4.4. Невербальные средства общения.
Средства человеческого общения делятся на две группы: вербальные и невербальные.
Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, т.е. понять язык невербального (вербальный от лат. verbalis — «словесный, устный») общения.
Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.
Невербальное общение «выдает» собеседников, ставит порой под сомнение то, что сказано, обнажает их истинное лицо. Поэтому надо учиться понимать этот язык ( язык кинесики). На какие же невербальные средства следует обратить внимание во время общения?
КАК «РАЗГОВАРИВАЮТ» ЛИЦА
Главный показатель чувств говорящего — выражение лица. Мимика
позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.
Печаль отражают сведенные брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ, а счастье — спокойные глаза, приподнятые внешние уголки губ.
Поэтому каждому необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна.
В связи с этим рекомендуется изучить и свое лицо, знать, что происходит с бровями, губами, лбом. Если вы привыкли хмурить брови, морщить лоб, то постарайтесь отучиться собирать складки на лбу, расправляйте по чаще нахмуренные брови. Чтобы ваша мимика была выразительной, систематически произносите перед зеркалом несколько разнообразных по эмоциональности (печальных, веселых, смешных, трагических, презрительных, доброжелательных) фраз. Следите, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию.
«ЖЕСТЫ, ЖЕСТЫ, ЖЕСТЫ!»
Именно они необходимы хорошему оратору, считал Демосфен.
Жестикуляция собеседника может сказать о многом. Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и, хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.
В русском языке существует немало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также различные действия. Например: опустить голову, покачать головой, развести руками, опустить руки, махнуть рукой, положа руку на сердце, приложить руку, протянуть руку, погрозить пальцем, показать нос.
Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают.
Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.
В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.
Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Понаблюдайте за выступающими по телевидению, посмотрите, как часто говорящий в
такт речи размахивает рукой.
Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление
и ускорение речи, место пауз, т.е. то, что обычно передает интонация.
Эмоциональные жесты выражают чувства, которыми окрашены наша речью Речь наша часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, восторг, ненависть , огорчения и т.д.- все это проявляется не только в подборе слов, но и в жестах, передающих разнообразные оттенки чувств. Например: бить себя в грудь, стукнуть себя по лбу, повернуться спиной, развести руками, стукнуть кулаком по столу, указать на дверь и т.д.
Указательные жесты необходимы во многих ситуациях. Указать можно взглядом, рукой, пальцем, ногой, поворотом тела.
Изобразительные жесты используются для того, чтобы нагляднее изобразить предмет. Однако, пользуясь изобразительными жестами нужно соблюдать чувство меры, нельзя этими жестами подменять язык слов.
Символические жесты являются своего рода условным обозначением определенных моментов. Артист осуществляет поклоны, как символ благодарности за теплый прием, аплодисменты. Символический жест нередко бывает характерен для ряда типовых ситуаций. Так, существует жест предельности (категоричности) – сабельная отмашка кистью правой руки. Он сопровождает выражения: никогда не соглашусь; никто не знал; нигде вы не найдете; это совершенно ясно и т.д.
Жест интенсивности – рука сжимается в кулак. Он используется, когда говорят: он очень упорный; какая она упрямая; честолюбив он страшно и т.д.
Известен также жест отрицания – отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражения: нет, не надо, никогда и т.д.
Жест противопоставления – кисть руки исполняет движение в воздухе «там» и «здесь»: пришли молодые и старые; нечего туда – сюда ходить; одно окно на север, другое на юг; годятся скамейки и большие и маленькие и т.д.
Жест разъединения – ладони раскрываются, «разъезжаются» в разные стороны: это совершенно разные приемы; это надо различать; они разошлись; братья разъехались и т.п.
Жест объединения – пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук: они хорошо сработались; очень они подходят друг другу; давайте соединим усилия и т.п.
- Глава 5. Дипломатический протокол – основа механизма деловых отношений.
