2.2. Формы международного разделения труда и тенденции его развития на современном этапе
В последнее время в мире произошли масштабные экономические, политические и социальные изменения, которые оказали существенное воздействие на мировое хозяйство в целом и международное разделение труда, в частности.
Процесс разделения труда бесконечен, но конкретные формы его проявления со временем могут изменяться, утрачивать или наращивать внутренние импульсы своего развития. Старые формы разделения труда при этом могут сохраняться, но утрачивают свою доминирующую роль (подобно тому, как элементы мануфактурного разделения труда продолжали существовать и после утверждения машинного производства).
Характер взаимодействия между общим, частным и единичным разделением труда в общей системе международного разделения труда в последние годы существенно меняется. С одной стороны, МРТ продолжает традиционно выражать процесс стихийного распределения производственных функций между странами как субъектами мировой хозяйственной системы. С другой — производственные функции, планомерно распределяясь внутри ТНК и не выходя за их рамки, «перешагивают» национальные границы. В условиях глобализации мирового хозяйства растущее воздействие на изменения в направлениях и формах развития международного разделения труда оказывают крупнейшие ТНК и сформированные ими транснациональные воспроизводственные комплексы — TBK, работающие в едином режиме, заданном транснациональными технологическими системами. При этом технологическое единство предприятий различных стран, входящих в состав таких TBK, в ряде случаев дополняется финансовым и организационным единством.
Международное разделение труда реализуется в своих основных формах—международной специализации и кооперации производства.
Под международной специализацией производства понимается такая форма международного разделения труда, когда отрасли, подотрасли, отдельные технологические процессы предприятий национальных хозяйств ориентируются на выпуск однородной продукции сверх внутренних потребностей. Классифицируя различные виды международной специализации производства, можно выделить прежде всего межотраслевую и внутриотраслевую специализацию.
Межотраслевая специализация производства предполагает сосредоточение в отдельных странах определенных отраслей производства при отсутствии в них целого ряда других отраслей. Раньше международная специализация развивалась почти исключительно
как межотраслевая, примером чего является специализация многих стран Азии, Африки и Латинской Америки на производстве минерального и сельскохозяйственного сырья, а также некоторых видов продовольствия, т.е. в области добывающей промышленности и сельского хозяйства. Такой вид международной специализации связан с недостаточным развитием производительных сил во многих странах, поэтому их место в международном разделении труда определялось наличием тех или иных природных ресурсов —минерального или сельскохозяйственного сырья, возможностью выращивания определенных продовольственных культур. Межотраслевая специализация становится характерной и для развитых стран, особенно относительно небольших по размеру территории и величине населения. Хотя их специализация отчасти также связана с географической средой и природными условиями, она более прогрессивна и характеризуется производством промышленных продуктов и полуфабрикатов. Например, Норвегия в довоенный период специализировалась на производстве алюминия, Бельгия — чугуна и стали, Финляндия — лесоматериалов и продукции деревообработки, Голландия и Дания — на сельскохозяйственной продукции, главным образом на мясомолочной. Россия участвует в международном разделении труда на межотраслевой основе как поставщик энергетических ресурсов (нефть, нефтепродукты, природный газ), черных и цветных металлов, удобрений, лесобумажной продукции. В этих отраслях производства зависимость от внешнего рынка достаточно высока. Показатели степени вовлеченности отдельных отраслей производства в международную специализацию могут быть определены двумя путями.
Во-первых, путем вычисления степени участия данной отрасли в международной специализации по сравнению с другими отраслями национальной экономики. Этот показатель может быть рассчитан на основе сопоставления экспортных квот (отношение экспорта к объему производства) отдельных отраслей.
Во-вторых, путем выявления роли отрасли данной страны в мировом экспорте соответствующей продукции. В этом случае коэффициент относительной экспортной специализации — КОЭС может быть определен как отношение удельного веса товара (совокупности товаров отрасли) в экспорте страны к удельному весу товара (товаров-аналогов) в мировом экспорте.
