logo
мэ пиздец

42. Оптимальный тариф и квота

Только большая страна введением импортного тарифа может повлиять на уровень мировых цен и обеспечить себе некоторый положительный экономический эффект за счет улучшения своих условий торговли. Однако и в этом случае положительный экономический эффект возникнет, только если прибыль от улучшения условий торговли перекроет потери, возникающие из-за необходимости увеличивать менее эффективное внутреннее производство товаров и из-за сокращения внутреннего потребления. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще, сделав экспорт товара в данную страну невыгодным для иностранных поставщиков. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа.

Оптимальная ставка тарифа -- уровень тарифа, обеспечивающий максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

При невысоком номинальном уровне тарифа на импорт товара большой страной существует возможность нахождения его оптимальной ставки (рис.3). При отсутствии тарифа (Т=0) экономическое благосостояние большой страны находится на уровне Е1. Максимальное положительное воздействие тарифа на экономическое благосостояние достигается при оптимальном уровне тарифа Т0, при котором за счет превышения выигрыша от улучшения условий торговли над потерями от введения тарифа экономическое благосостояние возрастает до уровня Е2.

Оптимальный Запретительный Ставка

тариф (Т0) тариф (Тр) тарифа(Т)

Рис. 3. Оценка оптимального тарифа

Затем, по мере увеличения ставки тарифа, экономические потери начинают все более перекрывать получаемый выигрыш до тех пор, пока уровень тарифа не станет настолько высоким или запретительным (Тp), что импорт товара в страну потеряет экономический смысл. Из-за отсутствия более дешевого импорта экономическое благосостояние страны упадет на уровень Е3. Дальнейшее увеличение ставки тарифа уже никак не сможет сказаться на экономическом благосостоянии, поскольку импорта просто не будет.

Оптимальный тариф имеет следующие основные черты, которые необходимо учитывать при осуществлении государственной внешне-экономической политики:

ставка оптимального тарифа всегда положительна и находится в промежутке между 0 и запретительной ставкой тарифа;

ставка оптимального тарифа всегда относительно невелика. Расчеты при предпосылке линейного характера функций спроса и предложения показывают, что для большой страны выигрыш от улучшений условий торговли перевешивает возникающие экономические потери только в случае, если ставка импортного тарифа относительно невелика и если как можно большая часть его перекладывается на иностранных поставщиков за счет снижения мировой цены на импортный товар;

ставка оптимального тарифа обратна эластичности импорта. Чем ниже эластичность импорта по цене (объемы импорта изменяются несущественно при колебании цен на него), тем выше ставка оптимального тарифа. Чем выше эластичность импорта по цене (при росте цен объемы сокращаются пропорционально), тем ниже ставка оптимального тарифа. В экстремальном случае при бесконечно большой эластичности импорта оптимальный тариф равен нулю, то есть его просто не нужно вводить;

оптимальный тариф ведет к экономическому выигрышу одной страны, но к потерям международной экономики в целом, поскольку является лишь перераспределением доходов от одной страны к другой. Мировое хозяйство в целом испытывает эффекты защиты и потребления, то есть несет потери из-за необходимости развития менее эффективного по сравнению с зарубежным внутреннего производства и из-за сокращения внутреннего потребления во всех странах.

3.2 Тарифная квота

Импортный тариф несет в себе внутреннее противоречие, которое проявляется в несовпадении интересов местных производителей и потребителей. С одной стороны, производители заинтересованы в тарифе, чтобы оградиться от излишней международной конкуренции, а с другой -- те же производители, которые во внерабочее время выступают потребителями, не заинтересованы в импортном тарифе, поскольку он лишает их возможности приобретать импортные товары по более низким ценам. Частично это противоречие разрешается путем использования производного инструмента таможенной политики, называемого тарифной квотой (контингентом).

Рис.4. Тарифная квота

Тарифная квота -- разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа (within-quota rate), при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа (over-quota rate).

Допустим, что внутренний спрос (Dd), внутреннее предложение (Sd) и мировое предложение (Sw) товара представлены прямыми на рисунке 4. До начала торговли равновесная цена товара составляет 540 долл. При свободе торговли цена товара составляет 400 долл. По этой цене страна производит 5 единиц товара, потребляет 40 единиц и импортирует 35. После введения тарифа, чтобы защитить национальных производителей данного товара, правительство вводит тарифную квоту, в соответствии с которой импорт 5 первых единиц товара обкладывается пошлиной в размере 10% (40 долл.), а импорт, превышающий 5 единиц, -- пошлиной в размере 20% (80 долл.). Поскольку страна изначально импортирует значительно больше единиц товара, чем предусмотрено квотой, возникает как бы двухъярусный тариф, увеличивающий внутреннюю цену товара до 480 долл., в результате чего внутреннее производство увеличивается до 15 единиц, потребление падает до 30 единиц, а импорт -- до 15 единиц. Эффект передела составит а, позволив местным производителям под защитой тарифа перераспределить часть доходов за счет потребителей в свою пользу. Прямые экономические потери из-за меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с зарубежным и из-за сокращения внутреннего потребления составят, как и прежде, b+d.

Сегмент доходов (с) распадается на несколько подсегментов. Поскольку после введения тарифа государство импортирует 15 единиц товара, что существенно превышает тарифную квоту, ставки импортной пошлины, которая накладывается на различные части этого импорта, также различны. Первые 5 единиц импорта облагаются тарифом по внутриквотной ставке, доходы от чего в размере 200 долл. (с,=5х$40=$200) идут в правительственный бюджет. Следующие 10 единиц импорта облагаются тарифом по сверхквотной ставке, доходы от чего в размере 800 долл. (с2+ с3= 10 х $80= $800) также направляются в бюджет. Подсегмент с4 (с4= 5 х $80 - 5х $40= $200) представляет собой непредвиденный доход местных компаний, которые, купив 5 единиц товара за 440 долл. в рамках квоты, получают возможность перепродать его по более высокой внутренней цене 480 долл. Однако иностранные поставщики, заметив, что местные покупатели, получившие товар по тарифной квоте, перепродают его по сверхквотной цене, также захотят перехватить этот непредвиденный доход местных импортеров и повысят свою экспортную цену. Если в рассматриваемом примере экспортная цена достигнет 480 долл., весь непредвиденный доход от введения тарифной квоты уйдет за рубеж. Поэтому тарифная квота может использоваться как средство торговой политики только в течение ограниченного промежутка времени.