logo
мэ пиздец

9. Мировой рынок услуг: сущность, особенности, современные тенденции развития, классификация услуг в мировой экономике.

Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда.

Услуга - целесообразная деятельность, результат которой выражается в полезном эффекте, способном удовлетворить ту или иную потребность человека. Понятие «услуга» имеет широкий спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материальной формы в явном виде.

Отличия услуг от товаров в материальной форме в том, что:

1) они невидимы;

2)не поддаются хранению;

3)производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту.

Существует два вида услуг:

1)услуги, которые опосредуются вещественно. Они связаны с потребительскими товарами (материальные);

2)услуги, не связанные с материальными продуктами. Их действие направлено на человека или на условия, в которых он находится, их производство неотделимо от потребления (нематериальные).

Специфической отраслью услуг является международный туризм.

международный рынок услуг - купля-продажа услуг на мировом рынке.

Быстрый рост сферы услуг во второй половине XX в. происходит, прежде всего, потому, что во многих странах мира достигнуты высокая степень зрелости экономики и высокий уровень жизни населения. И как показывает практика развитых стран, по мере усложнения произв-ва и насыщения рынка товарами спрос растет, прежде всего, на услуги.

Выделение из материального производства все новых видов услуг и рост произв-ва традиционных услуг способствует увеличению специализирующихся в этой отрасли компаний и организаций.

Сейчас и в перспективе доминирующее положение в мировой торговле услугами занимали, и будут занимать услуги, связанные в основном с обслуживанием трудовой деятельности, т.е. обусловленные процессом воспроизводства.

Сравнительно низкая доля услуг в международной торговле по сравнению с их огромным значением на внутренних рынках объясняется следующими причинами:

1)многие услуги, в особенности услуги государственных организаций, предоставляются на гос. уровне;

2)активная реализация услуг на международном уровне требует высокого технического уровня в области телекоммуникаций, связи, туризма, политической стабильности на мировой арене;3)торговля услугами пока отстает от торговли товарами в области либерализации и открытости рынков.

Для роста мирового рынка услуг необходимо:

1)расширять связи между отдельными государствами и группами стран;

2)увеличивать число деловых контрактов;

3)улучшать культурный обмен странами и народами, желающими лучше понять друг друга;

4)повышать жизненный уровень народов отдельных стран;

5)совершенствовать транспортную сеть и туристические системы.

ВТО выделяет 12 основных разделов услуг:

1)деловые услуги и услуги для бизнеса 2)услуги связи 3)строительные услуги

4)дестибъюторские услуги 5)транспортные услуги 6)образовательные услуги

7)услуги по защите окружающей среды 8)туристические услуги 9)соц. услуги и услуги по охране здоровья 10)финансовые услуги, включая страхование 11)услуги в области культуры и

10. Регулирование международной торговли товарами и услугами на международном уровне.

За 2 последних десятилетия объем мирового рынка услуг возрос в 7,5 раз и составил 800 млрд. долл. Такой рост связан с наличием определенных факторов, и прежде всего с революционными технологическими изменениями, приведшими к появлению новых видов услуг и расширению спроса на уже имеющиеся; повышением темпов технологических программ в области телекоммуникаций и информации, что также привело к появлению новых видов услуг.

Рост международной торговли услугами поставил вопрос о необходимости регулирования мирового рынка услуг. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в 70—80-е гг., когда регулирование экономики перешагнуло национальные границы и охватило сферу не только международной торговли, но и сферу услуг. В эти годы государство жестко регулировало международный рынок услуг. Проводя политику протекционизма, защищая молодой сектор услуг, оно ввело определенные ограничения, барьеры, различные формы таможенного контроля, контроль за ценами, стандарты и получение лицензий. Кроме того, были приняты ограничения, связанные с прямыми иностранными инвестициями, установлены правила, запрещающие предоставление услуг иностранными фирмами; был регламентирован порядок использования иностранной фирмой рабочей силы и услуг отечественных фирм. Целью данной политики была прежде всего защита интересов потребителя, преодоление отсутствия необходимой информации о мировом рынке услуг, что ограничивало возможности потребительского выбора.

Впоследствии регулирование отошло на второй план не только внутри стран, но и в междунар. масштабе начался период либерализации торговли услугами.

Основная идея либерализации заключалась в возможности использования тех же правил, что и для внешней торговли товарами: не дискриминация, национальный режим, неприменение национальных законов в ущерб иностранного производителя.

