logo
МЭ-2012

16.2. Основные черты отраслевой структуры экономики Японии

Основные пропорции отраслевой структуры экономики Японии типичны для развитых стран. В структуре ВВП удельный вес сферы услуг занимает 62%, промышленности и строительства —36%, сельского хозяйства, лесной промышленности, и рыболовства —2%.

Отраслевая структура экономики Японии формировалась, как уже было отмечено, в условиях практически полного отсутствия природно-сырьевой базы. В связи с этим добывающая промышленность была развита слабо, и основное внимание уделялось развитию отраслей обрабатывающей промышленности. Постепенно начали утрачивать свое значение отрасли пищевой и текстильной промышленности, сельского и рыбного хозяйства.

Хорошо развиты автомобилестроение, электротехническая и электронная промышленность. Япония занимает ведущие позиции в мировом производстве станков, судов, бытовой электроники, промышленных роботов. Развиваются черная и цветная металлургия, химическая промышленность. Автомобилестроение сложилось как самостоятельная отрасль в 1950 г., но уже в 1980 г. Япония заняла первое место в мире по количеству произведенных автомобилей. Хотя страна стала утрачивать свои позиции, однако, по-прежнему занимает ведущее место в мире в этой области. Особо следует отметить развитие НИОКР как важнейшей составной части экономической структуры. В период экономической депрессии расходы на НИОКР сокращались, и рост инновационных возможностей Японии замедлился.

Однако в начале XXI в. ситуация стала улучшаться. Один из основных показателей уровня инновационного развития, который измеряется отношением расходов на НИОКР к объему ВВП, составляет 3%. Для Японии характерна высокая степень участия частного капитала в финансировании научных исследований, которая составляет 73% от общих расходов. В отличие от многих стран почти все НИОКР в Японии связаны с гражданским производством, а сфера услуг не занимает важное место в научных исследованиях (около 2% в общем объеме промышленных НИОКР).

Японские НИОКР на 95% охватывают отрасли обрабатывающей промышленности. Наибольший удельный вес в НИОКР занимают отрасли электронных технологий, в том числе потребительского назначения. На исследования в области химии расходуется 15%, автомобилестроения — 12%, компьютеров и офисной техники — около11%, электрического оборудования — около 10% расходов на НИОКР. Как уже отмечалось, одной из особенностей развития научно-технического потенциала Японии являлось умение перенимать и адаптировать опыт и достижения других стран к своим потребностям. Благодаря привлечению зарубежных технологий и знаний, страна смогла за сравнительно короткий период времени не только сравняться по некоторым показателям с развитыми странами, но и опередить их. Многие компании Японии, как и раньше, продолжают активно импортировать технологию, скупать патенты и лицензии, но объемы импорта по сравнению с собственными научно-техническими разработками составляют уже лишь 8%. Сегодня перед Японией стоит задача перехода от разработанной и действовавшей многие годы системы заимствования научно-технических достижений к самостоятельной, созидательной работе. Превращение Японии в лидера по уровню развития НИОКР рассматривается в качестве одного из основных факторов обеспечения экономической безопасности.

Для Японии характерна высокая централизация в сфере развития НТП, которой нет во многих странах, включая США. Централизация осуществляется Министерством экономики, торговли и промышленности, которое разрабатывает долгосрочные направления развития и их финансирование, осуществляет координацию и взаимодействие частных компаний и государства. Учитывая отставание страны в области развития информационных технологий от США, была принята программа «электронная Япония». Основной целью является превращение страны в мирового лидера в этой области. Главными направлениями научно-технологического развития являются: информационные технологии, технологии защиты окружающей среды, нанотехнологии и новые материалы. Особое внимание уделяется научным разработкам по возобновляемым источникам энергии, атомной энергетике, биотехнологии, освоению ресурсов мирового океана, аэрокосмическим исследованиям.

Планируется более широкое использование различных форм сотрудничества с иностранными компаниями, тесное взаимодействие с японскими университетами и зарубежными учебными заведениями, создание благоприятных условий для привлечения зарубежных специалистов.

