logo
Istoria_evrointegratsii

3.1. Образование Европейского сообщества угля и стали (еоус)

26 июля 1948 г. министром иностранных дел Франции стал Робер Шуман (1886-1963). Он происходил из пограничной с Германией Лотарингией, изучал право в университетах Германии и Франции, занимался адвокатской деятельностью. На большую политическую сцену он вышел в 1940 г., когда занял должность госсекретаря в коллаборационистском вишистском правительстве. Но находился он на ней лишь несколько месяцев, в сентябре 1940 г. вышел в отставку, затем был арестован гестапо, посажен под домашний арест, бежал, стал участником Движения Сопротивления. В феврале 1945 г. был вновь арестован – на этот раз за сотрудничество с вишистским правительством, но освобожден по личному указанию де Голля, который предложил Шуману пост в правительстве. Еще в молодости Шуман стал задумываться о необходимости разрешения франко-германских противоречий. Он говорил: «Мы, пограничные жители, предназначены для того, чтобы понимать и решать международные проблемы». Как раз германская проблема стала для Шумана главной в период его пребывания в Кэ д’Орсэ (1948-1952 гг.).

Две страны разделяли ряд сложных вопросов. Франция опасалась возрождения экономического могущества Германии, стремилась этому воспрепятствовать. Она выступала за установление над промышленным центром Германии – Руром – международного контроля, включая передачу шахт и заводов в международную собственность, отделение от Германии Саарской области и включение ее во французскую экономическую и валютную системы. Эти требования наталкивались на жесткое сопротивление канцлера Конрада Аденауэра, стремившегося к вхождению Западной Германии в европейское сообщество в качестве равноправного члена.

Уже в одном из своих первых выступлений в качестве министра Шуман заявил об отходе от прежнего курса на изоляцию Германии: «Германия никогда не была так опасна, как в изоляции, Франция должна принять ее в сообщество европейских государств как равноправного партнера… Наилучшим решением германского вопроса является европейское». В свою очередь большая заслуга в достижении франко-германского компромисса принадлежит Аденауэру. Он делал все от него зависящее, чтобы исключить возможность возрождения немецкого милитаризма, не допустить, чтобы немцы «вновь вступили на ложный исторический путь». Главным средством от реваншизма он видел прочную привязку Германии «к миру западных ценностей и к западному оборонительному сообществу». В августе 1949 г. на встрече с Шуманом Аденауэр предложил идею длительного экономического объединения Германии и Франции в форме общей электрической сети. В марте 1950 г. в одном из интервью он вновь высказался за «полный союз» между Францией и Германией с общими парламентом и гражданством. Таким образом, в правительствах обеих стран идея о неизбежности интеграции, что называется, «витала в воздухе». Предлагалось множество планов, но это только запутывало дело, так как каждый политик отстаивал свою концепцию объединения. В такой обстановке появился план Монне.

Жан Монне (1888-1979), сделавший успешную карьеру в качестве экономиста, вошел в большую европейскую политику еще в межвоенный период. Он занимал должность заместителя генерального секретаря Лиги Наций, являлся финансовым советником в ряде стран, в том числе США, где пользовался доверием президента Рузвельта. Во время второй мировой войны английское правительство назначило его уполномоченным по ленд-лизу, в 1943 г. Монне стал комиссаром во времен­ном правительстве де Голля. А с декабря 1945 г. он занимал пост генерального комиссара по вопросам планирования. Монне многие годы являлся энтузиастом европейской идеи, поддерживая проект, предложенный в свое время Брианом. За его убежденность в необходимости создания наднациональных органов власти Монне часто называли федералистом, хотя практическая его деятельность показала, что в жизнь он пытается провести функционалистский подход.

