3. Классификация стран в мировой экономике
Стандартная классификация стран в мировой экономике
По методике ООН все страны делятся на 3 группы:
1. Развитые страны с рыночной экономикой (24 страны). Сюда входит "Большая семерка" - Великобритания, Германия, Франция, Япония, Италия, США, Канада.
2. Развивающиеся страны (более 100 стран). К ним относятся страны ОПЕК (экспортеры нефти).
3. Страны с переходной экономикой (постсоциалистические).
Международные организации разделяют все страны мира на три группы:
1. развитые страны с рыночной экономикой.
К развитым странам относят почти все страны Западной Европы, США, Канаду, Японию, Израиль, ЮАР, Австралию и Новую Зеландию. Все эти страны имеют высокий уровень экономического и социального развития.
Постиндустриальное общество, т.е. большая часть ВВП от 60 до 75 и > % производится в сфере услуг. Характерные черты: развитое демократическое государство с тремя самостоятельными ветвям власти (законодательная, исполнительная, судебная). Большая часть промышленного производства – это готовая продукция, наукоемкость и высокотехнологичность.
2. страны с переходной экономикой или с формирующимся рынком
Страны с переходной эк-кой включают гос-ва Восточной Европы, Россию, Албанию, Китай, Вьетнам, бывшие субъекты СССР, Вьетнам, Монголию.
Осуществляют структурную перестройку экономического механизма, т.е. переход от социалистической системы к капиталистической системе хозяйствования.
3. развивающиеся страны.
К развивающимся странам относят большинство стран Азии, Африки, Океании, Латинскую Америку, Мальту и бывшую Югославию. Общий уровень ВВП развивающихся стран составляет менее четверти от ВВП развитых стран.
Характерные черты: большая часть ВВП этих стран производится в с/х и промышленности (добывающей). Доля сфер услуг от 20-40% в зависимости от государства. Четкая сырьевая направленность в экономики. Являются поставщиками с/х сырья и продовольствия, и минеральных ресурсов более. Традиционный тип воспроизводства населения, т.е. традиционные решения поощряет многодетные семьи, а медицина развита слабо, поэтому высокая рождаемость и высокая смертность. Слабая социальная ориентация экономики. Среди развивающихся стран 5 основных групп:
а) развивающиеся страны с относительно высоким уровнем экономического развития и высокими темпами роста ВВП – это новые индустриальные страны.
б) развивающиеся страны со средним уровнем развития;
в) страны экспортеры нефти ОПЕК. ВВП на душу населения превосходит показатели НИС, но очень традиционное общество поэтому к разряду развитым демократическим обществам относить нельзя;
г) страны с большими территориями и с большими населениями (Индия, Китай).
д) слабо развитые страны – государства Африки, хоз-во племенного типа.
К настоящему времени сложилось несколько подходов:
1) Формационная концепция (начало положил Карл Маркс): ее сторонники разделяют все страны на систему капитализма и систему социализма.
2) Концепция «трех миров»: мир капиталистического хозяйства, мир социалистического хозяйства и «третий мир» - развивающиеся страны.
3) Концепция «Центр и периферия» получила широкое распространение в последнее время: центр – наиболее развитые индустриальные страны, периферия – все остальные страны.
Близок к ней подход, делящий мир на промышленно развитые страны (около 30 стран), развивающиеся (почти все остальные) и страны с переходной экономикой (некоторые бывшие социалистические страны). В этом случае принципом систематизации стран явл. социально-экономический, т.е. учитываются не только экономич. показатели развития стран, но и социальные.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) определил следующие критерии данной классификации:
ВНП на душу населения:
-страны с низкими доходами
-Страны с доходами ниже среднего
-страны с доходами выше среднего
-страны с высокими доходами
Грамотность населения:
-индустриально развитые страны
-развивающиеся страны
-новые индустриальные страны
-страны с переходной экономикой
Средняя продолжительность жизни:
-индустриально развитые страны
-развивающиеся страны
МВФ делит все страны мира на 2 группы:
1)развитые страны
2)страны с формирующимися рынками и развивающиеся страны
Классификация стран в мировой экономике по уровню доходов и степени открытости мировому рынку
Наиболее известной и важной в практических целях является классификация стран по уровню экономического развития. Критерием данной классификации является показатель ВНД на душу населения в год. В соответствии с данным показателем все страны разделяются на группы: 1. Низкий уровень дохода
2. Доход ниже среднего
3. Доход выше среднего
4. Высокий уровень дохода
Данная классификация имеет важное практическое значение.
Отнесение страны к той или иной группе открывает или закрывает ей доступ к льготам и финансовой помощи.
Показатель ВВП (ВНД) на душу населения как критерий уровня экономического развития страны не является достаточным критерием оценки.
Он не учитывает продукцию натурального хозяйства, распределение доходов, качество жизни населения. Поэтому длительное время предпринимаются попытки выработать более совершенные критерии оценки уровня экономического развития страны.
Степень открытости мировому рынку обычно измеряется долей экспорта в ВНП. Мировой банк выделяет 5 групп стран:
страны с относительно закрытой экономикой с долей экспорта в ВВП менее 10%. В эту группу входят 10 стран. (Бразилия, Судан, Гаити);
страны с относительно открытой экономикой с долей экспорта в ВВП более 35% (около 70 стран). К ним относятся Панама, Гайана, Тунис, Саудовская Аравия, Норвегия, Беларусь.
10-19% (27стран); США, Мексика, Колумбия Индия, Нигер20-24% (24 страны). В том числе Украина, Франция, Италия, Греция, Германия, Турция;
25-34% (32 страны). В том числе Россия, Канада, Танзания и др.
