. Наверное, здесь поистине незаменимы мудрые советы выдающегося деятеля российской культуры Д.С.Лихачева: "Для того чтобы вас услышали, нужна доброта. Правом судить нужно пользоваться осторожно, очень осмотрительно. Поэтому давайте постепенно привыкать и к другому слову — не только гласность, но и демократия, "'выпускание пара". А демократия — норма жизни, естественное и постоянное состояние общества, его дыхание. Нам надо учиться демократии, учиться терпимости к чужим мнениям, умению выслушивать и возражать. Учиться равенству в споре..." (Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: "Высшая школа", 1989, с. 18—24).
- Глава 5. Дипломатический протокол – основа механизма деловых отношений.
- Глава 6. Протокол и символы суверенитета государства.
- Глава 7. Дипломатический протокол и становление дипломатической процедуры.
- Глава 8.Международная вежливость. Протокол и правила гостеприимства. Церемониал и протокольные почести.
- Глава 9. Национальные особенности протокольной практики и делового общения. Церковный (религиозный) протокол и его специфика.
- Глава 1. Этикет, азбука человеческих отношений и каръерный рост.
- 1.1.Предмет курса. Цели и задачи. Обзор рекомендуемой литературы.
- 3.Объем дисциплины (курса)
- 3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы
- 2.Рекомендуемые источники и литература (дополнительные)
- 3. Периодические издания
- 1.2. Понятие дипломатии.
- 1.3. Дипломатия как наука и искусство.
- 1.4. Протокол и этикет – культура международного общения.
- Глава 2.Дипломатический протокол и этикет.
- 2.1.Значение и основы дипломатического протокола.
- 2.2. Правовые основы международных деловых связей.
- 2.4. Дипломатическое старшинство
- 1.Посол (нунций);
- 2.Посланник (интернунций);
- 3. Поверенный в делах.
- Глава 3. История становления российской протокольной службы.
- 3.1.Международный опыт организации протокольных служб.
- 3.2.Историческая природа дипломатии
- 3.3. О "новой дипломатии"
- 3.4.Современная организация российской протокольной службы
- Глава 4.Дипломатический этикет. Этика служебных отношений. Культура делового общения и нормы этикета.
- 4.1.Этикет. Дипломатический этикет
- 4.2. Культура гостеприимства. Гостевой этикет.
- 4.2.1. Организационно-протокольное обеспечение визита иностранной делегации.
- 4.2.2. Подготовка программы пребывания зарубежных гостей.
- 4.2.3. Встреча делегации.
- 4.2.4. Размещение гостей в местах проживания.
- 4.2.5. Деловая часть программы визита.
- 4.2.6. Контакты с посольствами и консульствами.
- 4.2.7. Представительские мероприятия. Культурная программа
- 4.2.8. Проводы зарубежной делегации
- 4.3. Понятие современного этикета
- 4.4. Невербальные средства общения.
- 4.5. Как следует и как не следует вести себя.
- 4.5.1.За столом
- 4.5.2. На визитах и в гостях
- 4.5.3. В общественных местах и на улице
- 4.5.4. Внешний вид и привычки
- 4.5.5. Протокол и этикет дипломатического и делового общения
- 4.6. Офисный дресс-код.
- Глава 5. Дипломатический протокол – основа механизма деловых отношений.
- 5.1. Установление дипломатических отношений.
- Послы, нунции и приравненные к ним представители государств. Аккредитуются при главе государства. Возглавляют посольства, нунциатуры, постпредства.
- Посланники, интернунции и приравненные к ним представители государств. Аккредитуются при главе государства. Возглавляют миссии, интернунциатуры, постпредства.
- Поверенные в делах и приравненные к ним представители государств. Аккредитуются при министре иностранных дел. Возглавляют миссии, постпредства.
- Порядок назначения глав дипломатических представительств
- 5.3. Вручение верительных грамот
- 5.4. Протокольные визиты.
- 5.5. Завершение дипломатической миссии
- 5.6. Дипломатический корпус
- 5.7. Протокол многосторонней дипломатии.
- 5.7.1. Протокольное обеспечение деятельности оон.
- 5.7.2. Организация и проведение международных конференций.
- 5.8.Переговоры с зарубежным партнером.
- 5.8.1. Протокольные аспекты подготовки переговоров.
- 5.8.2. Этикет ведения переговоров.
- 5.8.3. Подведение итогов переговоров, бесед.
- 5.9. Классификация визитов. Официальный, деловой (рабочий), неофициальный, визит проездом.
- 5.10. Визитная карточка.
- 5.11.Обращения, приветствия, знакомства, подарки, сувениры.