15.1. Место и роль Европейского союза в современной мировой экономике и политике
Европейский союз, в состав которого к началу 2008 г. входили 27 государств с населением около 500 млн чел., представляет собой крупнейшее в мире экономическое и политическое интеграционное объединение и занимает позиции одного из лидеров современной мировой экономики. Вместе с тем, с учетом фактора возрастания в мировой экономике (совокупном мировом ВВП) удельного веса Китая, Индии, некоторых других развивающихся стран, а также (при благоприятном варианте развития) и России, доля Европейского союза в долговременной перспективе будет сокращаться. По прогнозным оценкам ИМЭМО РАН, доля ЕС в составе 27 стран, составлявшая в 2005 г. 23,7%, в 2010 г. должна стать 18,9% совокупного мирового ВВП, а в 2020 г. — 17,6%.
Как и другие субъекты современного мирового хозяйства, ЕС стоит перед задачами эффективного ответа на вызовы глобализации экономики и те кардинальные сдвиги, которые происходят в мировом хозяйстве начала XXI в., на демографические и энергетические проблемы, которые могут приобрести для Европейского союза кризисный характер. Актуальны задачи существенного повышения международной конкурентоспособности экономики Евросоюза в целом, отдельных ее отраслей и предприятий. Перед ЕС стоят также актуальные задачи осуществления реформ как на уровне Сообщества в целом, так и на уровне отдельных стран-участниц, ориентированных на повышение эффективности государственной политики в экономической и социальной сферах. Иными словами, стоят задачи существенной модернизации экономики, ее структурного совершенствования на основе инновационного развития и повышения динамичности и эффективности. ЕС предстоит преодолеть нынешнее отставание от США и Японии по ряду показателей научно-технического развития прежде всего за счет формирования и совершенствования общеевропейской политики в области образования, профессионального обучения и переподготовки, формирования в конечном итоге экономики знания. Повышение уровня международной конкуренции в инновационных отраслях требует дальнейшего развития и совершенствования общеевропейской кооперации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и концентрации совместных усилий стран — участниц ЕС на приоритетных направлениях научных исследований. В ЕС реализуется рамочная программа по содействию НИОКР, основные приоритеты которой определены семью тематическими направлениями исследования:
информационные технологии;
реализация устойчивого развития и решение экологических проблем;
нанотехнологии и новые материалы, а также новые устройства и технологические процессы;
геномика и биотехнологии для здравоохранения;
авиационные и космические исследования;
разработка безопасных и качественных продуктов питания;
исследования, содействующие построению гражданского общества, базирующегося на знаниях.
Рассмотрим тенденции, реализующиеся в настоящее время в экономике ЕС. Прежде всего, это дальнейшее снижение удельного веса в ВВП материального производства, в частности сельского хозяйства. Этой тенденции будут способствовать сокращение и постепенная ликвидация государственных субсидий для отдельных отраслей сферы материального производства (сельское хозяйство, горнодобывающая и металлургическая промышленность, производство одеясды, обуви и других товаров массового спроса). По мнению руководителей ЕС, это должно обусловить коренную модернизацию указанных отраслей. Одновременно с этим развиваются такие отрасли, как автомобилестроение, машиностроение, химическая промышленность и электротехника. Предстоит осуществить качественные изменения в энергетике стран ЕС, прежде всего с целью преодоления энергетической зависимости от внешних топливно-энергетических ресурсов (в том числе путем развития в некоторых странах ЕС атомной энергетики, а также так называемых альтернативных источников энергии (ветряной, геотермальной, солнечной, энергии приливов).
На экономическое развитие стран ЕС все большее воздействие оказывает нарастание конкуренции со стороны Китая, Индии, стран Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и др. В связи с этим аналитики ожидают постепенного вывода из стран ЕС (особенно «старых» членов ЕС) традиционного промышленного производства. Одновременно с этим европейские ТНК будут расширять на территории стран базирования производства наукоемких товаров и услуг, обеспечивающих стратегическое управление своими зарубежными подразделениями и дальнейшую экспансию в миро хозяйственной сфере.