- Глава 6. Протокол и символы суверенитета государства.
- Глава 7. Дипломатический протокол и становление дипломатической процедуры.
- Глава 8.Международная вежливость. Протокол и правила гостеприимства. Церемониал и протокольные почести.
- Глава 9. Национальные особенности протокольной практики и делового общения. Церковный (религиозный) протокол и его специфика.
- Глава 1. Этикет, азбука человеческих отношений и каръерный рост.
- 1.1.Предмет курса. Цели и задачи. Обзор рекомендуемой литературы.
- 3.Объем дисциплины (курса)
- 3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы
- 2.Рекомендуемые источники и литература (дополнительные)
- 3. Периодические издания
- 1.2. Понятие дипломатии.
- 1.3. Дипломатия как наука и искусство.
- 1.4. Протокол и этикет – культура международного общения.
- Глава 2.Дипломатический протокол и этикет.
- 2.1.Значение и основы дипломатического протокола.
- 2.2. Правовые основы международных деловых связей.
- 2.4. Дипломатическое старшинство
- 1.Посол (нунций);
- 2.Посланник (интернунций);
- 3. Поверенный в делах.
- Глава 3. История становления российской протокольной службы.
- 3.1.Международный опыт организации протокольных служб.
- 3.2.Историческая природа дипломатии
- 3.3. О "новой дипломатии"
- 3.4.Современная организация российской протокольной службы
- Глава 4.Дипломатический этикет. Этика служебных отношений. Культура делового общения и нормы этикета.
- 4.1.Этикет. Дипломатический этикет
- 4.2. Культура гостеприимства. Гостевой этикет.
- 4.2.1. Организационно-протокольное обеспечение визита иностранной делегации.
- 4.2.2. Подготовка программы пребывания зарубежных гостей.
- 4.2.3. Встреча делегации.
- 4.2.4. Размещение гостей в местах проживания.
- 4.2.5. Деловая часть программы визита.
- 4.2.6. Контакты с посольствами и консульствами.
- 4.2.7. Представительские мероприятия. Культурная программа
- 4.2.8. Проводы зарубежной делегации
- 4.3. Понятие современного этикета
- 4.4. Невербальные средства общения.
- 4.5. Как следует и как не следует вести себя.
- 4.5.1.За столом
- 4.5.2. На визитах и в гостях
- 4.5.3. В общественных местах и на улице
- 4.5.4. Внешний вид и привычки
- 4.5.5. Протокол и этикет дипломатического и делового общения
- 4.6. Офисный дресс-код.
- Глава 5. Дипломатический протокол – основа механизма деловых отношений.
- 5.1. Установление дипломатических отношений.
- Послы, нунции и приравненные к ним представители государств. Аккредитуются при главе государства. Возглавляют посольства, нунциатуры, постпредства.
- Посланники, интернунции и приравненные к ним представители государств. Аккредитуются при главе государства. Возглавляют миссии, интернунциатуры, постпредства.
- Поверенные в делах и приравненные к ним представители государств. Аккредитуются при министре иностранных дел. Возглавляют миссии, постпредства.
- Порядок назначения глав дипломатических представительств
- 5.3. Вручение верительных грамот
- 5.4. Протокольные визиты.
- 5.5. Завершение дипломатической миссии
- 5.6. Дипломатический корпус
- 5.7. Протокол многосторонней дипломатии.
- 5.7.1. Протокольное обеспечение деятельности оон.
- 5.7.2. Организация и проведение международных конференций.
- 5.8.Переговоры с зарубежным партнером.
- 5.8.1. Протокольные аспекты подготовки переговоров.
- 5.8.2. Этикет ведения переговоров.
- 5.8.3. Подведение итогов переговоров, бесед.
- 5.9. Классификация визитов. Официальный, деловой (рабочий), неофициальный, визит проездом.
- 5.10. Визитная карточка.
- 5.11.Обращения, приветствия, знакомства, подарки, сувениры.