В основу международного механизма регулирования услуг были положены следующие принципы:

1). Рыночной конкуренции. Обеспечение равных конкурентных возможностей для всех стран, свободное вхождение в рынок, снятие существенных ограничений и барьеров в виде тарифов, пошлин, налогов, демпинга.

2). Режима наибольшего благоприятствования, позволяющего странам беспрепятственно участвовать в мировом рынке услуг, оказание определенной поддержки со стороны государства субъектам рынка, поощрения экспорта и импорта услуг.

3). Специфического отношения к развивающимся странам, что выражалось в снятии ограничений на предоставление современных услуг, в расширении возможностей этих стран в участии в качестве экспортеров и импортеров на рынках услуг, в оказании помощи.

Действующая в настоящее время система регулирования функционирует на нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие ряда специфических организаций.

Существенную роль играют двусторонние соглашения как отраслевые, так и торгово-экономические, в которых рассматриваются отдельные аспекты торговли услугами и инвестиции в эту сферу.

Не меньшее значение имеет и многостороннее регулирование внутриинтеграционного объединения. В ЕС, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.

Важной формой является регулирование торговли услугами в рамках международных организаций. Подготовкой соглашений по этим вопросам занимаются специальные межправительственные организации, а также международные торгово-экспортные организации широкого профиля.

Регулирование услуг на международном уровне дополняется регулированием внутри страны. Особенно это касается таких услуг, как технологический обмен. Вплоть до конца 70-х гг. рынки технологий характеризовались очень высокой степенью государственного вмешательства. С помощью косвенных мер регулирования (главным образом фискальных и денежно-кредитных) государство поощряло как распространение, так и использование новых технологий.

Составной частью государственной инновационной политики стали и специальные программы распространения технологии. В настоящее время государство вновь начало поощрять рынок рискового капитала, упрощать административные требования к созданию наукоемких компаний.

Еще одним важным рычагом государственного воздействия на рынки технологий является изменение в системах интеллектуальной собственности, т.е. расширение правовой защиты, принятие законов об увеличении срока патентов, удешевление патентов, государственные субсидии экспорта.

11. Основные направления развития внешней торговли РБ.

Придерживаясь единых подходов к развитию отношений со всеми зарубежными партнерами без исключения, Беларусь в то же время, как и любое другое государство, концентрирует свои внешнеполитические усилия на ряде наиболее важных и перспективных векторов. Среди таких приоритетных направлений, прежде всего, – государства-соседи: (Россия, Украина, члены Европейского союза), участники Содружества Независимых Государств, страны мирового Юга.

Республика Беларусь заинтересована в максимальной реализации потенциала стратегического партнерства в отношениях с Российской Федерацией. Обширная двусторонняя повестка дня обусловлена географическими, геополитическими, историческими и иными факторами, взаимной дополняемостью экономик двух государств, тесными кооперационными связями между предприятиями.

 Ключевые внешнеэкономические задачи на российском направлении – наращивание объемов белорусского экспорта, эффективное использование потенциала прямых связей между регионами двух стран, углубление кооперации, расширение белорусской товаропроводящей сети, привлечение инвестиций.

 Приоритетом внешней политики Беларуси на европейском векторе  внешней политики является интенсификация партнерства со странами Евросоюза в сферах взаимного интереса: торговли и инвестиций, транспорта, транзита, трансграничного и регионального сотрудничества, упрощения визового режима, охраны окружающей среды.

Мы поддерживаем процессы развития интеграционного потенциала СНГ, в первую очередь, в экономической сфере, поступательного формирования режима свободной торговли, активизации сотрудничества участников Содружества в области борьбы с организованной преступностью, терроризмом, в военной сфере.

Беларусь намерена укреплять и расширять дальнюю «внешнеполитическую дугу» союзников и партнеров в азиатском, латиноамериканском, ближневосточном и африканском регионах, выводить сотрудничество с ее опорными точками на уровень стратегического партнерства. Основные направления развития отношений – активизация политического и экономического взаимодействия с традиционными партнерами (Аргентина, Бразилия, Венесуэла), налаживание диалога и активный выход и закрепление на рынках государств, имеющих значительный потенциал для взаимовыгодного сотрудничества (Саудовская Аравия, Филиппины, Эквадор, Эфиопия и другие).

Республика Беларусь выступает за развитие конструктивного и равноправного диалога с США,  расширение полноформатного двустороннего сотрудничества по актуальным вопросам глобальной повестки дня (борьба с торговлей людьми, противодействие распространению наркотических и психотропных веществ, противодействие киберпреступлениям и распространению детской порнографии в Интернете, защита ядерных объектов, нераспространение ОМУ), основанного на взаимном учете интересов.