Характерной тенденцией развития экономики Евросоюза является увеличение доли отраслей сферы обращения и услуг, прежде всего за счет роста оказания финансовых и деловых услуг. Кроме того, дальнейшее развитие должны получить туризм и гостиничный бизнес.
На основе повышения инновационной активности и структурных сдвигов в экономике ЕС планируется снижение энергоемкости производства, а также его трудоемкости (в том числе в сфере услуг на базе расширения использования Интернет-технологий). Сложившееся к настоящему времени положение ЕС как интеграционной структуры и одного из лидеров мировой экономики является результатом экономического и политического развития данного сообщества государств за достаточно продолжительное время. По существу начало формированию Европейского экономического сообщества было положено еще в 1945—1950 гг., когда США начали осуществлять так называемый «план Маршала», связанный с экономической помощью западноевропейским странам. Для регулирования этой помощи в 1948 г. была создана Организация европейского экономического сотрудничества — ОЕЭС, впоследствии трансформировавшаяся в Организацию экономического сотрудничества и развития — ОЭСР. В 1948 г. был создан таможенный союз Бенилюкс, который составили Бельгия, Нидерланды и Люксембург, в 1951 г. — Европейское объединение угля и стали — ЕОУС, в которое вошли Франция, Германия, Италия и три указанные страны Бенилюкса. Именно эти 6 стран в 1957 г. подписали договор о создании Европейского экономического сообщества — ЕЭС, а также договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии — Евратом. При этом ЕЭС и Евратом руководил один орган —
Комиссия ЕЭС — Евратом. В 1965 г. произошло слияние высшего руководящего органа ЕОУС и Комиссии ЕЭС — Евратом и были учреждены единый Совет и единая Комиссия Европейских сообществ (этот договор вступил в силу с 1 июля 1967 г.). В марте 1957 г., когда был подписан договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), или, как его еще называли, Договор об «Общем рынке», в состав этой межгосударственной организации входили лишь шесть государств (Германия, Италия, Франция, Бельгия, Нидерланды и Люксембург). В начале 2008 г. стран -участниц ЕС было уже 27:
Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция (страны — родоначальницы ЕС);
Великобритания, Ирландия и Дания (присоединились к Сообществу в 1973 г.);
Греция (вступила в Сообщество в 1981 г.);
Испания и Португалия (имеют членство в Сообществе с 1986 г.);
Финляндия, Швеция и Австрия (вошли в состав Сообщества в 1995 г.);
Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Латвия, Литва,
Эстония, Мальта и Кипр (вошли в состав ЕС в мае 2004 г.);
Болгария и Румыния (вошли в состав ЕС в январе 2007 г.).
С расширением ЕС до 27 государств он еще более усиливается в экономическом и политическом отношении. За эти 50 лет Европейское экономическое сообщество не просто расширилось с 6 до 27 стран-участниц, но и приобрело новое качество, пройдя все основные стадии процесса международной экономической интеграции — зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз — и, как результат, трансформировавшись в Европейский союз — ЕС.
ЕС в настоящее время располагает целой системой институтов, обеспечивающих реализацию процесса международной экономической интеграции. ЕС фактически действует с 1974 г., однако его статус официально был закреплен в 1986 г. Единым европейским актом. В него входят руководители государств и правительств стран ЕС, а также Председатель Европейской комиссии. ЕС определяет общие политические ориентиры развития ЕС. В соответствии с регламентом ЕС заседает два раза в год. На этих заседаниях обсуждаются общая ситуация и важнейшие проблемы ЕС, а также общее состояние мировой экономики и политики, определяются приоритетные направления деятельности, принимаются соответствующие программы и решения стратегического характера. Если возникает необходимость, то созываются внеплановые заседания Совета для принятия решений по сложным актуальным проблемам. Принимаемые ЕС политические решения затем трансформируются в правовые акты и решения, принимаемые соответствующими институтами ЕС. Совет Европейского союза (Совет министров) является высшим законодательным органом ЕС. Совет обладает правом принятия решений, обеспечивает координацию общей экономической политики государств - членов, осуществляет (совместно с Европарламентом) руководство бюджетом, заключает международные соглашения. В состав Совета Европейского союза входят представители стран — членов ЕС в ранге министров национальных правительств. На практике фактически существуют более 25 советов, занимающихся конкретными направлениями деятельности ЕС и объединяющих соответствующих министров стран-участниц (например, Совет по транспорту объединяет министров транспорта стран ЕС). Европейская комиссия (Комиссия Европейских сообществ —КЕС) — исполнительный орган ЕС, который разрабатывает законодательные предложения ЕС как по собственной инициативе, так и по поручению Европейского парламента или Европейского совета и направляет их в Совет. Комиссия следит за применением законодательных актов, принятых Советом, в случаях нарушений может применять санкции, например, передавать соответствующие дела в Суд Европейских сообществ.