Естественно, что чем выше КОЭС, тем большую роль играет страна в мировом экспорте, производя конкурентоспособную продукцию для внутреннего и внешнего рынков. Роль отдельных стран в международной специализации не остается постоянной, она изменяется под воздействием целого ряда факторов. Например, под влиянием успехов в развитии технологии производства и улучшении качества изделий в других странах данная страна может быть вытеснена с занимаемых позиций.
Для экономики страны существенное значение имеет набор отраслей, в которых она специализируется в мировом хозяйстве. Более эффективной для страны является специализация в передовых (наукоемких) отраслях обрабатывающей промышленности, продукция которых более высоко оценивается и менее подвержена конъюнктурным колебаниям.
С начала научно-технической революции — НТР развивается новый вид специализации, соответствующий следующему этапу в международном разделении труда — внутриотраслевая специализация производства. Она связана с отраслями, основанными не столько на использовании естественных ресурсов, сколько на результатах научно-технической деятельности, и охватывает преимущественно промышленно развитые страны, хотя ТНК втягивают в эту специализацию и развивающиеся страны. Развитые страны, как крупные, так и малые, имеют более или менее одинаковую отраслевую структуру производства, если под отраслями понимать достаточно крупные производственные подразделения. При этом углубление международной специализации идет по линии внутриотраслевой специализации и является необходимым условием развития новейших отраслей в условиях научно-технического прогресса. Кроме того, возможность страны занять определенное место в международной специализации путем выпуска новейшей продукции определяется уровнем затрат на отраслевые научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки —НИОКР. Быстрый рост затрат в новых отраслях связан также с усилением конкурентной борьбы между странами, имеющими сходную отраслевую структуру, особенно в электронике, авиаракетостроении, других отраслях машиностроения, а также химии, где наблюдается высокий темп роста затрат на НИОКР.
Одним из направлений международной внутриотраслевой специализации производства является предметная специализация, заключающаяся в сосредоточении выпуска определенных видов продукции данной отрасли в той или иной стране. В ряде отраслей складывается международная специализация на производстве изделий определенных типоразмеров. Так, тракторостроение в США специализируется на производстве наиболее мощных колесных и гусеничных тракторов, в Англии — колесных тракторов средней мощности, в ФРГ — таких же тракторов малой мощности. Международная внутриотраслевая специализация производства развита и в автомобильной промышленности, которая в значительной степени работает на экспорт. Так, западноевропейские страны специализировались в основном на мало- и микролитражных автомобилях, которые вывозили даже в США, являющиеся одним из крупнейших производителей автомобилей в мире. Ныне положение крупнейшего экспортера автомобилей завоевала Япония. Более тесные связи между производителями разных стран возникают на базе подетальной специализации, представляющей собой сосредоточение на заводах отдельной страны выпуска комплектующих изделий, узлов или деталей. При этом они не имеют самостоятельного применения, а используются в качестве частей конечного продукта. Такого рода международная специализация получила развитие при производстве продукции массовых видов — автомобилей, тракторов, радио-телеаппаратуры и др., и часто распространяется на выпуск двигателей, электрооборудования, коробок передач, насосов, подшипников, различных приборов и т.д. Получает развитие, хотя и не очень значительное в международных масштабах, технологическая специализация, заключающаяся в выполнении на предприятиях определенных видов работ. К этому виду специализации может быть отнесено изготовление не только на внутренний, но и на внешний рынок поковок, литья, штамповок, заготовок и т.п.
Следует отметить, что подетальная и технологическая специализации носят, как правило, внутриотраслевой характер. Но иногда фирмы специализируются на производстве некоторых деталей или полупродуктов, получающих межотраслевое применение. В этом смысле подетальная и технологическая специализации могут иметь форму межотраслевой специализации.
