10.2. Структура промышленности в современной мировой экономике
Промышленность — это ведущие отрасли материального производства; предприятия, занятые добычей сырья, производством и переработкой материалов и энергии, изготовлением машин. Существует большое количество групп отраслей промышленности, выделяемых по разным признакам: по назначению выпускаемой продукции, по используемому сырью, технологии производства. Основными из них являются добывающая и обрабатывающая отрасли.
Отрасли промышленности иногда различают по другому принципу:
тяжелая промышленность: добывающая, часть производств машиностроения, химической промышленности, энергетическая, металлургическая, стройматериалов;
легкая промышленность: все виды легкой, пищевой и др.
Каждая из отраслей и производств промышленности характеризуется разной степенью капиталоемкости, трудоемкости, материалоемкости, энергоемкости, водоемкости, наукоемкости. Они могут быть даже внутри одной отрасли очень разными для отдельных производств (например, в химической промышленности материалоемкими являются добыча химического сырья, производство минеральных удобрений, многих видов кислот и щелочей, а другой полюс представляют нематериалоемкие: парфюмерно-косметическая, фармацевтическая, фотохимическая, производство реактивов и т.д.).
Исторический экскурс. Роль промышленности постоянно возрастала по мере развития капитализма, особенно в период промышленной революции конца XVIII—XIX вв., когда происходило интенсивное развитие горнодобывающей промышленности, строительство новых заводов и фабрик, наращивание производственных мощностей, рост потребления энергии всех видов и, как следствие этого, резкое обострение экологических проблем. Промышленная революция характеризовалась изобретением парового двигателя, массовым производством текстиля, строительством железных дорог, изобретением телеграфа и т.д. Быстрый рост промышленности в конце XIX и первой половине XX в. превратил ее в главную отрасль материального производства по величине стоимости продукции (по этому показателю промышленность превосходила сельское хозяйство к 1950 г. в 2 раза, а к концу XX в. в 7—6 раз). Сельское хозяйство было и остается ведущей отраслью хозяйства в странах, не прошедших процесс индустриализации. В развитых странах сельское хозяйство и добывающие производства оставались ведущими до тех пор, пока не произошли промышленные революции (в большинстве из них до начала XX в.)
В начале XXI в. наибольшая в мире доля промышленности —на уровне 50—60% ВВП характерна для развивающихся стран, обладающих запасами полезных ископаемых мирового значения, на основе которых развивается экспортоориентированная добывающая промышленность и для некоторых стран с переходной экономикой. Поиски альтернативных видов энергии, интенсификация производства, снижение его энергоемкости, а главное, приоритетное развитие сферы услуг привели к постепенному снижению доли промышленности в экономически развитых странах до уровня 20—40%. Эта тенденция характерна и для начала XXI в.: доля промышленности в ВВП развитых стран Запада уменьшится до 15—20% в 2020 г. против 23% в 2000 г.
В мировой экономике в целом промышленность составляла в 2004 г. 32% мирового валового продукта, сфера услуг — 64%, а на долю сельского хозяйства и добывающих производств приходилось 4 %.
Добывающая промышленность. В состав добывающей промышленности входят отрасли, в которых осуществляется процесс добычи сырья и топлива из земных недр, лесов и водоемов (горнодобывающая, нефтедобывающая, угольная и др.).
Добывающая промышленность включает:
получение электроэнергии;
все отрасли горнодобывающей промышленности;
лесозаготовку, лесные промыслы;
охоту, рыболовство, добычу морского зверя. Иногда лесозаготовку и лесные промыслы рассматривают вместе с деревообработкой, выделяя лесную и деревообрабатывающую промышленность.
Основные предприятия добывающей промышленности: в электроэнергетике — электростанции; в горнодобывающей промышленности — карьеры, рудники, разрезы, шахты, прииски; в лесозаготовках— леспромхозы; в охотничьем и рыболовецком промыслах — охотничьи, рыболовецкие, зверобойные хозяйства и артели.