Кроме того, Комиссия имеет полномочия принимать решения в таких сферах, как сельское хозяйство, торговля, конкуренция, транспорт, функционирование единого внутреннего рынка, защита окружающей среды и т.д., управлять бюджетом и фондами, несет ответственность за бюджетные расходы. По своей структуре Европейская комиссия состоит из нескольких департаментов (по различным направлениям деятельности), члены Комиссии независимы в своей деятельности от национальных правительств, поскольку она (вместе с Европейским парламентом) является наднациональным органом. Европейский парламент — избирается в ходе прямых всеобщих выборов. Он участвует в законодательном процессе ЕС и осуществляет контроль за деятельностью Европейской комиссии, других институтов ЕС, утверждает бюджет ЕС и заключает межгосударственные соглашения. С 1979 г. Европарламент избирается прямым голосованием.
Суд Европейских сообществ (Европейский суд) — состоял в конце 2007 г. из 27 судей (по одному от каждого государства-члена) и дополнительно одного судьи, а также юридических советников. Суд регулирует разногласия стран — членов ЕС между собой и ЕС, и политике между институтами ЕС, между ЕС и юридическими и физическими лицами; выдает заключения по международным соглашениям; выносит предварительные постановления (не имеющие юридической силы) по делам, переданным ему национальными судами. Суд налагает штрафы на государства — члены ЕС, не выполняющие его постановлений.
Однако компетенция Суда не распространяется на новые сферы деятельности ЕС, учрежденные Маастрихтским договором (общую внешнюю политику и политику безопасности и сотрудничество стран — членов ЕС в области правосудия и внутренних дел). В 1989 г. в соответствии с Единым европейским актом для содействия Суду ЕС был дополнительно учрежден Суд первой инстанции. В его компетенцию входит рассмотрение исков отдельных лиц и компаний против институтов и органов ЕС; споров, связанных с правилами конкуренции; трудовых споров; применения антидемпинговых процедур и др.
Кроме главных органов в ЕС действуют рабочие органы: Палата аудиторов (Счетная палата), Экономический и социальный комитет и Комитет регионов — консультативные органы, обеспечивающие соблюдение интересов различных экономических и социальных категорий граждан и регионов. Действуют Европейский инвестиционный банк, задачей которого является кредитование проектов, связанных со структурным переустройством в странах —членах ЕС; Европейский инвестиционный фонд, предоставляющий гарантии по кредитам в основном малым и средним предпринимателям, и, наконец, Европейский центральный банк, созданный в соответствии с Маастрихтским договором и с 1999 г. отвечающий в качестве независимого органа за кредитно-денежную политику в валютно-экономическом союзе.
Специфическим инструментом является общий бюджет ЕС. Доходы этого бюджета формируются за счет собственных ресурсов ЕС, в том числе таможенных пошлин, установленных в рамках Единого таможенной тарифа ЕС на импортируемую на территорию Союза продукцию; налогов на импорт сельскохозяйственных товаров из третьих стран, ввозимых на территорию ЕС; отчислений государствами-членами в размере 1% собираемого налога на добавленную стоимость. Важным источником единого бюджета ЕС являются и отчисления государств-членов, определяемые в соответствии с величиной их ВНП. Однако несмотря на достигнутые успехи, в странах ЕС сохраняются достаточно сложные социально-экономические проблемы.