Развитие международной специализации производства сопровождается развитием международной кооперации производства
Когда речь идет о межотраслевой и предметной внутриотраслевой специализациях, то, как правило, производитель в состоянии самостоятельно организовать процесс изготовления продукции и реализовать ее на рынке, в том числе мировом. Если же специализация принимает характер подетальной или технологической, неизбежно установление прямого контакта между производителями деталей, узлов или полупродуктов (в химической промышленности) с их потребителями — производителями готовой продукции. Очень часто детали будущей готовой продукции предназначены для конкретных моделей автомобилей, самолетов, электронной продукции и т.д. Поэтому кооперация предполагает сознательное сотрудничество различных фирм в производстве готовой продукции. К важнейшим особенностям международной кооперации производства относятся:
согласование участниками в договорном порядке или путем внутрифирменного регулирования условий совместной деятельности, как на предварительной стадии, так и в процессе выпуска изделий на основе кооперации;
участие в качестве непосредственных субъектов производственного кооперирования промышленных предприятий (фирм) разных стран;
распределение между участниками кооперации в рамках согласованной программы заданий по выпуску деталей, узлов и готовой продукции; при этом возможен выпуск готового изделия на одном предприятии-кооперанте, которому остальные поставляют детали и узлы, или на двух-трех предприятиях. В таком случае между этими предприятиями возможны встречные поставки деталей и узлов готового изделия;
построение экономических отношений между предприятиями-кооперантами на основе не обычных договоров купли-продажи, а долгосрочных контрактов, в которых устанавливается порядок определения объемов поставки кооперируемой продукции, цен на нее и т.д. Важным элементом договоров является обеспечение ритмичности поставок, установление санкций за нарушение их сроков.
Кооперирование между фирмами разных стран развивается не только в сфере производства, но и в области научных исследований и опытно-конструкторских разработок, проектирования и сооружения объектов, в сфере сбыта, оказания услуг и др.
По формам организации необходимо выделить подрядное кооперирование, которое предполагает, что одна из сторон соглашения дает другой или другим участникам заказ на выполнение определенной работы на основе обусловленных требований, включая объемы и сроки поставок, их качество и т.д. Например, такие крупные американские и западноевропейские автомобильные концерны, как «Форд», «Дженерал Моторс», «Крайслер», «Рено», «Фиат», закупают 40—45% комплектующих изде-лий и материалов у фирм — субпоставщиков. Закупки у субпоставщиков японских концернов «Тойота» и «Ниссан» достигают 60—65% общей стоимости автомобиля.
Подрядное кооперирование может охватывать сотрудничество не только в производстве уже известного продукта, но и подряд на проектирование и создание нового продукта. К подрядному кооперированию могут быть отнесены и реализация готовой продукции торговыми фирмами по контракту с фирмой-производителем, техническое обслуживание и др.
Другая форма организации кооперирования — совместное производство, когда две-три или более фирм на основе соглашения совместно выпускают готовую продукцию, осуществляя между собой специализацию на выполнении отдельных видов работ. Например, авиационные фирмы Великобритании, Франции, ФРГ, а также Испании кооперируются в производстве пассажирских самолетов «Аэробус», а также ряда военных самолетов. Совместное производство может включать в себя сотрудничество фирм в широком диапазоне—начиная с создания нового продукта, его изготовления и кончая совместной его реализацией. В ряде случаев сотрудничество фирм в организации совместного производства продукта получает более глубокий характер, и они создают совместное предприятие (joint venture). Оно является самостоятельной компанией для совместного осуществления какого-либо проекта. Фирмы — учредители совместного предприятия на паритетных началах вкладывают в его создание или финансовые ресурсы (капиталы), или новую технологию, или производственные мощности. Как правило, совместное предприятие создается для осуществления одного проекта. Для сотрудничества по многим проектам фирмы — кооперанты могут создавать партнерства (товарищества).
Формой производственного кооперирования является и договорная специализация, которая предполагает разграничение программ участников соглашения. Такие соглашения обычно направлены не только на устранение дублирования производства, что, естественно, устраняет конкуренцию между участниками на рынках соответствующих товаров, но и предполагает сотрудничество в производстве другой продукции,
взаимные или односторонние субподрядные поставки, совместные научные исследования и разработки.
