logo
мэ пиздец

30. Состояние, проблемы и перспективы интеграции на пространстве снг

Отношения республик бывшего СССР (за исключением прибалтийских государств) в настоящее время оформлены в рамках Содружества Независимых Государств. Содружество в целом содействует в каждой стране-участнице, осуществлению собственной модели экономических реформ и государственного строительства, развитию взаимных отношений.

Первоначально были подписаны двусторонние соглашения между странами.

В 1995 г. начал формироваться Таможенный союз, куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Союз преследовал цель создания единого таможенного пространства и унификации торговых режимов по отношению к третьим странам, унификации хозяйственного права, согласования валютной и денежно-кредитной политики. Однако реализация договоренностей столкнулась с трудностями как технического, так и экономического характера, поскольку интересы участников в конкретных областях не всегда совпадали. Поэтому результаты оказались меньше ожидавшихся.

С октября 2000 г. Таможенный союз был преобразован в организацию Евро-Азиатского экономического сотрудничества (ЕврАзЭС) Эта организация может стать заметным фактором ускорения интеграционных процессов в СНГ, она демонстрирует очевидный прогресс. ЕврАзАС дополняет экономическую сферу сотрудничеством в гуманитарных областях (науке, образовании, культуре и др.). Предполагается гармонизировать не только экономическую, но и социальную политику. Соглашение имеет рамочный характер, на его базе должны достигаться договоренности в конкретных областях.

Общие интересы в развитии региональных связей привели к созданию Организации Центральноазиатского сотрудничества (ЦАС) между Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией и Туркменией. Его целью является координация политики в области экономики и обороны. используя территориальную и культурную близость, исторически сложившиеся ещё в советские времена связи и разделение труда. С октября с.г. членом ЦАС стала Россия.

Была предпринята попытка сближения между Украиной, Грузией, Азербайджаном и Молдавией в рамках неформального объединения ГУУАМ. В его основе лежат, в частности, интересы в создании транспортного коридора на юге бывшего СССР. Проблема поставок на внешние рынки нефти и газа из Азербайджана, Туркмении и Казахстана превратилась в одну из ключевых для экономического развития стран ГУУАМ. Пока заметное сближение между указанными государствами не просматривается.

2 апреля 1996 г. был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, преобразованный в мае 1997 г. в договор о союзе двух стран. Однако ни четырехстороннее соглашение, ни двусторонний союз России и Беларуси не привели пока к видимому успеху. Если в начале статистика отметила рост взаимной торговли стран - участниц четырехстороннего соглашения более чем на 20%, то через пару лет был отмечен спад взаимного товарообмена, который проявился в качестве устойчивой тенденции. При подготовке пакета документов о его создании были обозначены этапы и конечная цель: Таможенный союз и Единое экономическое пространство. В результате если еще на первоначальном этапе работы над созданием Таможенного союза унифицированы ставки таможенного тарифа практически на 100%, то в последние годы уровень унификации составляет 56-60%.

Главная причина снижения уровня унификации в том, что все решения по изменению ставок таможенного тарифа принимаются национальными органами стран-участниц, а не единым наднациональным органом.

Тем не менее, ЕврАзЭС - перспективная региональная организация, построенная с учетом основных принципов Евросоюза, которая имеет четкие экономические цели и действенную структуру. Сегодня реализуются многосторонние проекты, прежде всего в ключевых секторах экономики - энергетике и транспорте.

В экономической сфере взаимодействия не оправдались многие надежды, которые связывались с появлением нового интеграционного образования, что сказалось на других направлениях многостороннего и двустороннего сотрудничества. Не выполняются основные условия Договора об Экономическом союзе стран Содружества, предусматривающего создание общего экономического пространства, равных возможностей и гарантий для хозяйствующих субъектов стран-участниц, обеспечение свободного перемещения товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Вместо Общего рынка, открытых границ и единого таможенного пространства на пути свободной торговли воздвигнуты барьеры.