Например, в большинстве этих стран значителен уровень безработицы. Она в последние годы составляла 8—9% экономически активного населения в ЕС в составе 15 стран-участниц (ЕС-15) и более 14% — в новых странах — членах ЕС. Из числа «старых» членов ЕС наиболее высоким был уровень безработицы в Германии и Франции (около 10%), а из числа новых членов ЕС — в Польше (более 18%). Правда, в 2006—2007 гг. в Евросоюзе было создано почти 6,5 млн новых рабочих мест и еще 5 млн новых рабочих мест планируется создать к 2009 г. В результате уровень безработицы дол жен составить в 2009 г. около 7% экономически активного населения (самый низкий показатель с середины 1980-х гг.). Только после 2015 г., в результате структурных реформ на рынке труда, в сфере образования и профессиональной подготовки, а также в области дерегулирования предпринимательской среды, уровень безработицы в ЕС, как ожидают, должен снизиться по ЕС в составе 27 стран до 5—6%.
В странах ЕС ухудшается демографическая ситуация, нарастает старение населения. При этом наименьший уровень рождаемости (менее 10%) характерен для стран — членов ЕС из Центральной и Восточной Европы, Мальты, Греции, Испании и Италии, с которыми сопоставимы лишь Германия и Австрия. Данная ситуация осложняется нарастанием эмиграции значительной части экономически активного населения из стран Центральной и Восточной Европы в развитые страны ЕС. Кроме того, возрастает опасность роста в странах Европейского союза неконтролируемой иммиграции, которая порождает и усиливает межнациональную и социальную напряженность.
Серьезной для ЕС является проблема энергетической безопасн-сти, особенно обострившаяся в связи с сохраняющимся высоким уровнем цен на топливно-энергетические ресурсы.
Актуальными остаются проблемы различий между странами ЕС (а в их рамках — и отдельными регионами) в уровнях социально-экономического и научно-технического развития, сохранения отсталых и депрессивных районов. В ходе расширения Европейского союза (учитывая то, что в последние годы в него вступали далеко не самые развитые страны) эти различия не уменьшались, а, напротив, возрастали. Так, у девяти восточноевропейских государств (включая вступившие в 2007 г. в ЕС Болгарию и Румынию) уровень ВВП на душу населения колебался от 30 до 70% среднего по Европейскому союзу уровня.
Основные этапы осуществления интеграционного процесса в рамках ЕС Изменить ситуацию могут кардинальные сдвиги, связанные с переходом экономики ЕС на путь инновационного развития. Есть проблемы и с ходом собственно интеграционных преобразований в рамках Европейского союза. Так, не все страны —члены ЕС (в том числе и Великобритания) к началу 2008 г. входили в состав «зоны евро» (Экономического и валютного союза). Расширение ЕС до 27 государств не снимает эти проблемы, а в определенной степени их усиливает.
