logo
мэ пиздец

20. Международная конкурентоспособность фирм и конкурентные преимущества

На сегодняшний день не существует общепризнанного понятия конкурентоспособности. В экономической литературе понятие конкурентоспособности имеет различные интерпретации, по-разному анализируется, в частности в зависимости от того, к какому экономическому объекту оно применяется. Объектом же может выступать как национальная экономика в целом, так и та или иная отрасль, предприятие или фирма. Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию на данном рынке.

Под конкурентоспособностью предприятия (фирмы) понимают возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Эта реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия средств. Производство и реализация конкурентоспособных товаров и услуг - обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциалы. Иначе говоря, показатель конкурентоспособности предприятия - это зеркало, в котором отражаются итоги работы практически всех его служб и подразделений, а также его реакция на изменения внешних факторов воздействия. При этом, особенно важна способность предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей, их вкусов и предпочтений.

Поскольку конкуренция фирм на рынке принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции фирмой изготовившей и продающей ее на мировом рынке.

На уровень конкурентоспособности фирмы важнейшее воздействие оказывают научно-технический уровень и степень совершенства технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных средств автоматизации производства.

В зависимости от дохода потребителей конкурентоспособность формируется по конкретным видам объектов: среднего качества – для потребителей с низким доходом (капиталом), высокого качества – для массового потребителя со средним доходом, очень высокого (престижного) качества – для потребителей с высоким доходом. Исключения составляют только нормативные акты (законы, указы, постановления, стандарты) – они должны быть только очень высокого качества.

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность является главным фактором успеха.

Конкурентоспособность анализируемого объекта желательно измерять количественного, что позволит управлять ее уровнем. Для измерения конкурентоспособности анализируемого объекта необходима качественная информация, характеризующая полезный эффект данного объекта и объектов – конкурентов за нормативный срок службы и совокупные затраты за жизненный цикл объектов.

Конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами:

· Качество продукции и услуг;

· Наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;

· Уровень квалификации персонала и менеджмента;

· Технологический уровень производства;

· Налоговая среда, в которой действует предприятие;

· Доступность источников финансирования.

В основе любой стратегии лежат конкурентные преимущества.

Конкурентное преимущество – это положение фирмы на рынке, позволяющее ей преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей. Конкурентные преимущества создаются уникальными осязаемыми и неосязаемыми активами, которыми владеет предприятие, теми стратегически важными для данного бизнеса сферами деятельности, которые позволяют побеждать в конкурентной борьбе. Основой конкурентных преимуществ, таким образом, являются уникальные активы предприятия либо особая компетентность в сферах деятельности, важных для данного бизнеса. Конкурентные преимущества, как правило, реализуются на уровне стратегических единиц бизнеса и составляют основу деловой (конкурентной) стратегии предприятия. Конкурентные преимущества позволяют предприятию иметь рентабельность выше средней для фирм данной отрасли или данного рыночного сегмента и завоевывать прочные позиции на рынке.

В историческом аспекте теория конкурентных преимуществ пришла на смену теории сравнительных преимуществ. Сравнительные преимущества, лежащие в основе конкурентоспособности страны или фирмы, определяются наличием и использованием находящихся в изобилии факторов производства, таких, как трудовые и сырьевые ресурсы, капитал, инфраструктура и т. д.

Конкурентные преимущества могут иметь разнообразные формы в зависимости от специфики отрасли, товара и рынка. При определении конкурентных преимуществ важно ориентироваться на запросы потребителей и убедиться в том, что эти преимущества воспринимаются ими как таковые. Иначе может оказаться, например, что предприятие считает себя известным на местном рынке и не тратит средств на рекламу, а потребители не имеют информации об этом предприятии. Такая ситуация характерна для многих российских предприятий. Фирма должна иметь несколько (четыре – пять) конкурентных преимуществ, которые необходимо защищать. Средствами защиты конкурентных преимуществ могут быть:

- монополия (на российском рынке это, например, монополия в сфере коммунальных услуг);

- патенты, ноу – хау (например, рецепты приготовления напитков), секретность;

- доступ к источникам сырья или коммуникациями (газовая отрасль в России) и т д.

Существует множество направлений достижения конкурентных преимуществ, или деловых стратегий, но наиболее общими являются:

- лидерство в издержках (себестоимости продукции);

- дифференциация продукции;

- фокусирование (концентрация);

- ранний выход на рынок (стратегия первопроходца);

Конкурентные преимущества не являются вечными, они завоевываются и удерживаются только при постоянном совершенствовании всех сфер деятельности, что трудоемким и дорогостоящим процессом. Возможности сохранения конкурентных преимуществ зависят от ряда факторов.

1. Источники конкурентных преимуществ. При этом конкурентные преимущества подразделяются на два вида:

· Преимущества высокого ранга (связанные с наличием у предприятия высокой репутации, квалифицированного персонала, патентов, ведением долговременных НИОКР, развитым маркетингом, основанном на использовании современных технологий, современным менеджментом, долговременными связями с покупателями и т. д.) дольше сохраняются и позволяют достигать более высокой прибыльности;

· Преимущества низкого ранга (связанные с наличием дешевой рабочей силы, доступностью источников сырья и т. д.) не столь устойчивы, так как могут быть скопированы конкурентами.

2. Очевидность источников конкурентных преимуществ. При наличии явных источников преимуществ (дешевое сырье, определенная технология, зависимость от конкретного поставщика) возрастает вероятность того, что конкуренты постараются лишить фирму этих преимуществ.

3. Инновации. Для удержания лидирующего положения сроки внедрения инноваций должны по крайней мере равняться срокам их возможного повторения конкурентами или превосходить их. Инновационный процесс позволяет компаниям переходить к реализации конкурентных преимуществ более высокого ранга и увеличивать число их источников.