Это — самая материалоемкая отрасль мировой индустрии, дающая ежегодно несколько десятков миллиардов тонн разнообразных полезных ископаемых и большое количество руд черных и цветных металлов, строительных материалов (песка, глины, сырья для
цементной промышленности и т.д.). При этом количество добытых полезных ископаемых в начале XXI в. удвоилось по сравнению с 1970 г. Однако стоимость продукции добывающей промышленности составляет всего около 10% мировой индустрии, так как цена добываемого сырья в большинстве случаев невелика. На разработку карьеров и добычу полезных ископаемых приходится менее 1% валового мирового продукта. Потребление полезных ископаемых также сконцентрировано в нескольких регионах мира. США, Канада, ЕС, Япония, Австралия в которых живет 15% населения планеты, вместе потребляют большую часть металлов, производимых в мире: около 61% алюминия, 60% свинца, 59% меди, 49% стали. Показатели потребления на душу населения также в пользу развитых стран: в США на душу населения приходится 22 кг алюминия, в Индии — 2 кг, в Африке — 0,7 кг.
В составе добывающей промышленности около 75% общего объема производства приходится на горнодобывающие отрасли. Она обладает повышенной фондоемкостью и энергоемкостью — на ее долю приходится 1/5 всех производственных основных фондов, т.е. столько, сколько имеет машиностроение, и в два раза больше, чем химическая и нефтехимическая промышленность. На добычу и обогащение полезных ископаемых ежегодно расходуется 7—10% мировой добычи нефти, газа, угля, производства электроэнергии. Именно поэтому горнодобывающая промышленность оказывает отрицательное воздействие на экологию. В 2000 г. во всем мире было добыто 900 млн т металлов, после которых осталось 6 млрд т пустой породы. При этом количество отходов продолжает возрастать, так как снизилось процентное содержание металлов в некоторых рудах. Так, на одно золотое обручальное кольцо приходится 3 т отходов.
Улучшить ситуацию в горнодобывающей промышленности может производство металлов из вторичного сырья, поскольку оно менее энергоемко, чем из руд. Но для некоторых металлов уровень переработки не только не возрастает, но продолжает снижаться. Обрабатывающая промышленность. К этой группе относятся отрасли, занимающиеся переработкой сырьевых материалов. В зависимости от исходного сырья обрабатывающая промышленность подразделяется на отрасли, перерабатывающие сырье промышленного происхождения (производство черных, цветных металлов и др.), и отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье (мясная, сахарная, хлопчатобумажная и др.). Цифры и факты. Доля меди в мировом производстве, полученная после вторичной переработки, составляет всего лишь 13% в начале XXI в., в то время как этот показатель в 1980 г. был 20%. Только 4% цинка в мире производится из переработанного сырья.
По целевому назначению продукции обрабатывающая промышленность делится на основные отрасли: машиностроение, химическую, легкую промышленность и агропромышленный комплекс.
Отрасли обрабатывающей промышленности составляют основу так называемой тяжелой индустрии. На их долю приходится примерно 90% общего объема продукции промышленности в мировой экономике. Специализированные отрасли, сходные между собой по назначению производимой продукции (например, отрасли топливной промышленности), общности используемого сырья (например, отрасли машиностроения) или по характеру технологии (например, отрасли химической промышленности), группируются в так называемые комплексные отрасли: тяжелая промышленность (топливная, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, строительные материалы и т.д.) и легкая промышленность: текстильная, швейная, кожевенная, меховая и обувная; перерабатывающие отрасли АПК (пищевая, мясная и молочная, рыбная, лесная).