Знакомство Монне с предыдущими планами объединения Европы показало, что быстрая политическая интеграция с созданием некоего подобия федерации неосуществима. Поэтому в основу своего проекта он заложил идею экономического объединения. По его замыслу, начинать было необходимо с интеграции угольной и металлургической промышленности Франции и Германии, что позволит достичь сразу нескольких целей. Во-первых, германская тяжелая промышленность будет поставлена под международный контроль, который сделает невозможным ее использование для наращивания вооружений, во-вторых, любая новая агрессия со стороны Германии будет лишена экономического смысла, в-третьих, будут созданы благоприятные условия для промышленного роста за счет устранения барьеров на государственных границах и создания общего рынка. В сущности, подобные идеи уже высказывались. Но в плане Монне было два существенных отличия. Он предлагал образование не межправительственной организации, а европейских институтов, носящих наднациональный характер. Кроме того, новым был метод реализации идеи: не стремиться изначально к созданию федерации либо конфедерации европейских государств, а придерживаться тактики «малых дел», начав с объединения двух секторов экономики, впоследствии постепенно распространять позитивный опыт сотрудничества на другие сферы.

В апреле 1950 г. план Монне был представлен Шуману. У того собственных конкретных разработок не было, но он в них крайне нуждался, испытывая сильное давление со стороны англосаксонских союзников в германском вопросе. Одобрив проект, Шуман ознакомил с ним зарубежных партнеров (в первую очередь Аденауэра и американцев) и, заручившись их поддержкой, 9 мая 1950 г. изложил его на заседании Совета министров. После долгих дискуссий план был принят и в тот же день на пресс-конференции в зале Часов Кэ д’Орсэ торжественно представлен широкой общественности. С тех пор 9 мая отмечается в европейских государствах как День Европы, день, когда было положено начало созданию европейского сообщества.

План Шумана (такое название с тех пор он получил в литературе) предусматривал передачу контроля над угольной и сталелитейной промышленностью Германии и Франции наднациональному Высшему руководящему органу, который принимает обязательные решения в общих интересах. Это рассматривалось в качестве первого шага на пути к объединению европейской экономики, к участию в нем приглашались и другие заинтересованные государства. План предлагал создание общего рынка, контроль над производством, инвестициями, конкуренцией, выравнивание социальных условий, что должно было послужить базой для формирования европейской солидарности. Шуман не ограничивал проект только экономической сферой, наоборот, он говорил о нем как о ступеньке к федерализации Европы, за созданием экономического объединения должен был последовать политический союз.

Реакция в европейских государствах на предложения Шумана была различной. США, страны Бенилюкс и Италия расценили план положительно. Наибольшую поддержку оказали ему такие политики, как Поль-Анри Спаак, Альчидо Де Гаспери, Вальтер Хальштейн и Сикко Мансхольт. Великобритания и скандинавские государства встретили его критично, отрицая идею передачу наиболее важных секторов экономики под наднациональный контроль. Не отрицая сам замысел интеграции как верное решение германского вопроса, английские политики не считали возможным участие в объединении своей страны, мотивируя это «особыми интересами» Британии. Резко негативно о плане Шумана высказался СССР, рассматривая его как очередной этап в антисоветской консолидации стран Запада. В самих Франции и Германии план также не был принят однозначно. Голлисты не одобряли идеи наднациональных органов, усматривали в экономическом объединении опасность попадания Франции в зависимость от Германии. Довольно сильные тогда французские коммунисты выступали против плана. В ФРГ много говорилось о неправильном выборе Аденауэром приоритетов: надо сначала добиться единства страны, а уже затем думать об осуществлении европейской идеи. Лидер немецких социал-демократов Курт Шумахер назвал план капиталистическим, картелистическим, консервативным и клерикальным.

Переговоры по плану Шумана начались 20 июня 1950 г. В них приняли участие шесть государств: Франция, ФРГ, Бельгия, Голландия, Люксембург и Италия. Председательствовал на них Ж. Монне, который к открытию переговоров представил проект договора, включавший основные контуры европейской организации. Переговоры протекали сложно, камнем преткновения стала институциональная система сообщества, точнее, полномочия его руководящих органов. Страны Бенилюкса опасались диктата Высшего руководящего органа и настаивали на создании ему противовеса в виде органа межправительственного сотрудничества – Совета министров. Ситуацию осложняли неразрешенные франко-германские противоречия по статусу Саара. Компромисса удалось достичь только к февралю 1951 г. при помощи американцев, настаивавших на достижении соглашения.

