logo
Istoria_evrointegratsii

1.1. Универсалистские идеи в период Средних веков

В основе европейской интеграции лежит так называемая «европейская идея», или «идея Европы». А.О. Чубарьян определяет ее следующим образом: «идея Европы» - это отно­шение к Европе как к определенной общности, рассмотрение ее в плане внутреннего единства и отличия от других частей света. «Идея Европы» многогранна, она включает в себя различные факторы: географический, экономический, политический и культурно-исторический. Она имеет длительную историю.

Европейская интеграция основывается на цивилизационных достижениях Европы, сформированных главным образом греческой культурой, римским правом и универсалистскими христианскими идеями. Духовную базу европейскости создал папский Рим, распространивший универсальные ценности на территории континента. В период средневековья основную базу единения Европы составляло религиозное сообщество, из которого еще не успели выделиться постоянные государственные организмы. Правители феодальных государств не были в состоянии обеспечивать своих интересов и легко признавали верховенство папства. Христианский универсализм укрепляла развитая церковная иерархия, сеть духовных орденов, средневековое рыцарство и союзы городов. Его упрочивали общие традиции и единый латинский язык. Студенты, ученые, купцы и пилигримы свободно передвигались по территории Европы, сознавая, что остаются в пределах того же самого мира. Образованных европейцев объединял латинский язык, а университеты (Оксфорд, Болонья, Париж) учили студентов со всей Европы. Стремления к единству христианства идентифицировались со стремлениями к единству Европы, потому что тогдашние границы христианства в значительной части совпадали с границами Европы.

В средние века папы фактически играли роль верховной власти по отношению к королям и князьям. Они часто выступали в качестве арбитров во многих европейских делах. Инспирированные папством походы христианских рыцарей против ислама имели панъевропейский характер как выступления под знаком христианского креста против исламского полумесяца. Существует мнение, что крестовые походы создали «единственную настоящую европейскую армию, которая когда-либо существовала».

На пороге средневековья принципы теократического универсализма ярко выразил отец церкви, философ и теолог св. Августин (354-430). В сочинении «О граде божьем» он впервые в истории развил утопическую концепцию создания христианской империи под верховенством папы. Его произведения обосновывали приоритет церковной власти, необходимость религиозных гонений и преследований еретиков.

На рубеже VIII и IX вв. идеи единства христианской Европы представлял франкский король Карл Великий (742-814). В период своего более чем сорокалетнего правления пытался реализовать августиновскую концепцию «царства божьего» на земле. Он объединил под своей властью Галлию, Германию, Италию, северную часть Испании и Венгрию. На этих землях он проводил политику унификации. Покоренные им земли христианизировались, основывались школы с единообразной системой обучения, вводилась единая денежная система, организовывалась многонациональная армия, вводился единый латинский язык, кодифицировалось законодательство и расширялся товарообмен. Он создал институт королевских представителей, функцией которых был контроль и возможная корректировка действий местных властей. При дворе Карла Великого вернулось в обиход старинное название «Европа»: хронисты того времени нередко называли своего короля «отцом Европы» или «королем Европы». Историки считают, что его империя имела форму, подобную территории государств «шестерки» 50-х гг. ХХ в. Империя Кала Великого признана первым объединением Западной Европы и вместе с тем «образцовой» монархией тогдашней Европы.

После падения империи Каролингов в середине IX в. выросли независимые феодальные королевства, но христианская идея служила и далее для объединения народов и различных этнических групп, особенно в борьбе с мусульманским Востоком. С IX по XIII вв. европейская идея тесно соединила римско-немецкую культуру. Через полтора века после каролингского возрождения «римской идея» получила новое воплощение в виде «Священной римской империи германской нации», созданной в конце Х в. Оттоном I и ставшей к середине следующего века государственным образованием, включившим значительную часть Европы. Императоры Священной римской империи стремились подчинить себе все народы Европы, соперничая за влияние с римскими папами.

Наибольший вклад в теоретическое обоснование имперского варианта «римской идеи» внес великий итальянский поэт и мыслитель Данте Алигьери (1265-1312). В своем трактате «Монархия», описывая идеальное государство, он отмечал, что гарантом мира в Европе может быть только верховный монарх, управляющий федерацией подчиненных ему государств и олицетворяющий христианские добродетели. Данте ставил светскую власть выше церковной, считая, что именно император является наместником бога на земле. После него идея общеевропейского государства тесно связывалась с задачей установления всеобщего мира.

В конце средневековья в Европе сформировались национальные монархии, обладающие различными интересами. Вместе с этим уменьшилось значение универсалистских авторитетов папства и императора. Универсальной христианской Европе постепенно приходили на смену интересы наиболее влиятельных европейских правителей. Вместе с тем укреплялось светское понятие «Европы», на которое большое влияние оказывали идеи Возрождения, апеллирующие к возвращению к античным традициям Греции и Рима.

Первым в истории планом светского объединения Европы стал проект магистра Парижского университета и французского королевского прокурора Пьера Дюбуа, изложенный им в трактате «О возвращении Святой земли» (начало XIV в.). Он писал, что для отвоевания Святой земли необходимо прекратить войны между католиками, что может гарантировать создание «христианской республики» – федерации европейских государств под главенством французского короля. Дюбуа предлагал созвать Собор из представителей духовных и светских властей, который будет разрешать конфликты и споры, применяя в качестве наказания конфискацию владений непокорных правителей.

