logo
Istoria_evrointegratsii

Выход из "евросклероза" (1981-1985 гг.)

Кризисные условия 70-х гг. отчетливо продемонстрировали, что достигнутый уровень интеграции недостаточен. Страны ЕЭС не смогли выработать необходимые инструменты и не согласовали единую стратегию действий по преодолению негативных последствий кризиса. Усилились протекционистские тенденции, обострились разногласия между членами Сообщества, стремившимися подчинить общеевропейские интересы своему национальному эгоизму. Институты ЕЭС показали недостаточную эффективность. Практиковавшийся в Совете министров принцип единогласия при принятии решений не только блокировал продвижение крупных инициатив, но и подрывал политическое влияние Комиссии, проекты которой могли быть легко отклонены и потому теряли всякий смысл. Координация деятельности различных органов ЕЭС оказывалась недостаточной. Ощущалась острая потребность в реформировании общей сельскохозяйственной политики Сообщества, поглощавшей более половины бюджета и поощрявшей перепроизводство продукции. Наиболее дальновидные политики начали осознавать, что необходимо дальнейшее укрепление интеграционных структур, если Европа хочет продолжать интенсивно развиваться и выдерживать конкуренцию со стороны США и Японии. Поэтому на рубеже 70-80-х гг. наметился выход из «евросклероза». В повестку дня вернулись сформулированные ранее предложения по созданию Европейского Союза, начали предлагаться новые решения.

Министр иностранных дел ФРГ Ганс-Дитрих Геншер выступил 6 января 1981 г. в Штутгарте с инициативой преобразования Сообществ в Европейский Союз. Его поддержал министр иностранных дел Италии Эмилио Коломбо. Их план опирался на многие предложения, изложенные в докладе Тиндеманса, и ставил целью объединение в единое целое деятельность различных институтов ЕЭС с системой политического сотрудничества, функционирующей под эгидой Европейского совета. План Геншера-Коломбо предусматривал реализацию следующих инициатив:

- ограничение принципа единогласия при голосовании в Совете Министров только случаями, затрагивающими «жизненные интересы» государств;

- увеличение роли Европейского парламента;

- усиление роли Европейского совета;

- развитие общей внешней политики;

- улучшение координации политики безопасности;

- упрочение сотрудничества в сфере культуры.

Под влиянием инициативы Геншера-Коломбо в марте 1981 г. Европейский совет утвердил декларацию о Европейском Союзе, которая стала основой для дальнейших усилий в направлении создания политического союза. Европарламент принял специальную резолюцию и создал Институциональный комитет, который должен был подготовить проект договора о Евросоюзе. В ноябре 1981 г. на заседании Евросовета был представлен проект Европейского Акта, опирающийся на предложения Геншера и Коломбо. Он предлагал придать Европейскому Совету статус политического органа и создать для обслуживания его работы секретариат. Предлагалось перейти к принципу принятия решения Советом большинством голосов и ввести принцип «конструктивного» воздержания от голосования.

План не встретил широкой поддержки в государствах-членах ЕЭС, не соглашавшихся с дальнейшим ограничением национального суверенитета и не принимавших идеи сотрудничества в военно-политической сфере. Лейбористская партия Великобритании даже приготовила манифест, призывающий к выходу страны из Сообществ. Поэтому единственным последствием инициативы Геншера-Коломбо было создание рабочей группы с целью выработки проектов изменений в различных структурах европейских Сообществ. В результате ее работы Европейский совет принял в Штутгарте 19 июня 1983 г. «Торжественную декларацию о Европейском Союзе», содержащую основные идеи Геншера-Коломбо. Она имела характер декларации о намерениях в области дальнейшего развития интеграционных процессов. Она указывала на необходимость создания Европейского Союза и углубления сотрудничества в сфере безопасности, юстиции и культуры.

Во время лондонской встречи министров иностранных дел Сообществ 10 октября 1981 г. министр иностранных дел Великобритании лорд Питер Каррингтон представил доклад о развитии политического сотрудничества стран-членов, носящего межправительственный характер. Доклад отрицал федералистские идеи и не предусматривал возможности вторжения в сферу государственного суверенитета. Он указывал на необходимость лучшего согласования позиций государств-членов в важных вопросах внешней политики. На основе доклада Каррингтона было решено, что организовывать политическое сотрудничество будет министр иностранных дел государства, председательствующего в Сообществе. Помощь ему будут оказывать министры государств предшествующего и последующего председателей. Это решение несколько расширило возможности политических консультаций государств-членов, а кроме того, в сферу европейского политического сотрудничества впервые были отнесены вопросы, касающиеся безопасности.

Параллельно с проектами, появлявшимися на национальном уровне, разработку планов реформирования Сообществ предпринял Европейский парламент. По инициативе существовавшего с 1980 г. клуба «Крокодил» (получил такое название по ресторану «Крокодил» в Брюсселе, где произошло первое заседание клуба) в июле 1981 г. Европарламент создал Постоянный комитет по институциональным делам и поручил ему выработку контуров будущего Евросоюза. Возглавил его Альтиеро Спинелли, автор знаменитого «Манифеста Вентотене». 14 февраля 1984 г. Европарламент принял проект договора о Евросоюзе, подготовленный этим комитетом, содержащий положения более тесного политического и экономического сотрудничества. Этим проектом предполагалось заменить договоры о ЕОУС, ЕЭС и Евратоме. Основанный на федералистских идеях Евросоюз должен был включить в свой состав Европейские сообщества, экономический и валютный союз и политическое сотрудничество. Дополнительно охватывались такие сферы, как защита окружающей среды, культура, информация, международные отношения и безопасность. Планировалось, что Совет Евросоюза будет выполнять роль верхней палаты парламента, Европарламент – нижней. Предусматривалось существенное увеличение роли Еврокомиссии и усиление ее ответственности перед Европарламентом. Проект комитета Спинелли характеризовали:

- последовательная наднациональная направленность;

- примат европейского права над национальным;

- постепенная эволюция международного сотрудничества государств-членов ЕЭС к общей внешней политике Европейского Союза;

- принцип субсидиарности, предусматривающий, что Евросоюзу передаются только функции национальных правительств, реализация которых на государственном уровне была бы менее эффективна;

- замена в течение 10 лет принципа единогласия при принятии решений на принцип простого либо квалифицированного большинства голосов.

Проект поддержали 237 депутатов Европарламента при 31 голосе против и 43 воздержавшихся. После одобрения Европарламентом проект был разослан парламентам государств-членов. В дискуссии над ним появились опасения относительно его федералистских предложений. Наиболее жесткую позицию заняли Великобритания, Греция и Дания. Поддержал проект только парламент Италии, однако дискуссия не прошла даром. Она подвигла государства-члены к дальнейшей работе над реформой Римских договоров и облегчила принятие Единого Европейского Акта.