Одной из основ отраслевой структуры экономики Японии является энергетика. В структуре потребляемых энергетических ресурсов 56,3% приходится на нефть, 17% — на уголь, 11,6% — на природный газ, 13% — на атомную энергию, 3,7% — на гидроэнергию. Активно развиваются альтернативные источники энергии, но их доля пока невелика — около 2%. Как уже отмечалось, основная часть потребляемых энергоресурсов импортируется, за исключением гидроэнергии и небольшого количества угля, добываемого в стране. Растет производство электроэнергии на АЭС, на которые 362 Основные черты отраслевой структуры экономики Японии приходится около 37% всей производимой в стране энергии. Япония все больше ориентируется на импорт нефтепродуктов и газа, заменяя ими нефть и уголь.

Учитывая низкие энергетические затраты в расчете на единицу выпускаемой продукции, активное внедрение энергосберегающих технологий, большинство исследователей в Японии не видят в удорожании нефти особых проблем для национальной экономики. По их мнению, для современной Японии это не является серьезной угрозой, экономика будет стабильно развиваться, даже если цены составят 100 долл. за баррель.

Структура экономики Японии сдвигается в сторону развития сферы услуг, и это тоже уменьшит потребности в нефти. Однако потребности в газе и атомной энергии увеличиваются. Сельское хозяйство Японии не имеет благоприятных природных условий для своего развития. Аграрная реформа, проводившаяся в послевоенный период времени, ускорила развитие капиталистических отношений в деревне, что привело к росту инвестиций и производительности труда. Уже в 1950-е гг. были достигнуты значительные успехи в урожайности основных продуктов потребления (рис, чай).

Однако уровень механизации оставался низким, в больших размерах использовался ручной труд, что повышало себестоимость продукции и делало ее неконкурентоспособной перед импортными товарами. Одним их основных сдерживающих факторов в развитии сельского хозяйства были небольшие наделы, которые мешали развитию производительных сил.

Постепенно отменяются ограничения в размерах земельных участков и создаются крупные хозяйства, которые развиваются более эффективно. Государственная сельскохозяйственная Политика направлена на поддержку фермерства, которому предоставляются субсидии и кредиты из государственного бюджета. Государство также регулирует цены на сельскохозяйственные продукты, покупая значительную часть сельскохозяйственных товаров у производителей по высоким ценам и реализуя их населению по заниженным ценам.

Эффективность производства повысилась, снизилась себестоимость продукции, но не удалось обеспечить существенный рост производительности труда и радикально улучшить самообеспеченность страны продуктами питания.

Основное внимание уделяется производству наиболее потребляемых населением продуктов питания (рис, овощи, фрукты). Увеличивается потребление мяса и мясомолочных изделий, спиртных напитков и зависимость страны от импорта этих продовольственных товаров усиливается. Японии в состоянии удовлетворить запросы населения в продовольственных товарах за счет собственного производства только на 40%. Это самый низкий показатель среди развитых стран, что дало повод поставить вопрос об угрозе национальной продовольственной безопасности на государственном уровне.

Правительство принимает ряд решений, целью которых является увеличение сельскохозяйственного производства и сокращение чрезмерной зависимости от импорта. Государство стремится ограничить импорт дешевого продовольствия, учитывая также и низкую конкурентоспособность отечественного производства. Протекционистская политика Японии сдерживает разорение сельскохозяйственных производителей, что противоречит требованиям торговых партнеров провести либерализацию этого сектора экономики.

Новая экономическая политика направлена на постепенный переход от протекционистских мер к либерализации аграрного рынка, ослабление административного вмешательства. Принимаются меры для повышения конкурентоспособности отечественных производителей в условиях поэтапного снижения пошлин на многие виды продовольственных товаров.

Одной из важнейших отраслей в экономической структуре Японии является рыбное хозяйство, которое обеспечивает население традиционным ассортиментом продуктов питания (рыба, морепродукты) . По потреблению морепродуктов Япония занимает второе место в мире после Исландии. Однако отрасль рыболовства находится в состоянии застоя, о чем свидетельствуют снижение числа занятых и сокращение объемов вылова рыбы. Еще совсем недавно Япония занимала 2-е место после Китая по объему выловленной рыбы, а сейчас она находится на 4-м месте после Китая, США, Перу.

Сокращение вылова рыбы связано с несколькими причинами: оскудение ресурсов океана и моря, введение ограничений на вылов рыбы, конкуренция со стороны стран, занимающихся рыбным промыслом. Такая ситуация в отрасли приводит к снижению предложения и росту цен на продукты рыболовства. Падает уро-вень самообеспеченности населения и увеличивается импорт этих продуктов из Китая, США, России. Роль России как поставщика морепродуктов на японский рынок растет.