Межфирменные кооперационные соглашения могут включать сотрудничество в обучении персонала и налаживании производства; лицензионные соглашения; субконтракты на производство, сборку и последующую закупку продукции; контракты на управление и маркетинг; сотрудничество в геологоразведке и научных исследованиях.
Стратегическим, альянсом (стратегическим партнерством) обычно называется межфирменное кооперационное соглашение, которое помимо других областей сотрудничества включает совместное производство товаров и услуг, обычно в виде принадлежащего участникам альянса совместного предприятия.
Значение соглашений о специализации и кооперировании производства состоит в том, что, ограничивая конкуренцию между отдельными предприятиями, они позволяют им использовать прежде всего выгоды крупносерийного специализированного производства.
Другой международной формой специализации и кооперирования между предприятиями разных стран является развитие деятельности ТНК. Вполне естественно, что между предприятиями, расположенными в разных странах, но принадлежащих одной компании, развиваются специализация и кооперирование в самых разнообразных и наиболее удобных формах. Ввиду того, что эти предприятия управляются из одного центра, отношения между ними более стабильные, а связи — более глубокие и долгосрочные. Но даже в пределах одной транснациональной компании международная специализация предприятий таит в себе некоторые элементы неустойчивости: возможны перебои с поставкой деталей в связи с забастовками и т.д. Поэтому ТНК часто создают на своих предприятиях в разных странах дублирующие производства.
Тем не менее, процессы углубления международной специализации и кооперирования развиваются в основных отраслях промышленности, и особенно в отраслях машиностроения, что объясняется конструктивными, качественными и технологическими
особенностями выпускаемой в этих отраслях продукции. В силу указанных особенностей здесь возможна организация массового специализированного производства отдельных деталей, узлов, агрегатов и готовых изделий на десятках, сотнях и большем количестве взаимосвязанных между собой предприятий различных стран
мира. В результате реализации указанных направлений деятельности ТНК в ряде случаев формируются и функционируют транснациональные воспроизводственные комплексы (TBK). Факторами эффективного развития международной специализации и кооперации производства в рамках транснациональных воспроизводственных комплексов являются:
технологический прогресс, позволяющий углублять расчленение производственного процесса в обрабатывающей промышленности;
развитие транспортных систем TBK, позволяющее снижать транспортные издержки;
развитие управленческих технологий, позволяющее оперативно и эффективно контролировать деятельность географически удаленных друг от друга производственных единиц TBK;
развитие информационных технологий, которое дает возможность максимально упростить и удешевить передачу больших объемов информации и таким образом не только контролировать территориально разъединенные производственные цепочки, но и оперативно приспосабливать производство к требованиям конкретного рынка. Считая последнее обстоятельство особенно важным, эксперты ЮНКТАД полагают, что революция в области информационных технологий позволяет транснациональным корпорациям выйти за рамки эффекта масштаба и воспользоваться эффектом простора действий. Иными словами, ТНК в этом случае могут комбинировать крупномасштабное производство со специализированным производством (в том числе и малыми сериями), ориентирующимся на потребности конкретного рынка.