Обрабатывающая промышленность дает подавляющую часть вырабатываемой в мире продукции как по стоимости, так и по ее видам. Ведущей среди них является машиностроение (около 40% стоимости мировой промышленной продукции). Ему значительно уступают химическая и пищевая промышленность (примерно по 15%), легкая и группа отраслей по переработке древесины—деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (9—10%), и замыкают список металлургия и электроэнергетика (по 5—7%). Таким образом, большинство отраслей обрабатывающей промышленности превосходит по стоимости продукции всю добывающую промышленность. Машиностроение. Важнейшей отраслью потребления черных и цветных металлов является машиностроение, в которое входят: общее машиностроение, специализирующееся на выпуске производственного оборудования; транспортное машиностроение; электротехническая и электронная промышленность; приборостроение; производство вооружения и военной техники и ряд других отраслей. Иногда в него включают и производство металлоизделий. Со времени первой промышленной революции ХУ1И-Х1Х вв. эта отрасль играет ключевую роль во всем хозяйственном развитии человечества. Ее доля в общем объеме промышленного производства возрастает, в продукции обрабатывающей промышленности развитых стран она составляет обычно от 1/3 до 2/5 и более (доля общего — до 37%; транспортного—до 35%; электротехники — до 30%). Ожидается, что к 2020 г. машиностроение составит почти половину промышленного производства данных стран. Исторический экскурс. Создание отдельных специализированных отраслей машиностроения: производство локомотивов, станков, горно-шахтного и металлургического оборудования относится еще к первой половине XIX в. На рубеже XIX и XX вв. было положено начало развитию таких отраслей как автомобильная, электротехническая, приборостроение и др. До Первой мировой войны в мировом машиностроении лидировала Западная Европа, по производству продукции машиностроения она превосходила США более чем в 2 раза. Вторая мировая война резко изменила расстановку сил в мировом машиностроении. Позиции лидера безоговорочно заняли США и удерживали их на протяжении всей второй половины прошлого века, тогда как машиностроение наиболее пострадавших в войне стран Западной Европы лишь к середине 1950-х гг. постепенно восстановило свои позиции, однако к концу XX в. на их долю приходилось в среднем лишь 19% мирового машиностроительного производства.
Машиностроение лидирует по стоимости продукции в развитых странах: на отрасль приходится до 35—40 % всей стоимости промышленной продукции и до 1/3 всех работающих в индустрии. Она является самой наукоемкой отраслью современной индустрии, все достижения НТП внедряются, прежде всего, в этой отрасли. Ассортимент видов и типов продукции машиностроения насчитывает несколько миллионов наименований. Ни одна страна в мире не может вырабатывать такое количество изделий. Машиностроение определяет не только отраслевую структуру промышленности, но и ее размещение. Во-первых для него характерно углубление специализации производства и расширение его масштабов. Именно машиностроение занимает лидирующие позиции по использованию ЭВМ и другой электронной техники. Поэтому производства продукции наукоемких отраслей машиностроения все более ориентируется на районы, обладающие высокоразвитой научной базой. Во-вторых, выпуск машиностроительной продукции требует гораздо больших затрат рабочего времени, чем в других отраслях, поэтому высока трудоемкость отрасли. В-третьих, достаточно высока металлоемкость отрасли, поэтому предприятия машиностроения часто ориентируются на ее центры, хотя в эпоху НТР ориентация заводов на металл значительно снизилась за счет увеличения трудоемкости и наукоемкости отрасли. В-четвертых, стадии производства машиностроительной продук-ции осуществляются, как правило, на отдельных специализированных предприятиях — велика роль специализации и кооперирования, вследствие этого приобретает исключительное значение транспортный фактор. В-пятых, вследствие специфики многих предприятий машиностроения (например, выпускающих комбайны или оборудование для горнодобывающей промышленности и т.п., которые сложно транспортировать), многие из них ориентируются на потребителя.
На протяжении XX в. объем продукции мирового машиностроения увеличился примерно в 100 раз, в США — почти в 300 раз, В Западной Европе — в 33 раза, в Японии — в 5500 раз. Еще одно перераспределение сил в мировом машиностроении имело место в последней четверти XX в., когда резко увеличившая объемы машиностроительного производства Япония, а вслед за ней и некоторые страны Тихоокеанского региона заметно потеснили позиции и Западной Европы, и США.
Быстрый рост машиностроения во всех ведущих странах мира в значительной мере был обусловлен ростом капиталовложений.