- 1.1. Понятие современного мирового хозяйства
- 1.2. Субъекты мирового хозяйства
- 1.3. Система международных экономических отношений современного мирового хозяйства
- Глава 2 Международное разделение труда —материальная основа развития мирового хозяйства
- 2.1.Сущность международного разделения труда
- 2.2. Формы международного разделения труда и тенденции его развития на современном этапе
- 2.3. Роль нтр в развитии современного международного разделения труда
- Глава 3 Международная конкурентоспособность и методы ее оценки
- 3.1.Понятие международной конкурентоспособности
- 3.2.Теория конкурентных преимуществ м. Портера
- 3.3. Современные методы оценки международной конкурентоспособности
- 3.4.Конкурентоспособность России в мировой экономике
- Глава 4 Глобализация экономики, содержание и основные формы проявления
- 4.1. Содержание процесса глобализации экономики
- 4.2. Противоречия процесса глобализации экономики
- Глава 5 Основные школы и теоретические направления развития мирового хозяйства и международного разделения труда
- Глава 6 Основные направления теорий глобализации мирового хозяйства
- Раздел 2 Ресурсы современного мирового хозяйства
- Глава 7 Природно-ресурсный потенциал современного мирового хозяйства
- 7.1. Природные ресурсы и их роль в мировой экономике
- 7.2 Минеральные и энергетические ресурсы в различных странах и регионах мира
- 7.3. Сельскохозяйственные, лесные и водные ресурсы в мировой экономике
- Глава 8 Человеческие ресурсы мирового хозяйства
- 8.1. Демографические проблемы современной мировой экономики
- 8.2. Экономические аспекты динамики и структуры населения в мировой экономике
- 8.3. Процессы урбанизации в мировой экономике
- 8.4. Международная миграция рабочей силы
- 8.5. Россия в процессах международной миграции рабочей силы
- Глава 9 Научно-технические ресурсы мирового хозяйства
- 9.1. Значение научно-технических ресурсов в мировой экономике
- 9.2. Влияние научно-технических ресурсов на экономическое развитие
- 9.3. Концентрация мировых научно-технических ресурсов в различных странах и регионах
- 9.4. Научно-технические ресурсы России
- Раздел III Отраслевые аспекты развития современной мировой экономики
- Глава 10 Отрасли промышленности в мировой экономике начала XXI века
- 10.1. Понятие отраслевой структуры мировой экономики
- 10.2. Структура промышленности в современной мировой экономике
- 10.3. Проблемы инновационного развития промышленности России
- Глава 11 Топливно-энергетический комплекс мирового хозяйства
- 11.1. Динамика энергопотребления в современной мировой экономике
- 11.2. Направления и перспективы развития мирового тэк
- Глава 12 Транспортный комплекс в современной мировой экономике
- 12.1. Понятие мировой транспортной системы и ее роль в мировой экономике
- 12.2. Основные виды транспорта в мировой транспортной системе и проблемы их развития
- Глава 13 Агропромышленный комплекс мирового хозяйства
- 13.1. Роль и место агропромышленного комплекса в мировой экономике
- 13.2. Структура агропромышленного комплекса
- Раздел IV Страны и регионы в системе современного мирового хозяйства
- Глава 14 сша в системе современной мировой экономики
- 14.2. Особенности структуры экономики сша
- 14.3. Внешнеэкономическая и внешнеполитическая стратегия сша
- Глава 15 Европейский союз в мировой экономике начала XXI века
- 15.1. Место и роль Европейского союза в современной мировой экономике и политике
- 15.2. Основные этапы осуществления интеграционного процесса в рамках Европейского союза
- 15.3. Проблемы и перспективы экономических взаимоотношений ес и России
- Глава 16 Япония в мировом хозяйстве
- 16.1. Особенности развития японской экономики
- 16.2. Основные черты отраслевой структуры экономики Японии
- Глава 17 Китай: укрепление позиции в современной мировой экономике
- 17.1. Место и роль Китая в мировой экономике
- 17.2. Структурные аспекты развития экономики Китая
- 17.3. Внешнеэкономические аспекты развития экономики Китая
- Глава 18 Индия в мировой экономике начала XXI века
- 18.1. Место и роль Индии в современной мировой экономике
- 18.2. Структурные аспекты развития экономики Индии
- 18.3. Внешнеэкономические связи Индии
- Глава 19 Россия в системе современного мирового хозяйства
- 19.1. Современное геополитическое и геоэкономическое положение России
- 19.3. Инновационный потенциал экономики рф
- Глава 20 Проблемы национальной экономической безопасности в современной мировой экономике
- Раздел V Международные корпорации и транснациональные банки в современной мировой экономике
- Глава 21 Международные корпорации в мировой экономике начала XXI века
- Глава 22 Транснациональные банки в современной мировой экономике
- Раздел VI Международные экономические организации, их место и роль в мировом хозяйстве начала XXI века
- Глава 23 Место и роль — международных организации в системе мирового хозяйства. Международные экономические организации системы оон
- Глава 24 Другие международные экономические организации, их место и роль в развитии мирового хозяйства