В этих условиях государство ставит задачу комплексного развития рыболовного хозяйства, более полного обеспечения потребностей населения, что предполагает структурные изменения в отрасли, переход к ресурсосберегающим и ресурсовоспроизводящим методам работы.

16.3. Роль государства в регулировании экономикии японский менеджмент

В течение нескольких десятилетий Япония считается одной из сильнейших держав мира, а в 1970—1980-е гг. была названа самой конкурентоспособной страной в мире. В этот период времени появлялось много публикаций, в которых утверждалось, что Япония смогла создать более совершенную форму капитализма, чем западная модель развития.

Среди факторов, сыгравших ключевую роль в успешных экономических преобразованиях в Японии, обычно называют: во-первых, особую форму капитализма, для которой характерно активное государственное вмешательство в хозяйственную деятельность, во-вторых, менеджмент, который имел ряд специфических черт, обусловленных особенностями экономического и социального развития страны. Отдельные элементы системы японского менеджмента были переняты многими западными компаниями, в том числе американскими, которые были первыми, кто стал внедрять японские методы организации производства (постоянное совершенствование, всеобщее качество, система «точно в срок»). Это во многом способствовало обеспечению высокой конкурентоспособности американского производства.

Япония является страной, где роль государства в экономике чрезвычайно велика, хотя размер государственной собственности незначителен и она связана главным образом с инфраструктурой. В отличие от западной модели, где государство устанавливало

правила игры, японская экономическая политика была нацелена, главным образом, на осуществление эффективной промышленной политики. Большую роль в ее осуществлении сыграло японское Министерство экономики, торговли и промышленности, которое использовало Министерство финансов, Банк Японии, Министерство экономического планирования, Ассоциацию промышленников в качестве гарантов и проводников разрабатываемых экономических преобразований. Существовала сложная система взаимосвязей и взаимодействия государственных институтов, бизнес-кругов, которые совместно утверждали основные ориентиры и приоритеты экономической политики. Споры, возникавшие в процессе функционирования этих структур, разрешались через специально созданный для этих целей механизм.

Обобщая опыт Японии в области государственного регулирования экономики, можно выделить основные элементы этой модели.

1.Сильная централизация государственной власти и управления экономикой. Выбор приоритетных направлений развития и мобилизация всех имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей.

2.Приоритетная цель государства — промышленная политика.

Она была направлена на стимулирование развития в первую очередь тех отраслей, которые имеют экспортный потенциал и могут способствовать социально-экономическому росту страны.

Этим отраслям оказывалась государственная поддержка и протекционистская защита от потенциальных и реальных конкурентов. Использовались различные механизмы регулирования (отрасли обеспечивались иностранной валютой, предоставлялись льготные кредиты, а иногда и безвозмездное финансирование, государство устанавливало предельные уровни цен для стабилизации спроса и предложения, налоговые льготы в виде ускоренной амортизации, пропорциональной увеличению экспорта). Выбор приоритетных отраслей являлся сигналом для инвесторов, побуждая их вкладывать капитал.

По мере роста доходов населения правительство сосредотачивало внимание на отраслях с высокой эластичностью спроса (машиностроение, электроника, автомобилестроение), осуществляло специальные программы по стимулированию спроса на новые товары.

3.Государство длительное время осуществляло протекционистскую политику в целях защиты внутреннего рынка, которая предусматривала практически полный запрет на проникновение иностранных компаний и ограничение прямых иностранных инвестиций. Медленно, под напором торговых партнерров, снимались ограничения на деятельность иностранных инвесторов, проводилась либерализация внешнеторговой деятельности, но она имела ограниченный характер.

4.Японские компании в большинстве своем были невелики и они не могли использовать экономию масштаба производства для успешной конкуренции на мировом рынке. Считая необходимым ограничивать конкуренцию, правительство разрабатывало и применяло мягкое антимонопольное законодательство, поощряя слияние, кооперацию. Такая политика проводилась до 1990-х гг., несмотря на то, что к этому времени японские компании уже могли успешно конкурировать в мировом масштабе. Предпринимавшиеся попытки ужесточить антимонопольное законодательство не были эффективны в силу противодействия крупных деловых структур и политических кругов.