- 1.1. Понятие современного мирового хозяйства
- 1.2. Субъекты мирового хозяйства
- 1.3. Система международных экономических отношений современного мирового хозяйства
- Глава 2 Международное разделение труда —материальная основа развития мирового хозяйства
- 2.1.Сущность международного разделения труда
- 2.2. Формы международного разделения труда и тенденции его развития на современном этапе
- 2.3. Роль нтр в развитии современного международного разделения труда
- Глава 3 Международная конкурентоспособность и методы ее оценки
- 3.1.Понятие международной конкурентоспособности
- 3.2.Теория конкурентных преимуществ м. Портера
- 3.3. Современные методы оценки международной конкурентоспособности
- 3.4.Конкурентоспособность России в мировой экономике
- Глава 4 Глобализация экономики, содержание и основные формы проявления
- 4.1. Содержание процесса глобализации экономики
- 4.2. Противоречия процесса глобализации экономики
- Глава 5 Основные школы и теоретические направления развития мирового хозяйства и международного разделения труда
- Глава 6 Основные направления теорий глобализации мирового хозяйства
- Раздел 2 Ресурсы современного мирового хозяйства
- Глава 7 Природно-ресурсный потенциал современного мирового хозяйства
- 7.1. Природные ресурсы и их роль в мировой экономике
- 7.2 Минеральные и энергетические ресурсы в различных странах и регионах мира
- 7.3. Сельскохозяйственные, лесные и водные ресурсы в мировой экономике
- Глава 8 Человеческие ресурсы мирового хозяйства
- 8.1. Демографические проблемы современной мировой экономики
- 8.2. Экономические аспекты динамики и структуры населения в мировой экономике
- 8.3. Процессы урбанизации в мировой экономике
- 8.4. Международная миграция рабочей силы
- 8.5. Россия в процессах международной миграции рабочей силы
- Глава 9 Научно-технические ресурсы мирового хозяйства
- 9.1. Значение научно-технических ресурсов в мировой экономике
- 9.2. Влияние научно-технических ресурсов на экономическое развитие
- 9.3. Концентрация мировых научно-технических ресурсов в различных странах и регионах
- 9.4. Научно-технические ресурсы России
- Раздел III Отраслевые аспекты развития современной мировой экономики
- Глава 10 Отрасли промышленности в мировой экономике начала XXI века
- 10.1. Понятие отраслевой структуры мировой экономики
- 10.2. Структура промышленности в современной мировой экономике
- 10.3. Проблемы инновационного развития промышленности России
- Глава 11 Топливно-энергетический комплекс мирового хозяйства
- 11.1. Динамика энергопотребления в современной мировой экономике
- 11.2. Направления и перспективы развития мирового тэк
- Глава 12 Транспортный комплекс в современной мировой экономике
- 12.1. Понятие мировой транспортной системы и ее роль в мировой экономике
- 12.2. Основные виды транспорта в мировой транспортной системе и проблемы их развития
- Глава 13 Агропромышленный комплекс мирового хозяйства
- 13.1. Роль и место агропромышленного комплекса в мировой экономике
- 13.2. Структура агропромышленного комплекса
- Раздел IV Страны и регионы в системе современного мирового хозяйства
- Глава 14 сша в системе современной мировой экономики
- 14.2. Особенности структуры экономики сша
- 14.3. Внешнеэкономическая и внешнеполитическая стратегия сша
- Глава 15 Европейский союз в мировой экономике начала XXI века
- 15.1. Место и роль Европейского союза в современной мировой экономике и политике
- 15.2. Основные этапы осуществления интеграционного процесса в рамках Европейского союза
- 15.3. Проблемы и перспективы экономических взаимоотношений ес и России
- Глава 16 Япония в мировом хозяйстве
- 16.1. Особенности развития японской экономики
- 16.2. Основные черты отраслевой структуры экономики Японии
- Глава 17 Китай: укрепление позиции в современной мировой экономике
- 17.1. Место и роль Китая в мировой экономике
- 17.2. Структурные аспекты развития экономики Китая
- 17.3. Внешнеэкономические аспекты развития экономики Китая
- Глава 18 Индия в мировой экономике начала XXI века
- 18.1. Место и роль Индии в современной мировой экономике
- 18.2. Структурные аспекты развития экономики Индии
- 18.3. Внешнеэкономические связи Индии
- Глава 19 Россия в системе современного мирового хозяйства
- 19.1. Современное геополитическое и геоэкономическое положение России
- 19.3. Инновационный потенциал экономики рф
- Глава 20 Проблемы национальной экономической безопасности в современной мировой экономике
- Раздел V Международные корпорации и транснациональные банки в современной мировой экономике
- Глава 21 Международные корпорации в мировой экономике начала XXI века
- Глава 22 Транснациональные банки в современной мировой экономике
- Раздел VI Международные экономические организации, их место и роль в мировом хозяйстве начала XXI века
- Глава 23 Место и роль — международных организации в системе мирового хозяйства. Международные экономические организации системы оон
- Глава 24 Другие международные экономические организации, их место и роль в развитии мирового хозяйства