logo
Istoria_evrointegratsii

2.1. Проекты объединения Европы в годы Второй мировой войны

В годы Второй мировой войны европейская идея получила новый импульс развитию. Политики и общественные деятели, многие из которых вынуждены были бежать от гитлеровской агрессии и оказались в эмиграции, пытались осмыслить уроки войны и найти такую форму послевоенного устройства Европы, которая предотвратила бы соперничество национальных государств и устранила бы межнациональные противоречия. Центром, в котором родилось наибольшее количество концепций послевоенного интегрирования, стал Лондон. Помимо того, что в нем собралось несколько эмигрантских правительств, сам британский кабинет проявил больший интерес к возможной федерализации послевоенной Европы. Вскоре после начала войны в Лондоне был создан Исследовательский институт федеративного союза во главе с оксфордским профессором Уильямом Бевериджем, в задачу которого входило изучение возможностей будущей интеграции континента. Осенью 1939 г. британский Форин Офис приступил к работе над концепцией англо-французского союза. Инициаторами этого проекта стали французский дипломат Жан Моне и директор Королевского института международных отношений в Лондоне Арнольд Тойнби. Вторжение германских войск во Францию в мае 1940 г. ускорило работу над проектом. В начале июня 1940 г. премьер-министр Уинстон Черчилль обратился к французскому правительству с предложением создать англо-французский союз, в котором предусматривались общие органы власти, парламент, финансы, гражданство и вооруженные силы. Стоящее на краю военной катастрофы французское правительство, однако, отвергло идею Черчилля. Некоторые исследователи европейской интеграции считают этот проект первым звеном в конструкции объединенной Европы. Это не совсем так. Хотя идея англо-французского союза была для того времени беспрецедентной, все же Черчилль выдвигал ее главным образом для того, чтобы предотвратить быструю капитуляцию Франции и усилить ее сопротивление гитлеровским войскам.

В последующем Черчилль не отказался от поддержки европейской идеи. Так, он писал министру иностранных дел А. Идену: «Трудно сейчас о том говорить, но я надеюсь, что европейская семья народов может функционировать как единое целое в Совете Европы. Я вижу Соединенные Штаты Европы, которые нивелируют существующие барьеры между народами и признают неограниченную свободу передвижения. Я надеюсь, что европейская экономика будет единой. Я также надеюсь увидеть создание Совета, который состоял бы из представителей держав и нескольких конфедераций, образованных на территории Скандинавии, на Балканах, в бассейне Дуная и т.д.» В развитие этих мыслей в марте 1943 г. Черчилль в радиообращении публично озвучил идею создания Совета Европы, который должен был стать своеобразной «буферной зоной» между США и СССР. Предполагалось, что он будет отстаивать общие политические принципы, объединит вооруженные силы и станет содействовать разрешению споров между государствами-членами. В состав Совета Европы входили бы региональные федерации (балканская, дунайская, скандинавская, центральноевропейская). Нетрудно заметить, что Черчилль пытался воплотить в жизнь идею интеграции сверху, то есть интеграции, проводимой союз­никами. Его проект не рассматривал Европу в качестве единого объединения, охватывающего весь континент. Скорее речь шла о нескольких конфедера­циях, формально объединенных в европейский региональный совет. Такой подход диктовался прежде всего геополитическим интересами Великобритании, стремившейся после войны создать в Европе противовес растущему советскому влиянию. Черчилль фактически исходил из логики раздела континента на сферы влияния, что являлось существенной слабостью его проекта. Тем не менее огромный авторитет британского политика способствовал тому, что его концепция создания ряда европейских субрегиональных конфедераций оказали существенное влияние на планы находящихся в Лондоне эмигрантских правительств.

Наибольшую интеграционную активность развили политики из Польши, Чехословакии, Бельгии, Греции и Югославии. Уже в декабре 1939 г. польское правительство в изгнании выдвинуло концепцию создания федерации независимых европейских государств, основывающейся на нескольких региональных федерациях. Во исполнение этой идеи 11 ноября 1940 г. была подписана декларация о намерении создания польско-чехословацкой конфедерации. Правительства двух стран образовывали совместный координационный комитет, который должен был заняться подготовкой соответствующего договора. Предполагалось, что будущему союзу государства делегируют часть своих суверенных прав в сферах внешней политики, обороны, экономики и финансов. Польско-чехословацкий договор о создании конфедерации был подписан 23 января 1942 г. Он предусматривал создание Союзного собрания из 80 человек в качестве законодательного органа, Высшего совета Союза – исполнительного, Союзного трибунала – судебного. Главой союза должен был стать президент. Предусматривалась возможность присоединения к конфедерации других государств Центрально-Восточной Европы.

Подобный же договор об образовании Балканского союза несколькими днями ранее, 15 января, подписали правительства Греции и Югославии. Он также предусматривал создание общих межправительственных органов, которые координировали бы внешнеполитическую, военную и экономическую деятельность государств с конечной целью создания таможенного и валютного союза. Оба договора подписывались при поддержке британского правительства и в планах Лондона являлись шагом к конфедерализации всего центральноевропейского региона, которая имела очевидный антисоветский характер. СССР, конечно, к таким планам не мог относиться положительно, и это в конечном итоге расстроило все интеграционные инициативы Лондона в Центральной Европе. Крах планов Черчилля в регионе был вызван активизацией политики Сталина, который имел здесь свои виды.

Единственным интеграционным проектом, который удалось реализовать в ходе Второй мировой войны, стала инициатива политиков Бельгии, Голландии и Люксембурга о создании таможенного союза Бенилюкс. За основу ими был взят опыт существовавшего с 1921 г. таможенного союза Бельгии и Люксембурга. 5 сентября 1944 г. состоялось подписание договора, однако практическое создание сообщества Бенилюкс завершилось только в 1948 г.

Идеи европейской федерации очень активно развивались также в недрах Движения Сопротивления в оккупированных европейских государствах. Наиболее известный проект такого рода создали итальянские федералисты Альтьеро Спинелли и Эрнесто Росси. Он получил название «Манифест из Вентотене», по острову близ Неаполя, где эти деятели отбывали заключение по приговору фашистского суда. Манифест критиковал установившийся в Европе порядок, основанный на разделении континента на национальные государства. Войны между ними являются неизбежными, поэтому повторения трагедии Европы, пережившей две мировых войны, можно избежать только выйдя из «идеологической тюрьмы суверенного государства». Манифест, ставший впоследствии программной основой европейского федералистского движения, утверждал, что необходимо создание европейской федерации с наднациональными органами власти, общей армией и устранением барьеров в экономической жизни.

В 1944 г. в Женеве состоялись четыре встречи представителей Движения Сопротивления девяти европейских государств: Дании, Голландии, Франции, Норвегии, Чехословакии, Польши, Югославии, Германии и Италии. В их результате 7 июля 1944 г. появилась «Декларация европейского Движения Сопротивления», определившая экономические и политические цели объединения народов континента после войны. Она взывала к отказу от части государственного суверенитета и созданию Федеративного союза народов Европы с общими конституцией, правительством и армией. Союз должен был уберечь будущую Европу от гегемонистских притязаний отдельных государств.

Однако в той расстановке международных сил, которая начала складываться к концу войны, ни одна из интеграционных идей не могла быть реализована, поскольку главные цели Большой Тройки не соответствовали федеративным устремлениям. Развитие ситуации на европейских фронтах вело к фактическому разделу Европы на сферы влияния.