logo
Istoria_evrointegratsii

Складывание системы европейского политического сотрудничества

Развитие экономического сотрудничества государств-членов ЕЭС настоятельно требовало упрочения их взаимодействия в политической сфере. Поэтому несмотря на неудачу с созданием ЕОС и ЕПС на протяжении 60-х гг. продолжали выдвигаться планы политической интеграции Европы. Инициатором значительной части из них стал, как ни удивительно, де Голль, который видел в дальнейшем сплочении «шестерки» противовес американскому влиянию на европейском континенте. Но в отличие от прежних федералистских концепций его подход предусматривал политическое сотрудничество не на наднациональном, а на межправительственном уровне. В 1960 г. во время встречи с К. Аденауэром де Голль предложил создать новый механизм политического взаимодействия – регулярные встречи на уровне глав государств и правительств для обсуждения внешнеполитических вопросов без участия представителей Комиссии. Для подготовки к таким встречам и контроля за исполнением решений планировалось учредить постоянный Секретариат совета премьер-министров.

На основе предложений де Голля с 1961 г. действительно начала функционировать неформальная структура сотрудничества стран «шестерки» – заседания глав государств и правительств с участием министров иностранных дел. Первая такая встреча состоялась 10-11 февраля 1961 г. в Париже. На ней обсуждались главным образом вопросы строительства европейского политического союза. Для выработки конкретных предложений была учреждена специальная комиссия во главе с тогдашним французским послом в Дании Кристианом Фуше. За основу своей работы комиссия Фуше взяла план, представленный группой французских экспертов, в соответствии с которым предполагалось проведение трижды в год встреч на высшем уровне с целью согласования важнейших политических вопросов. Несмотря на то, что это предложение вызвало сопротивление, прежде всего со стороны голландцев, опасавшихся, что конференция глав государств и правительств потеснит существующие структуры Сообществ и считавших, что важные военно-политические проблемы следует решать в рамках НАТО, второй саммит «шестерки» в июле 1961 г. по настоянию де Голля высказался за укрепление политического сотрудничества. В принятой декларации провозглашалось, что государства-члены ЕЭС будут предпринимать совместные усилия, направленные на расширение их политических, экономических, социальных и культурных связей. Для координации их действий в политический сфере планировалось продолжать проведение встреч на высшем уровне, однако признавалось, что важнейшие вопросы европейской безопасности необходимо разрешать в структурах ЗЕС и НАТО.

2 ноября 1961 г. Франция представила проект политического союза европейских государств, получивший название «план Фуше». План отражал конфедералистские взгляды де Голля, поскольку предлагал взаимодействие в вопросах внешней политики, безопасности, защиты прав человека, науки и культуры осуществлять на межправительственном уровне. Высшим органом он признавал Совет, собирающийся на уровне глав государств и правительств три раза в год и принимающий решения только на основе принципа единогласия. Техническую помощь Совету должна была оказывать Европейская политическая комиссия, составленная из экспертов, представляющих министерства иностранных дел государств-членов. План Фуше вызвал резкую критику со стороны Бельгии и Голландии, полагавших, что созданный в таком виде Совет подчинит себе институты Сообществ и станет тормозом интеграционных процессов. Вместо того чтобы распространить принцип наднациональности на политическую сферу, появится угроза отката в уже сложившихся областях сотрудничества к простому межправительственному взаимодействию. Кроме того, они вновь указывали на необходимость тесного взаимодействия в политической сфере с Великобританией и США. Они обвиняли Фуше в том, что его план является попыткой создания независимого от США военного союза под предводительством Франции. В своих контрпредложениях Бельгия и Голландия, поддержанные Италией, Люксембургом и ФРГ, высказывались за придание европейскому политическому союзу наднациональных черт: принятия решения большинством голосов в Совете, введения поста генерального секретаря, независимого от правительств, а также выступали за принятие в союз Великобритании и тесное взаимодействие с НАТО. Из-за неразрешенных разногласий ни представленный проект Фуше, ни его второй вариант (январь 1962 г.) не были приняты, а сам Фуше в марте 1962 г. подал в отставку.

Хотя на протяжении 60-х гг. проекты образования политического союза продолжали появляться в странах «шестерки» (планы Спаака в Бельгии, Эрхарда и Штраусса в ФРГ, Каттани и Сарагата в Италии), позиция де Голля делала невозможным достижение компромисса. Противоречия усиливались разницей в подходах государств ЕЭС к политике в отношении США и СССР, а также оценке роли Великобритании к европейской интеграции. Поэтому вернуться к вопросу о политическом союзе удалось только в конце десятилетия. В декабре 1969 г. гаагская конференция поручила Совету министров создать специальный комитет, в который вошли директора политических департаментов МИД государств-членов, а возглавил бельгийский дипломат Этьен Давиньон. После нескольких месяцев работы комитет подготовил доклад, утвержденный Советом министров 27 октября 1970 г. во время конференции в Люксембурге и получивший название «люксембургский доклад» (или «доклад Давиньона»). Доклад формулировал принципы европейского политического сотрудничества, цели и методы взаимодействия в сфере внешней политики. Главными целями назывались: обмен информацией, регулярные консультации министров иностранных дел, координация совместных усилий во внешней политике. Доклад Давиньона предусматривал несколько уровней взаимодействия государств-членов:

- встречи глав государств и правительств в случая необходимости;

- ежегодные встречи министров иностранных дел;

- встречи четыре раза в год директоров политических департаментов МИД в рамках Политического комитета;

- дважды в год консультации министров иностранных дел с политическим комитетом Европейского парламента;

- деятельность рабочих групп.

Для избежания разногласий между государствами-членами доклад Давиньона исключал из сферы сотрудничества вопросы обороны и культуры, а также подчеркивал приоритет межгосударственных форм взаимодействия. Политическое сотрудничество должно было находиться вне рамок Сообществ, не упоминаться в договорах, не вести к принятию каких-либо обязательств и осуществляться национальными чиновниками. На основе предложений Давиньона в ноябре 1970 г. начал действовать механизм Европейского политического сотрудничества (ЕПС). Несмотря на свой относительно скромный характер, не устраивающий сторонников более решительной интеграции, он позволил государствам ЕЭС обрести первый реальный опыт тесного взаимодействия во внешнеполитической сфере, на основе которого стало возможным переходить к более сложным формам сотрудничества.