В результате этого оказалась возможной не только существенная интенсификация традиционной техники и технологии, но, что не менее важно, форм и методов организации машиностроительного производства. Лидируют в мировом машиностроении США, Япония и Германия. В этих странах выпускается наиболее разнообразная продукция. В состав первой десятки входят также Франция, Великобритания, Италия, Испания, обладающие весьма широкой номенклатурой машиностроения, Китай, Канада и Бразилия. На экономической карте мира можно также выделить четыре машиностроительных региона. Первый — Северная Америка, где производится практически вся машиностроительная продукция. Второй — зарубежная (по отношению к СНГ) Европа, который производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, в нем высоко развиты также некоторые новейшие отрасли. Третий — Восточная и Юго-Восточная Азия, в котором лидирует Япония, также сочетающая продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии. Четвертый — страны с переходной экономикой (в основном СНГ), отличающиеся большим объемом производства машин и оборудования, но отстающие по развитию наукоемких отраслей.
Доля развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировом машиностроении незначительна: примерно 7% в начале XXI в.. Но в некоторых из них машиностроение развивается высокими темпами — в Бразилии, Индии, Аргентине, Мексике и особенно — в новых индустриальных странах, что в целом связано со строительством в них филиалов западных ТНК.
По стоимости продукции в мировом машиностроении вырвалась вперед такая новейшая отрасль, как электронная. Электронная промышленность — самая наукоемкая и инновационная отрасль современного машиностроения. В машиностроении отдельных стран (Япония, США, Республика Корея и др.) электронная промышленность заняла ведущие позиции. С1997 г. в США продукция электронной промышленности учитывается отдельно от электротехнической и ее доля в машиностроительном комплексе постоянно возрастает: 20,1% в 1980 г., 28,6% в 2000 г. и по прогнозам составит 38,9% в 2020 г.
Очень велик удельный вес экспортной составляющей в производстве всех электронных товаров. В составе отрасли самую большую долю по стоимости занимает производство различных видов вычислительной техники — до 40—45 %. Основную часть этой продукции дают крупные фирмы (ТНК) США, Японии, ряда стран 220 Структура промышленности в современной мировой экономике Юго-Восточной Азии (Республика Корея, Тайвань и др.) и в меньшей степени Западной Европы. Фирмы Западной Европы специализируются на выпуске мобильных средств связи, оборудования для промышленности, научных приборов.
Транспортное машиностроение (производство наземных, водных и воздушных транспортных средств) — вторая по значению отрасль современного машиностроения. Транспортное машиностроение имеет 2 направления — гражданское и военное. По стоимости и количеству выпускаемой продукции лидирует в отрасли автомобилестроение. Почти половина всех автомобилей в мире выпускается четырьмя крупнейшими компаниями: «Дженерал моторе», «Форд», «Фольксваген», «Тойота». Основные страны производители: Германия, США, Франция, Япония.
Авиаракетно-космическая промышленность — (АРКП) — одна из самых современных отраслей машиностроения и включает в себя большое количество различных производств. Она является наукоемкой высокотехнологичной отраслью, требующей больших научно-технических разработок и больших капиталовложений. АРКП — это отрасль машиностроения, возникшая в эпоху НТР и объединяющая созданную ранее авиационную промышленность с новейшей ракетно-космической. В структуре отрасли выделяют самолето- и вертолетостроение, ракетостроение, производство космических летательных аппаратов, производство двигателей, авиационное приборостроение и др. Полным набором подотрослей обладают лишь несколько экономически высокоразвитых стран. Поэтому только промышленно развитые страны способны производить все виды ее продукции (средняя стоимость 1 кг магистрального пассажирского самолета составляет 1000 долл. США, а стоимость 1 кг автомобиля — 20 долл.).