В 1462-1464 гг. чешский король Иржи Подебрад выдвинул предложение создания союза христианских европейских монархов под названием Лига Мира с целью отпора турецкой агрессии. Она должна была охватить Бургундию, Баварию, Чехию, Францию, Польшу, Венецию и Венгрию, а в последующем и другие государства континента. Король предлагал членам Лиги равный статус независимо от величины государств. В качестве руководителя Лиги рассматривался король Франции Людовик XI. Принцип равенства государств в рамках Лиги был направлен против привилегированной позиции папы и императора. Папа не упоминался среди членов Лиги, а императору оставлялись те же права, что и другим монархам. Проект Лиги предусматривал функционирование двух наднациональных органов: Трибунала и Совета. Трибунал должен был исполнять роль международного законодательного органа для принятия общих законов и разрешения споров между участниками. Совет должны были составить представители народов, решающие вопросы о принятии новых членов, общей валюте и условиях ведения войны. Проект Иржи Подебрада предусматривал функционирование общеевропейского административного аппарата и возможность применения совместных акций против агрессора. Р. Куденхове-Калерги считал проект Лиги «первой практической пробой преобразования Европы в федерацию», хотя скорее это был проект создания «союза государей». Предлагаемый Подебрадом союз не мог получить практического воплощения в условиях нарастающего соперничества европейских национальных государств. Его антипапская направленность не получила одобрения у католических правителей, а конфликт с папой привел к тому, что Иржи Подебрад был отлучен от церкви и лишен королевского титула. Тем не менее план Подебрада оставил заметный след в истории тем, что он впервые предлагал объединение европейских государств на равной основе, без доминирования какой-либо страны, и отказывался от принципа универсализма, противопоставляя идее создания единого европейского правительства федеративное объединение государств.

Вместе с развитием Реформации определение Европы как «христианского королевства» утратило смысл. Многовековое христианское единство континента подорвали светские ценности. Ослабла и объединяющая роль самого христианства, так как оно разделилось на несколько соперничающих между собой ветвей. Последней попыткой объединения Европы на основе светской власти императора и духовного владычества католической церкви можно считать правление императора Карла V (1500-1558). Получив власть над Испанией, Италией, многочисленными землями в Центральной Европе, Карл V в течение многих лет вел войны с протестантскими князьями Германии и Францией, добившись завоевания Фландрии. Однако несмотря на многочисленные победы он не сумел создать общеевропейскую католическую империю, и после провозглашения в 1555 г. Аугсбургского мира, уравнявшего в правах католическое и протестантское вероисповедание, отрекся от престола и удалился в монастырь.

Тем не менее проекты объединения Европы продолжали появляться, но это были уже светские проекты, сводящие роль церкви к минимуму. В начале XVII в. во Франции был представлен так называемый Великий план, часто приписываемый королю Генриху IV. На самом деле его разработал министр и королевский советник Максимилиан Сюлли (1559-1641). План предусматривал создание союза европейских государств, обладающих равными правами. В союз должны были войти 15 государств (кроме России и Турции, как цивилизационно не входящих в Европу), независимо от их религиозной принадлежности (по принципу «чья власть, того и вера») и государственного устройства. Это шесть наследственных монархий (Франция, Испания, Англия, Швеция, Дания и Люксембург), 5 выборных монархий (Империя, папская область в Италии, Польша, Венгрия и Богемия) и 4 республики (Венеция, Италия, Швейцария и Бельгия). Власть в планируемой конфедерации должна была принадлежать Великому совету, составленному из делегированных государствами представителей, число которых определялось их размером и силой. Главной задачей Совета Великий план признавал поддержание равновесия сил в Европе и рассмотрение возникающих конфликтов. Предусматривалось и создание коалиционной армии, состоящей из национальных контингентов. Сюлли предлагал пересмотр границ многих европейских государств, от чего в наибольшей степени должны были пострадать Габсбурги, которых он считал главным препятствием для осуществления своего проекта. Великий план отражал растущие политические амбиции французских королей, однако не имел перспектив реализации, поскольку Европа оказалась втянута в кровопролитную Тридцатилетнюю войну.

В 1693 г. в трактате «К настоящему и будущему миру в Европе» свой проект союза европейских государств представил британский политик, один из основателей религиозной секты квакеров, основатель Пенсильвании и Филадельфии Уильям Пенн (1644-1718). Он предлагал перенесение внутренней модели государства на межгосударственные отношения и создание европейского союза государств с участием России и Турции. Главным органом власти в нем должен был стать парламент, уполномоченный на принятие правовых норм для Европы, разрешение споров между государствами и наложение санкций на строптивых членов. Кроме парламента предусматривалось создание правительства и суда, юрисдикции которого подлежали бы также английские колонии в Северной Америке. Пенн детально проработал порядок функционирования предложенных им органов, источники их финансирования, нормы представительства, порядок принятия решений и др. Однако он считал, что наднациональные органы должны ограничивать суверенитет государств только в вопросах поддержания мира, тогда как в остальных сферах их компетенция остается неприкосновенной.