4. Отказ от имеющегося конкурентного преимущества для приобретения нового. Отказ от конкурентного преимущества важен для реализации стратегии, так как создает барьеры для имитаторов. М. Портер приводит пример фирмы, впускающей лечебное мыло, которое она распространяет через аптеки. Фирма отказалась от сбыта через магазины и супермаркеты, отказалась от введения в мыло дезодорирующих добавок, тем самым создала барьеры для имитаторов. По мнению М. Портера, введение понятия «отказ от конкурентного преимущества» добавляет новое измерение к определению стратегии. Суть стратегии состоит в том, что не надо делать в мотивированном отказе от преимущества в конкурентной борьбе.

21. ??? конспект

22. М Портер (распечатка)

23. машин реферат

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РБ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ.

Конкурентоспособность - способность товара или услуги выдержать сравнение с аналогичными товарами и услугами других производителей при сохранении среднерыночной цены.

Существует 2 крупных организации, которые проводят общемировой анализ конкурентоспо­собности стран. Это IMD(Международный институт менеджмента и развития)и Всемирный экономический форум (WorldEconomicForum). Каж­дая из этих организаций ежегодно издает отчет (WorldCompetitivenessYearbookи GlobalCompetitivenessReportсоответственно), посвященный мировым тенденциям в конкурентоспо­собности. Они предоставляют необходимые данные для анализа общемировых тенденций и бенчмаркинга. В обоих отчетах применяется в целом схожая методология оценки конкурен­тоспособность государства, которая рассматривается как сумма широкого спектра факторов, определяющих успешность страны на мировом уровне, гарантирующих высокий уровень жизни.

АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Для Беларуси анализ конкурентоспособности в рамках международных исследований IMD или Всемирного экономического форума проводился лишь однажды в 1993 г. Это было ис­следование, посвященное странам с переходной экономикой (см. IMD, WEF (1993)). В даль­нейшем Беларусь не была включена ни в один из международных обзоров, но сама проблема конкурентоспособности широко обсуждается в стране и упоминается в программах социаль­но-экономического развития.

Период между двумя кризисами - российским кризисом 1998 г. и глобальным эконо­мическим кризисом 2008-2009 гг. - для экономики Беларуси знаменуется быстрым экономи­ческим ростом. При этом данное десятилетии можно разбить на два периода: до 2003 г. и по­сле него. Для первого периода характерен более сдержанный экономический рост, обуслов­ленный, в первую очередь, восстановлением спроса на российском рынке. Во втором перио­де основными факторами роста стали низкие цены на энергоресурсы, импортируемые из России, а также рост цен на нефть на мировых рынках. Соответст­венно, главным вызовом для роста стало ухудшений условий в торговле газом и нефтью с Россией в начале 2007 г. Однако двукратное увеличение цен на газ и введение Россией экс­портной пошлины на нефть при торговле с Беларусью не сказалось значительно на темпах экономического роста по причине стремительного увеличения цен на нефть. Они с одной стороны нивелировали рост цен на газ относительно европейских цен, а с другой создали крайне благоприятные условия для нефтеперерабатывающего производства. В итоге за 2003­2008 гг. средний темп роста реального ВВП Беларуси составил 9.4%, а в целом за десятиле­тие - 7.6%.

Заработная плата в экономике за анализируемый период выросла с 63 долларов США в среднем за 1998 г. до 413.4 доллара США в 2008 г. При этом темпы роста заработной платы превышали темпы роста производительности труда, что привело к снижению конку­рентоспособности белорусских товаров за счет роста в их себестоимости расходов на оплату труда.

Проблемы на валютном рынке подчеркивают, что в последние годы основной макро­экономической проблемой Беларуси был внешнеторговый дефицит. Обусловленный им де­фицит текущего счета начал особенно быстро расти с 2006 г. На его объем значительно по­влияли изменения условий торговли энергоресурсами в 2007 г. и глобальный экономический кризис 2008 г., но эти внешние факторы не являются исходными причинами роста дефицита, а лишь его катализаторами. Дефицит текущего счета в Беларуси носит структурный характер и связан с выбранной моделью экономического развития. Меры экономической политики, такие как девальвация, снижение государственных расходов, снижение инвестиционной ак­тивности даже в случае их совместного применения не решают проблему дефицита текущего счета. Положение может выражать только чрезмерная большая девальвация или другие радикальные меры, которые приведут к резкому ухудшению соци­ального положения населения, макроэкономической нестабильности и подорвут основы эко­номического срост а стране на долгий период времени.

НЕДОСТАТКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РБ

Основные механизмы достижения поставленных целей в совершенствовании налоговой системы:

• упрощение механизма взимания и сокращения общего количества обязательных платежей;

• снижение налоговой нагрузки за счет отмены оборотных налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров и услуг (39%- ставка);

• расширение налоговой базы каждого из основных применяемых налогов и сборов за счет уменьшения ненужных налоговых льгот и расширения состава плательщиков.

В следующем году власти Беларуси планируют снизить налоговую нагрузку на население. В частности, речь идет о снижении ставки налога на прибыль с 24% до 18%.)

Преимущества конкурентоспособности РБ:

На их развитие и максимальное использование которых предлагается сделать ставку. Среди них:

высокое качество человеческого капитала;

низкая цена рабочей силы;

развитый научно-технический потенциал;

выгодное экономико-географическое положение; наличие конкурентоспособных производств (тракторы, холодильники, телевизоры),

магистральных нефте- и газопроводов на территории страны,

больших запасов возобновляемых лесных ресурсов и пресной воды, калийных солей и др.