Подписание договора о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) состоялось 18 апреля 1951 г. на конференции министров иностранных дел в Париже. Договор вступил в силу 25 июля 1952 г. после ратификации парламентами «шестерки». При этом в законодательных органах Франции, Италии и ФРГ он встретил серьезную оппозицию (во Франции голоса распределились 376 – «за», 240 – «против», в Италии «за» – 265, «против» – 98, в ФРГ «за» – 323 «против» – 146).

Текст договора включал 100 статей, содержал положения об институтах ЕОУС, создании общего рынка, отношениях с третьими странами и т.д. Задачами объединения назывались: осуществление регулярных поставок необходимого количества угля и стали, обеспечение одинаковых условий доступа к источникам сырья, создание условий, стимулирую­щих развитие и совершенствование производства, улучшение условий труда и жизни рабочих. Страны ЕОУС брали обязательство постепенного снижения таможенных пошлин и количественных ограничений в торговле сырьем и продукцией угольной и сталелитейной промышленности между государствами-членами. Договор предусматривал возможность применения санкций против предприятий и государств, нарушающих условия соглашения.

В соответствии с договором создавалась следующая институциональная структура ЕОУС: Высший руководящий орган, Общая ассамблея, Совет министров, Суд. Высший руководящий орган (High Authority) представлял наднациональную, независимую от правительств европейских государств составляющую ЕОУС. Он состоял из девяти человек, назначавшихся с согласия правительств на шесть лет и осуществлявших свою деятельность в интересах сообщества. Они становились международными чиновниками, не зависимыми от государств-участников. В сферу компетенции Высшего руководящего органа входило регулирование выпуска продукции, определение размеров таможенных пошлин, финансовая поддержка предприятий, выдача ссуд на проведение технических и научных исследований, предоставление помощи рабочим. Постановления могли быть приняты большинством голосов, но решения по наиболее важным вопросам при­нимались только с согласия Совета министров. Первым председателем Высшего руководящего органа стал Ж. Монне.

Общая ассамблея, состоявшая из 78 представителей национальных парламентов, была призвана контролировать деятельность Высшего руководящего органа посредством ежегодного заслушивания его отчетов. В случае несогласия с проводимой политикой она могла квалифицированным большинством голосов вынести ему вотум недоверия.

Совет министров состоял из представителей государств «шестерки» на уровне министров (как правило, министров промышленности). В их задачу входило согласование осуществляемой Высшим руководящим органом политики с интересами государств-членов. Процедура голосо­вания в Совете зависела от характера обсуждаемых вопросов. По наиболее важным вопросам требовался консенсус, по другим - ква­лифицированное большинство голосов.

Суд, обеспечивающий соблюдение положений договора о создании ЕОУС, состоял из 7 судей, назначаемых по общему согласию правительств на шесть лет.

Договор также предусматривал возможность создания вспомогательных органов, в связи с чем появилось не­сколько десятков разного рода комитетов, комиссий, рабочих групп, причем одни из них имели постоянный, а другие – временный характер. Так, в 1952 г. появился Секретариат ЕОУС, а год спустя – Комитет экспертов с задачей подготовки материалов для Совета министров.

В первые годы деятельности ЕОУС шло приспособление экономик государств-членов к его требованиям. Сообщество преодолевало политические, экономические и психологические барьеры (у многих французов уже только разговоры об объединении с Германией спустя всего несколько лет после войны вызывали шок). Продолжалась выработка механизмов взаимодействия между представителями правительств в Совете министров и наднациональным Высшим руководящим органом. Общий рынок угля, железной руды и лома был создан 10 февраля 1953 г., стали - 1 мая того же года, специальных сталей - 1 августа 1954 г., а переходный период закончился 9 февраля 1958 г. Сообщество содействовало улучшению условий хозяйствования в государствах «шестерки», росту производства и торговли продуктами угольной и сталелитейной промышленности, модернизации этих отраслей экономики. Производство стали в странах ЕОУС возросло с 41,9 млн. т в 1952 г. до 85,1 млн. т в 1966 г., или на 103 %. Средний рост производства стали в эти годы составил 7,3 %. Наднациональный характер ЕОУС представлял собой серьезный шаг к объединению государств За­падной Европы, хотя в этом объединении реализовывались не только федералистские принципы, но и компромиссные принципы межгосударственного сотрудничества. Европейская идея получила новое понимание и первый опыт практического функционирования.