logo
МЭ-2012

15.3. Проблемы и перспективы экономических взаимоотношений ес и России

В настоящее время отношения России и Европейского союза претерпевают определенную эволюцию. Главное состоит в том, что они перешли от деклараций к непосредственной практике экономического и политического взаимодействия. В условиях глобализации и перехода к новому миропорядку вопросы партнерских взаимоотношений России и ЕС приобретают огромное значение именно в аспекте единства Европы и повышения ее авторитета на мировой политической и экономической арене. Россию и ЕС в целом объединяют цивилизационное и культурное родство, отношения взаимозависимости и общая заинтересованность в обеспечении национальной, европейской и общемировой безопасности. Несмотря на имеющиеся проблемы, в целом реализуются идеи концепции «четырех общих пространств»:

внешней безопасности;

внутренней безопасности, свободы и порядка;

общего экономического пространства;

общего культурного и образовательного пространства.

При всей обобщенности и некоторой «расплывчатости» этих ориентиров взаимного сотрудничества они, тем не менее, определяют основное направление и основной «лейтмотив» движения России и Европейского союза навстречу друг другу, их сближения и взаимопроникновения во всех основных сферах общественной жизни.

В начале XXI в. ЕС являлся крупнейшим внешнеэкономическим партнером России. Однако сама Россия не является ведущим внешнеторговым партнером ЕС — им остаются США, на которые приходится 17—19% внешнеторгового оборота ЕС. Доля России при условии сохранения высоких цен на топливно-энергетические ресурсы, а также за счет наращивания торговли с новыми странами—членами ЕС, составляет 4—5% внешнеторгового оборота Евросоюза. Вместе с тем общей тенденцией является нарастание торговли ЕС с Россией и Китаем, а в более отдаленной перспективе — и с Индией.

Причины того, что ЕС является крупнейшим внешнеэкономическим партнером России, вполне понятны. Объективно с Европой, в восточной части которой проживает значительная часть населения РФ, Россию связывают многовековые экономические и политические отношения. Поэтому европейское направление внешнеэкономических связей России в целом остается важнейшим в начале XXI в., и эта приоритетность будет, очевидно, сохраняться еще длительное время.

В настоящее время страны ЕС (вместе взятые) остаются крупнейшим внешнеторговым и экономическим партнером нашей страны. На их долю в 2006 г. приходилось 52,7% внешнеторгового оборота РФ и 70% иностранных инвестиций. Россия обеспечивает решающую часть поставок энергетических ресурсов в страны ЕС, тем самым обеспечивая его энергетическую безопасность. Россию связывают с ЕС не только экономические, но и научно-технические, культурные связи, а также связи в образовательной области. В 2003 г. Россия подписала так называемое Болонское соглашение об участии в общеевропейском образовательном пространстве. В 1994 г. Российской Федерацией и ЕС было подписано и с 1997 г. начало действовать Соглашение о партнерстве и сотрудничестве —СПС. К настоящему времени многие положения СПС устарели (например, в нем не учитывается уже состоявшееся признание ЕС рыночного статуса экономики России) и не соответствуют достигнутому современному уровню экономического взаимодействия России и ЕС, а также перспективы его дальнейшего развития. Вместе с тем в 2007 г. по истечении десятилетнего срока действия этого соглашения из-за противодействия со стороны руководства Польши не удалось подписать новое СПС, и было пролонгировано соглашение, принятое в 1994 г.

Учитывая возможность формирования в перспективе ОЕЭП, России и ЕС предстоит подготовить и подписать ряд других соглашений и программ, которые неизбежно выйдут за рамки СПС. Изменение или замена СПС новым соглашением потребуется и в случае вступления Российской Федерации в ВТО, что фактически сделает ненужной значительную часть его положений.

В 1999 г. ЕС объявил целью коллективной стратегии в отношении России установление стратегического партнерства. Аналогичный курс был провозглашен и российской стороной путем разработки среднесрочной стратегии развития отношений с ЕС до 2010 г. Вместе с тем вопрос о том, что означает стратегическое партнерство между Россией и ЕС, остается открытым.

Россия должна в максимальной степени учитывать те новые условия мирохозяйственного развития, которые появились после завершения процесса формирования зоны евро и ее дальнейшего расширения (до 15 стран — членов к началу 2008 г.). В свою очередь, в целом страны — члены зоны евро (а более широко —страны ЕС) заинтересованы в том, чтобы евро укреплял свои позиции в России, а также и в других странах СНГ. Действительно, чтобы стать международной валютой в полной мере, евро должен прежде всего утвердиться и упрочить свое положение в качестве общеевропейской валюты. В связи с этим понятно стремление руководителей Европейского союза всемерно способствовать продвижению евро на российский рынок. В целом очевидно, что постепенное переключение России с доллара на евро было бы очень полезно для ЕС с точки зрения укрепления его позиций в мире и расстановки сил в диалоге ЕС — США. Поэтому Россия и страны СНГ представляют собой для евро огромную перспективную область.