5.Интересна практика создания японских картелей. В целях ослабления последствий неблагоприятной экономической конъюнктуры отраслевые союзы предпринимателей получили право создавать картели, которые находились под контролем правительства. Одним из таких типов картелей были так называемые рецессионные картели, которые имели право фиксировать цены и ограничивать выпуск продукции до тех пор, пока не появится спрос на эти товары на внутреннем рынке. Они определяли, как и в каком объеме конкурирующим компаниям надлежит уменьшить выпускаемую продукцию. Правительство также разрешало создание картелей, которые осуществляли координацию действий по сворачиванию неперспективных производств.

6.Государство жестко регулировало финансовые рынки. Принимая во внимание слабость рынка капиталов, кредиты оставались главной формой финансирования корпораций. Строго координировались потоки ограниченных финансовых ресурсов в различные отрасли, были приняты законы о регулировании финансовых рынков, правительство контролировало финансовую деятельность фирм. Однако финансовая прозрачность и отчетность не были главными приоритетами в этой сфере.

7.В Японии экономическая политика государства тесно связанна с инновационной деятельностью, и общие принципы государственного регулирования экономики распространяются и на научно-технологическую сферу.

Государство принимает активное участие в финансировании научных работ, подготовке кадров, создании материальной базы, стимулирует заинтересованность частного сектора в развитии инноваций через создание налоговых, амортизационных и других преимуществ.

Интересен опыт в организации и финансировании совместных проектов в области НИОКР. Государство осуществляет координацию, распределение обязанностей и финансовых ресурсов между несколькими исполнителями во избежание ненужного дублирования. Необходимость организации совместной работы была обусловлена тем, что, в отличие от США, Япония имеет недостаточно развитые научно-исследовательские университеты и лаборатории, которые мало связаны между собой, не имеют постоянных контактов с производством. В этой связи совместные проекты важны для приобретения необходимой информации и технологии, обмена опытом и знаниями. Эти принципы организации научно-технических исследований перенимались и другими странами. Но такая форма сотрудничества тормозит конкуренцию в области инноваций.

Активное последовательное и целенаправленное участие государства в хозяйственной деятельности было одним из важнейших факторов, способствовавших превращению страны в промышленно-развитую державу.

Однако зарегулированность японской экономики, ограничение конкуренции как разрушительной силы постепенно превращались в тормоз экономического развития. Основные принципы, связанные с ролью современного государства в экономике, нуждались в пересмотре. Сегодня проявляется устойчивая тенденция к устранению государства от прямого участия в экономике и переходу к денежно-кредитным, налогово-бюджетным методам регулирования, созданию условий для полноценной конкуренции.

Роль государства в регулировании экономики и японский менеджмент Проблемы современной экономики Японии нельзя анализировать, не учитывая специфику японского менеджмента, который является одной из важнейших характерных черт японской модели развития. Япония первой из всех стран мира внедрила такие элементы менеджмента, как качество продукции и низкие затраты, бережливое производство, контакты с поставщиками. Одним из ключевых традиционных элементов является система бережливого производства и доставки «точно в срок», цель которой состоит в том, чтобы избавиться от необоснованных потерь. Эта система получила дальнейшее развитие и впоследствии объединила контроль качества, непрерывное совершенствование, взаимоотношение с поставщиками, гибкое производство, сокращение цикла.

Гибкое производство предусматривает создание возможностей быстро разнообразить модели, сокращая время для разработки новой продукции. Эти принципы организации производства были распространены на многих японских предприятиях. Важным элементом в японском менеджменте является сложная система взаимосвязи между банками, поставщиками и компаниями, которая называется «кейрецу» (промышленная группа, в которую входят фирмы, финансирующие их банки, дружественные компании). Они должны покупать и продавать товары внутри своей организации и осуществлять взаимное владение акциями. Такой принцип бизнеса ограничивал конкуренцию и препятствовал участию иностранного капитала в экономике. Сейчас на смену кейрецу приходят новые компании, которые мыслят и работают в условиях конкуренции.