Все производства АРКП — наукоемкие, трудоемкие с высокой долей среди персонала инженерно-технических работников и высококвалифицированных рабочих. В мире существуют только три центра — Россия, США и ЕС, — имеющие научно-исследовательскую и экспериментальную базу, конструкторские бюро и промышленные предприятия, которые обеспечивают разработку и производство авиационной и космической техники в широком спектре потребностей мирового рынка. Высокая наукоемкость производственного процесса обусловлена сложностью продукции, которая
выпускается в небольших количествах (авиалайнеров — в мире около 1 тыс. в год, вертолетов — 600—1000). А высокая степень капиталоемкости отрасли определяет высокую ее монополизацию (даже в ведущих странах насчитывается лишь по 3—4 фирмы). Для размещения крупных предприятий АРКП внутри отдельных стран характерно тяготение к крупным агломерациям и городам, располагающим научно-исследовательскими учреждениями. Оказывают влияние и другие факторы, например, заинтересованность фирм, военно-стратегические соображения и пр.
В США официальная правительственная поддержка осуществляется путем бюджетного финансирования разработок новых технологий, около 50% всех государственных субсидий приходится на авиакосмическую отрасль. В результате в этой отрасли около 70% общего объема затрат на НИОКР (около 20 млрд. долл. в год) идет за счет государственного финансирования.
Авиационная промышленность формировалась первоначально как военная отрасль и лишь со временем стали производиться и гражданские самолеты (крупные пассажирские авиалайнеры и небольшие самолеты и вертолеты, необходимые для нужд народ-ного хозяйства). В настоящее время самолеты и вертолеты делают более 20 стран мира, но лидируют в мировом авиастроении США, они контролируют 2/3 мирового рынка гражданской авиации. Крупнейшими транснациональными компаниями мира (по объемам продаж) в аэрокосмической отрасли являлись «Боинг» (США), «Локхид Мартин» (США) и «Юнайтед Текнолоджиз» (США). Лидерами в отрасли, кроме США, являются Россия, Франция, Великобритания, Германия.
В состав общего машиностроения включены заводы по изготовлению машин и оборудования для всех отраслей народного хозяйства. Общее машиностроение — эта группа машиностроительных отраслей, характеризующаяся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в порядке кооперации. Продукция отрасли очень разнообразна и востребована всеми государствами мира, но почти 90% ее выпускается в четырех государствах — США, Германии, Японии, России. Среди крупнейших машиностроительных компаний лидируют ТНК США.
Доля общего машиностроения в обшей структуре машиностроительного комплекса медленно снижается в США (с 24,2% в 1980 г. до 22,0% в 2000 г. и по прогнозам снизится до 20,0% в 2020 г.) и Японии (с 28,4% в 1980 г. до 24,1% в 2000 г. и по прогнозам снизится до 20,0% в 2020 г.). Только в Германии ожидается увеличение доли общего машиностроения (с 25,9% в 1980 г. до 27,7% в 2000 г. и по прогнозам увеличится до 28,0% в 2020 г.). В общем машиностроении этой страны функционируют свыше 4,5 тыс. фирм, в основном специализированных на мелкосерийном производстве с учетом требований заказчиков. Их положение во многом зависит от спроса на внешнем рынке.