Существенное значение приобретает сотрудничество России и ЕС в области науки и образования. Новым этапом в стратегии ЕС является переход к Европе знаний. Евросоюзом на совещании в Лиссабоне в марте 2000 г. было принято решение о превращении экономики ЕС в первом десятилетии XXI в. в «наиболее конкурентоспособную и динамичную экономику в мире, о переходе к экономике, основанной на знаниях». Одновременно была поставлена задача формирования европейского пространства научных исследований и нововведений. Лиссабонский процесс выводит на качественно новый уровень процесс унификации высшего образования, связанный, прежде всего, с Болонской конвенцией, участником которой с 2003 г. является и Россия, и продвигает его на уровень интеграции, формируя европейское пространство образования и науки в масштабах ЕС.

В конечном итоге движение к обществу знаний в рамках ЕС неизбежно становится общеевропейским процессом, включая и Россию. Сотрудничество ЕС и России по формированию ОЕЭП и системы пространств может дать этому процессу новый импульс и широкие перспективы. Формирование общего европейского образовательного пространства предполагает не унификацию, а координацию, взаимообогащение национальных систем образования и образовательных культур при сохранении своеобразия и цивилизационных различий. Роль России, имеющей огромный интеллектуальный потенциал, культурное наследие и мощные образовательные ресурсы, в этом процессе должна быть весьма существенной, Россия способна придать этому процессу новые мощные импульсы.

Россия активно сотрудничает с ЕС в области охраны окружающей среды. Именно идя навстречу пожеланиям ЕС и выступая при этом против позиции США, Россия в октябре 2004 г. ратифицировала Киотский протокол в области охраны окружающей среды (который до сих пор отказываются подписывать США). В мае 2006 г. Россией и Европейским союзом были подписаны важные для двух сторон соглашения о реадмиссии и облегчении визового режима. Наконец, трудно переоценить место России в формирующейся системе европейской безопасности. Вместе с тем укрепление экономических и политических позиций России в современном мире не сводится только к развитию взаимоотношений с европейскими странами и такой, объединяющей многие из них, структурой, как ЕС. Россия, как крупнейшая в мире с точки зрения своей территории евразийская страна, объективно развивает многовекторную внешнюю политику. Это касается взаимоотношений с США, Китаем, Индией, другими государствами и их объединениями и союзами. Важнейшей сферой экономических и политических взаимоотношений России является постсоюзное пространство, где решаются задачи развития эффективных связей с сопредельными странами — бывшими республиками СССР. Здесь актуальны проблемы дальнейшего совершенствования экономических и политических взаимоотношений в рамках Союзного государства России и Белоруссии, Евразийского экономического сообщества и, несмотря на имеющиеся сложности, в рамках СНГ в целом.

Учитывая то, что к середине XXI в., по имеющимся оценкам, Китай по масштабам ВВП превзойдет США, Индия приблизится к Китаю, а центр международной экономической (возможно) и политической жизни переместится в Азиатско-Тихоокеанский регион, Россия не может развивать плодотворные взаимовыгодные отношения с ними, оставаясь только в рамках европейской идентичности. Поэтому специфическое евразийское положение России, предопределяющее ее значительные геополитические и геоэконо-мические преимущества, объективно требует активной многовекторной внешней политики.

Контрольные вопросы и тесты

1.Охарактеризуйте место и роль Европейского союза в мировой экономике начала XXI в.

2.Охарактеризуйте основные тенденции в развитии экономики Европейского союза в конце XX — начале XXI в.

3.Охарактеризуйте основные этапы в становлении Европейского союза.

4.Охарактеризуйте основные институты политической и экономической системы Европейского союза.

5.Определите сущность процесса международной экономической интеграции и охарактеризуйте основные его этапы.

6.Какие изменения могут произойти в системе современной мировой эко-номики с завершением процесса формирования зоны евро в рамках ЕС, и, в свете этого, какие новые проблемы встают перед Россией?

7.Охарактеризуйте основные положения реализуемой во взаимодействии Рос-сии и ЕС концепции четырех общих пространств.

8.Определите основные причины того, что в настоящее время Европейский союз является ведущим внешнеэкономическим партнером России.