Частью японского менеджмента является ориентация на долгосрочную перспективу. Японские компании ориентируются на увеличение своей доли рынка, иногда допуская агрессивную ценовую политику (демпинг). Они готовы на время пожертвовать прибылью во имя расширения своего присутствия на конкретном рынке. Особое место среди элементов японского менеджмента занимает система пожизненного найма, которая начала развиваться во многих отраслях экономики в условиях промышленного роста. Благодаря этой системе улучшалось управление компаниями, рабочие развивали многие профессиональные навыки, повышали качество продукции.

Вместе с положительными характеристиками система пожизненного найма создавала определенные проблемы, которые привели к потере интереса и мотивации к работе. Сейчас происходит постепенный отход от практики пожизненного найма и оплаты по старшинству, которая в условия ограниченной возможности привлечения дополнительной рабочей силы тормозит создание гибкого рынка труда.

Все элементы системы японского менеджмента взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга, взаимодействуют с основными принципами государственного регулирования экономики, усиливая их эффективность.

Во многом благодаря системе организации труда Япония добилась больших успехов. В 1970—1980-е гг. японские компании установили высокий уровень стандартов в области качества, себестоимости, технологических параметров, квалификации рабочих и методов управления.

С конца 1980-х г. многие западные компании начали активно перенимать японский метод организации производства, догонять и перегонять японские компании в эффективности организации труда. Например, американские компании, которые к тому времени уже использовали информационные технологии, смогли не только сравняться, но и существенно превысить японские стандарты. Другие страны, где уровень заработной платы был ниже, чем в Японии, тоже начали следовать японским принципам менеджмента, что давало им преимущества в конкурентной борьбе. Однако некоторые японские методы управления и организации труда становятся менее эффективными и не соответствуют требованиям глобальной конкуренции в мировой экономике. Поэтому в настоящее время вполне актуальны дискуссии в Японии о необходимости пересмотра отдельных составляющих системы менеджмента в стране в новых условиях ведения бизнеса.

В начале XXI в. внешнеэкономические факторы не только занимают важное место в экономической политике Японии, но и оказывают существенное влияние на развитие страны в целом. Характер Японии и направления внешнеэкономической деятельности связаны с особенностями развития Японии, о которых уже шла речь в данной главе. Внешнеэкономическую деятельность регулирует Министерство торговли, экономики и промышленности Японии. Его основными задачами являются определение главных направлений развития внешнеэкономических связей, обеспечение необходимых размеров закупок сырьевых и топливных ресурсов, оказание помощи в структурной перестройке промышленности, содействие малому и среднему бизнесу, защита прав интеллектуальной собственности. Необеспеченность топливно-энергетическими и минеральными ресурсами предопределила основную цель внешнеторговой политики. Активный, а нередко агрессивный экспорт являлся основным источником получения валюты для приобретения необходимых ресурсов, продовольствия и фактором, стимулирующим экономический рост. Благодаря динамичному развитию внешней торговли удавалось смягчать экономические проблемы страны. В 1980-е гг. экспорт выступал основным фактором роста ВВП Японии. Завоевание мировых рынков Японией осуществлялось благодаря высокому качеству продукции, использованию современных технологий, быстрой смене моделей товаров. Доля Японии в общемировом товарном экспорте составляет 5,4%, импорте — 4,7%. Япония занимает четвертое место после Германии, Китая и США по объему товарного экспорта и пятое место по объему импорта. К основным статьям японского экспорта относится продукция обрабатывающей промышленности и в первую очередь машиностроение. Более 40% экспорта приходится на автомобили и товары электронной промышленности. Страна экспортирует суда, металлообрабатывающие станки, средства связи, мотоциклы, продукцию химической промышленности, сталь, текстильные ткани. Япония сохраняет одно из лидирующих мест в мире в экспорте товаров с высокой добавленной стоимостью, прежде всего машиностроительной продукции производственного назначения.

Япония импортирует промышленные полуфабрикаты, одежду, ткани, деревообрабатывающую продукцию, целлюлозно-бумажные товары. В структуре импорта увеличивается доля продукции машиностроения, а также автомобилей, компьютеров, средств связи, металлов.

Основными торговыми партнерами Японии являются США, страны Западной Европы и Юго-Восточной Азии. Сегодня все больше внимания со стороны Японии уделяется китайскому рынку, странам АСЕАН и АТЭС. Например, в 2006 г. Япония получила из Китая более 75% от общего объема импорта текстиля и одежды. Торговые партнеры Японии настаивают на большей открытости японского рынка для зарубежных товаров и капитала, отказе от изоляционистской политики.