- 1.1. Понятие современного мирового хозяйства
- 1.2. Субъекты мирового хозяйства
- 1.3. Система международных экономических отношений современного мирового хозяйства
- Глава 2 Международное разделение труда —материальная основа развития мирового хозяйства
- 2.1.Сущность международного разделения труда
- 2.2. Формы международного разделения труда и тенденции его развития на современном этапе
- 2.3. Роль нтр в развитии современного международного разделения труда
- Глава 3 Международная конкурентоспособность и методы ее оценки
- 3.1.Понятие международной конкурентоспособности
- 3.2.Теория конкурентных преимуществ м. Портера
- 3.3. Современные методы оценки международной конкурентоспособности
- 3.4.Конкурентоспособность России в мировой экономике
- Глава 4 Глобализация экономики, содержание и основные формы проявления
- 4.1. Содержание процесса глобализации экономики
- 4.2. Противоречия процесса глобализации экономики
- Глава 5 Основные школы и теоретические направления развития мирового хозяйства и международного разделения труда
- Глава 6 Основные направления теорий глобализации мирового хозяйства
- Раздел 2 Ресурсы современного мирового хозяйства
- Глава 7 Природно-ресурсный потенциал современного мирового хозяйства
- 7.1. Природные ресурсы и их роль в мировой экономике
- 7.2 Минеральные и энергетические ресурсы в различных странах и регионах мира
- 7.3. Сельскохозяйственные, лесные и водные ресурсы в мировой экономике
- Глава 8 Человеческие ресурсы мирового хозяйства
- 8.1. Демографические проблемы современной мировой экономики
- 8.2. Экономические аспекты динамики и структуры населения в мировой экономике
- 8.3. Процессы урбанизации в мировой экономике
- 8.4. Международная миграция рабочей силы
- 8.5. Россия в процессах международной миграции рабочей силы
- Глава 9 Научно-технические ресурсы мирового хозяйства
- 9.1. Значение научно-технических ресурсов в мировой экономике
- 9.2. Влияние научно-технических ресурсов на экономическое развитие
- 9.3. Концентрация мировых научно-технических ресурсов в различных странах и регионах
- 9.4. Научно-технические ресурсы России
- Раздел III Отраслевые аспекты развития современной мировой экономики
- Глава 10 Отрасли промышленности в мировой экономике начала XXI века
- 10.1. Понятие отраслевой структуры мировой экономики
- 10.2. Структура промышленности в современной мировой экономике
- 10.3. Проблемы инновационного развития промышленности России
- Глава 11 Топливно-энергетический комплекс мирового хозяйства
- 11.1. Динамика энергопотребления в современной мировой экономике
- 11.2. Направления и перспективы развития мирового тэк
- Глава 12 Транспортный комплекс в современной мировой экономике
- 12.1. Понятие мировой транспортной системы и ее роль в мировой экономике
- 12.2. Основные виды транспорта в мировой транспортной системе и проблемы их развития
- Глава 13 Агропромышленный комплекс мирового хозяйства
- 13.1. Роль и место агропромышленного комплекса в мировой экономике
- 13.2. Структура агропромышленного комплекса
- Раздел IV Страны и регионы в системе современного мирового хозяйства
- Глава 14 сша в системе современной мировой экономики
- 14.2. Особенности структуры экономики сша
- 14.3. Внешнеэкономическая и внешнеполитическая стратегия сша
- Глава 15 Европейский союз в мировой экономике начала XXI века
- 15.1. Место и роль Европейского союза в современной мировой экономике и политике
- 15.2. Основные этапы осуществления интеграционного процесса в рамках Европейского союза
- 15.3. Проблемы и перспективы экономических взаимоотношений ес и России
- Глава 16 Япония в мировом хозяйстве
- 16.1. Особенности развития японской экономики
- 16.2. Основные черты отраслевой структуры экономики Японии
- Глава 17 Китай: укрепление позиции в современной мировой экономике
- 17.1. Место и роль Китая в мировой экономике
- 17.2. Структурные аспекты развития экономики Китая
- 17.3. Внешнеэкономические аспекты развития экономики Китая
- Глава 18 Индия в мировой экономике начала XXI века
- 18.1. Место и роль Индии в современной мировой экономике
- 18.2. Структурные аспекты развития экономики Индии
- 18.3. Внешнеэкономические связи Индии
- Глава 19 Россия в системе современного мирового хозяйства
- 19.1. Современное геополитическое и геоэкономическое положение России
- 19.3. Инновационный потенциал экономики рф
- Глава 20 Проблемы национальной экономической безопасности в современной мировой экономике
- Раздел V Международные корпорации и транснациональные банки в современной мировой экономике
- Глава 21 Международные корпорации в мировой экономике начала XXI века
- Глава 22 Транснациональные банки в современной мировой экономике
- Раздел VI Международные экономические организации, их место и роль в мировом хозяйстве начала XXI века
- Глава 23 Место и роль — международных организации в системе мирового хозяйства. Международные экономические организации системы оон
- Глава 24 Другие международные экономические организации, их место и роль в развитии мирового хозяйства