Состояние торгового баланса с партнерами различается в зависимости от страны. Так с США, странами ЕС и Юго-Восточной Азии торговый баланс активен. Со странами Ближнего Востока и Австралией, поставляющими на японский рынок сырье, торговый баланс пассивен. Периодически возникают конфликты в торгово-экономической сфере по разным причинам. Например, большое положительного сальдо Японии в торговле с США и Европой явилось причиной ограничения японского экспорта в эти страны. Причины, которые вызывают дисбаланс, оцениваются по-разному. В Японии полагают, что это связано главным образом с конкурентоспособностью японских товаров. А в ЕС и США считают, что этот дефицит обусловлен протекционистской торгово-экономической политикой Японии.

Во внешнеэкономической деятельности происходят перемены, связанные с изменением соотношения между экспортом товаров и экспортом капитала за счет быстрого роста последнего. Примером этому являются отношения с НИС Азии, в которые Япония передает «нижние этажи» промышленной структуры, оставляя себе более сложные виды производства.

Интернационализация японских компаний находится в русле развития мирового хозяйства. Например, металлургические предприятия Японии выносят производства в страны Юго-Восточной Азии с дешевой рабочей силой и превращают их в свою производственную базу. Эти страны, в свою очередь, экспортируют в Японию текстиль, металлопродукцию, химические удобрения, неко-торые виды машиностроения, производство которых в Японии сокращается. Уменьшается ввоз сырья и энергоресурсов, необходимых для производства этих товаров в Японии.

Положительное сальдо платежного баланса является показате-лем того, что Япония является одним из крупнейших кредиторов, несмотря на сложность финансовой ситуации. Активы страны превышают пассивы.

Доля Японии в общем объеме прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мировом хозяйстве составляет 12%. Она не входит в число государств, являющихся крупнейшими реципиентами ПИИ, и занимает 4-е место в мире как крупнейший экспортер трансграничного инвестиционного капитала.

Основные отрасли, привлекающие капиталовложения японских компаний, относятся к сфере услуг, значительны инвестиции в торговлю, недвижимость, автомобилестроение. Основными инвесторами традиционно являются автомобилестроительные корпорации Японии, которые производят за рубежом больше продукции, чем у себя на родине. Восемь японских компаний по объему заграничных активов входят в число 50 крупнейших инвесторов. Среди них можно выделить компании «Хитачи», «Тойота». Японский капитал инвестируется в страны Восточной Азии и США, активизирует свою деятельность в Китае, который имеет емкий внутренний рынок и пока еще дешевую рабочую силу.

Сегодня из 500 крупнейших в мире компаний (по размерам капитализации) 48 принадлежит Японии, и она находится по этому показателю на третьем месте в мире после США и Великобритании. Японские банки после пережитых потрясений возобновляют свою инвестиционную деятельность за пределами страны. Среди них —крупнейший мировой банк Bank of Tokyo Mitsubishi UFJ. Японский рынок капитала характеризуется большой разницей в объеме вывезенных и ввезенных капиталов в страну. Размер ввезенных ПИИ упал до самого низкого уровня за последние 10 лет, и по этому показателю Япония значительно отстает от других развитых стран. Главными иностранными инвесторами в Японию являются США и Западная Европа. Доля США составляет около 30% общего объема привлеченного капитала. В начале 2000-х американские и западноевропейские компании получили возможность скупать японские предприятия, которые находились в сложном финансовом положении. На приобретение иностранцами японских компаний приходилась третья часть всех слияний и поглощений.

Трансграничные слияния и поглощения осуществляются в Японии с определенными трудностями. Это объясняется национальными политическими интересами и тем, что японские предприниматели предпочитают вести бизнес с отечественными фирмами, а не с иностранными конкурентами, которые проводят более жесткую политику и часто не понимают специфики страны. Продажа фирм иностранцам долгое время, а порою и сегодня считается крайней мерой решения возникших трудностей.

Внешнеэкономическая стратегия Японии ориентируется на участие в интеграционных образованиях, создание двусторонних альянсов с ориентиром на зоны свободной торговли и региональную политику. Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) является приоритетным направлением в области торговых отношений. На ее долю приходится около ¾ японского экспорта и 40% прямых инвестиций Японии за границей. Япония также является участницей «АСЕАН плюс 3» —страны АСЕАН плюс Китай, Япония, Республика Корея. Планируется создание зоны свободной торговли с этими странами. Японское правительство предпринимает шаги к либерализации торговли товарами, услугами, а также к инвестиционной деятельности с членами интеграционных образований. Внешнеторговая политика Японии регулируется также через формирование различных альянсов в рамках ВТО. Например, страна принимает участие в группе «квадро», которая была создана для обсуждения торговых отношений между США, Японией, Китаем, Канадой. В этой группе обсуждаются вопросы либерализации внешнеторговых отношений, взаимное открытие рынка услуг и инвестиций. Перед проведением очередного раунда ВТО страны согласовывают свои позиции по вопросам повестки.

Внешнеэкономическая стратегия страны направлена не только на развитие многостороннего сотрудничества в области торговли, но и на развитие двухсторонних отношений. Министерство экономики, торговли и промышленности составило документ, в котором рассматриваются основные направления деятельности Японии по развитию отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В частности, Япония стремится заключать с ними соглашения о свободной торговле и экономическом партнерстве. Подписано соглашение о создании зоны свободной торговли с Сингапуром, которое предусматривает беспошлинный экспорт японских товаров в Сингапур и ликвидацию торговых барьеров на значительную часть экспорта сингапурских товаров в Японию. Принимая во внимание низкую конкурентоспособность японских сельскохозяственных товаров, это соглашение не распространяется на экспорт сельскохозяйственной продукции из Сингапура в Японию. Было подписано соглашение с Мексикой, по которому Мексика пошла на уступки Японии, разрешив увеличить экспорт стальных изделий и автомобилей, а Япония, в свою очередь, смягчила свою позицию в допуске сельскохозяйственной продукции на свой рынок. Это было важное соглашение для обеих стран, так как в Мексике собираются японские автомобили и экспортируются в США. В рамках стратегии построения отношений на основе двусторонних альянсов подписываются договора об экономическом партнерстве. Предварительно определяются цели таких соглашений, их 374 Внешнеэкономическая деятельность Японии целесообразность — будет ли соглашение способствовать улучшению деятельности японских компаний за рубежом, приведет ли оно к отмене ограничений в торговле, появятся ли новые поставщики минеральных ресурсов и продуктов питания на японском рынке, будет ли этот договор содействовать структурным реформам и притоку квалифицированной рабочей силы.

Сравнительно новым направлением взаимодействия стран является регионализм, который получил развитие в начале 1990-х гг. Он предусматривает сотрудничество отдельных регионов во внешнеторговой сфере. Например, развитие экономической зоны Жел-ого моря, которая объединяет регионы Японии, Китая, Кореи, Тайваня, Гонконга.

В Японии формируются свободные экономические зоны, где проводятся торговые ярмарки, размещаются исследовательские институты и складские помещения.

В то время как Япония переживала длительный экономический застой, началось бурное развитие Китая. Между двумя странами идет борьба за место лидера в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Япония проводит активную региональную политику, пытаясь удержать свои позиции и авторитет в этой группе стран. Являясь активным членом интеграционных образований, она не считается активным ядром этих объединений и проявляет некоторую осторожность и сдержанность.

В перспективе Японии все труднее будет конкурировать с Китаем и Индией на мировых рынках товаров производственного назначения. Однако она сохраняет свои позиции как источник финансовых ресурсов, технологий и опыта управления.

На протяжении длительного времени Япония является одним из внешнеторговых партнеров нашей страны.

Советский Союз поставлял Японии лес, нефть, уголь, чугун, минеральные удобрения. Из Японии в СССР вывозился стальной прокат, трубы, оборудование для промышленных предприятий. В основе этих экономических отношений лежал принцип обмена сырья на оборудование. Взаимная торговля развивалась достаточно динамично. Большую роль в развитии двухсторонних отношений играло освоение природных ресурсов Сибири. К ним относится разработка месторождений угля, газа в Якутии, нефтегазовых месторождений на шельфе Сахалина.

Со временем произошло заметное сокращение масштабов экономического сотрудничества. Это связано с тем, что появились новые поставщики сырьевых ресурсов на японский рынок, и обострился спор вокруг проблемы так называемых «северных территорий». Правительство Японии изменяет свою политику и пересматривает экономические отношения с Россией. Значительное сокращение размеров торговли произошло в 1990-е гг., но впоследствии наблюдался некоторый рост товарооборота. В настоящее время удельный вес России в торговом обороте Японии составляет около 0,9%, а Японии в торговом обороте России — 3%.

В конце XX в. в структуре российского экспорта в Японию появились цветные металлы, продукция рыболовства. В японском экспорте в Россию на первом месте стоит не производственное оборудование, а потребительские товары длительного пользования: бытовые электроприборы, автомобили.

Улучшаются условия внешнеторгового страхования. Российские банки и компании получают от японских банков кредиты на закупку японской техники и телекоммуникационного оборудования. Важную роль в развитии торговых отношений играют взаимоотношения между северо-западными префектурами Японии и дальневосточными районами России.

Япония не входит в десятку крупнейших инвестиционных партнеров России, и японские капиталовложения не превышают 1,3% от общей величины ПИИ в России, что не соответствует возможностям обеих сторон. Доля России в японском экспорте ПИИ составляет лишь 0,1%.

Однако японские инвесторы проявляют интерес к российскому рынку. Раньше основным объектом приложения японских инвестиций была сфера обслуживания. Сейчас основной интерес японских инвесторов связан с промышленностью и топливно-энергетическим комплексом. В первую очередь это имеет отношение к освоению и разработке полезных ископаемых в Восточной и Западной Сибири, лесных ресурсов Сибири, прокладке линии связи между Москвой и Хабаровском.

Япония потребляет примерно половину мирового экспорта сжиженного природного газа (СПГ). Динамика его импорта зависит от политически нестабильного Ближнего и Среднего Востока. Война в Ираке стимулировала переориентацию Японии на российский рынок газа. «Газпром» подписал соглашение с японской стороной о сотрудничестве по транспортировке сжиженного природного газа со Штокмановского месторождения.

Для развития инвестиционного сотрудничества была создана российско-японская организация содействия торговле и инвестициям в 2005 г. Реализуются проекты в сфере машиностроения (строительство автомобильного завода фирмы «Тойота» в Санкт-Петербурге), угольной промышленности и атомной энергетики. Несмотря на территориальные разногласия, Япония дала согласие на присоединение России к ВТО.

Россия не является важным торгово-экономическим партнером Японии. Это объясняется несколькими причинами. Как уже отмечалось выше, уменьшилась заинтересованность Японии в российском сырье, поскольку у российских экспортеров сырья появились конкуренты, которые вытесняют их с японского рынка. Кроме того, уровень мировых цен на нефть не так важен для Японии сегодня. Потребность японской экономики в нефти, по некоторым прогнозам, будет снижаться по причине структурных сдвигов в экономике в пользу сферы услуг, переориентации на газ, атомную энергию и альтернативные источники.

Несмотря на имеющиеся проблемы в двусторонних экономических отношениях, Россия и Япония имеют предпосылки к активизации взаимного экономического сотрудничества.

Контрольные вопросы и задания

1.В чем заключаются особенности послевоенного развития Японии?

2.Дайте характеристику природно-ресурсному потенциалу Японии. Какую роль он сыграл в экономическом развитии страны?

3.Назовите положительные и отрицательные стороны проводившихся социально-экономических преобразований в Японии в период высоких темпов экономического роста.

4.Что такое экономика «мыльного пузыря»? Каковы ее проявления в Японии?

5.Определите причины, вызвавшие рост государственного долга Японии:

низкий уровень собираемости налогов;

большие расходы на социальное обеспечение;

увеличение закупок энергоресурсов и сырьевых товаров;

рост расходов государства на ликвидацию последствий финансового кри-зиса конца 1980-х гг.;

осуществление структурных преобразований.

6.Какие отрасли экономики Японии наиболее развиты в настоящее время:

легкая промышленность;

сельское хозяйство;

автомобилестроение;

металлургия;

добывающие отрасли;

электронная промышленность;

информационные технологии;

сфера услуг.

7.Отметьте основных торговых партнеров Японии:

Россия;

США;

Канада;

КНР;

Латинская Америка;

страны АТР;

страны Европейского союза.

8.В чем состоят особенности внешнеэкономических отношений Японии и Рос-сии?