4. МРТ: сущность и факторы развития, виды формы и показатели
Международное разделение труда - специализация производства отдельных стран на определённых видах продукции, которыми они обмениваются.
Международное разделение труда осуществляется в целях повышения эффективности производства, служит средством экономии затрат общественного труда, выступает средством рационализации общественных производительных сил.
Существует совокупность факторов, которая объективно способствует международному разделению труда:
1) различия в распределении природных богатств - основная причина МТР;
2) различия в почвенно-климатических условиях;
3) географическое положение страны;
4) различия в размерах трудовых ресурсов;
5) исторические традиции производства.
Теперь главных фактором МТР является научно-технический прогресс: совершенные машины, оборудование, приборы, развитие науки.
Факторы, влияющие на участие в МРТ:
- Естественные: наличие опред. ресурсов, размеры географ.расположения, климатические условия, структура и размер населения, плотность населения.
- Внутриэкономические факторы: состояние национал.экономики, структура национал. экономики, уровень развития промышленности и с/х., тип экономики.
- Внешнеэкономические факторы: положение страны на мировом рынке, масштабы внешнеэкономических связей и их направленность.
- Международные факторы: состояние и ур. развития межд. экономики, глобальные проблемы и их обострение, состояние межгосударственных отношений, политической ситуации в мире, степень развития рыночной инфраструктуры.
Показатели и виды МРТ
Исторически и логически выделяют три вида МРТ:
1.Общее МРТ - разделение труда между крупными сферами материального и нематериального производства (промышленность, транспорт, связь и т.п.). (Т.е. отраслевая специализация). С общим МРТ связано деление стран на индустриальные, сырьевые, аграрные.
2. Частное МРТ - разделение труда внутри крупных сфер по отраслям и подотраслям, например тяжелая и легкая промышленность, скотоводство и земледелие, и т.п. (т.е. производство на экспорт определенных видов готовой продукции и услуг). Оно связано с предметной специализацией.
3. Единичное МРТ - разделение труда внутри одного предприятия, при этом предприятие трактуется широко, как цикл создания законченного товара.
Единичное и частное МРТ в значительной степени осуществляются в рамках единых корпораций (транснациональных корпораций), которые действуют одновременно в разных странах.
Междунар. разделение труда проявляется в двух формах междунар. специализации произв-ва и международном кооперировании.
Междунар. специализация произв-ва (МСП) - это основанный на междунар. специализации произв-ва устойчивый обмен между странами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эфф-тью. МСП и МКП тесно между собой связаны. Они взаимно обуславливают существование друг друга. Без специализации не может быть кооперирования. В то же время, если нет потребности в получении каких-либо товаров из-за границы в рамках кооперации, то специализации производства не будет иметь международного характера.
Международное разделение труда обусловлено различиями в географическом положении государств, ресурсами, которыми располагает каждая страна, ее научно-техническим уровнем развития, состоянием экологии, особенностями исторического развития и целесообразностью налаживания производства определенного вида продукции.
Коэффициент для измерения МРТ (по мнению российских экспертов):
Удельный вес экспорта в общем объеме произведенной продукции
Удельный вес отрасли в общей стоимости экспорта
Темпы роста отраслей экспортной специализации по сравнению с темпами роста всей промышленности страны.
Формы МРТ
МРТ проявляется в двух формах: международной специализации производства (МСП) и международном кооперировании (МК).
Международная специализация производства - это основанный на международной специализации производства устойчивый обмен между странами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью.
МСП бывает территориальная и производственная. Первая – специализация определенных регионов, стран по производству какой-либо продукции на основе положения, климата страны. Производственная подразумевает внутриотраслевую (производство продукции в одной отрасли, производство деталей, производство оборудования) и межотраслевую (выпуск товаров, поставка сырья, производство высокотехничной продукции).
Основанная на МРТ международная кооперация труда означает устойчивый обмен между странами продуктами своей деятельности. Она является оборотной стороной МРТ
Международная кооперация – это объединение хозяйственных усилий стран-партнеров с целью выпуска конечной готовой продукции на одном из головных предприятий
Международное кооперирование производства - процесс установления и развития производственных связей между фирмами разных стран.
По видам деятельности: экономическое, научно-техническое, кооперирование в области строит-ва, в сфере торговли и сбыта.
По стадиям производства: пред производственное, производственное, коммерческое.
По использованным методам: выполнение совместных программ, договорная специализация, создание совместных предприятий.
По структуре связей: внутри-, межфирменное, меж-, внутриотраслевое.
По территор. Охвату: региональное, всемирное.
По числу объектов: одно-, многопредметное.
По числу субъектов: двух-, многостороннее.
МС производства и МК производства тесно между собой связаны. Они взаимно обуславливают существование друг друга. Без специализации не может быть кооперирования. В то же время, если нет потребности в получении каких-либо товаров из-за границы в рамках кооперации, то специализации производства не будет иметь международного характера.
В основе кооперации лежит специализация производства. Именно она, обособляя производителей, заставляет их снова и снова общаться друг с другом, согласовывать объемы производства и реализации, обеспечивая тем самым встречное движение товарной продукции.
5. современные тенденции развития МРТ
Сложившееся сегодня МРТ и на его основе мировое хозяйство представляет собой сложную и противоречивую систему.
Тенденция к глобализации мировой экономической жизни проявляется во все более свободном перемещении в мировом экономическом пространстве товаров и всех факторов производства. Они становятся все более доступными всем и по более низкой цене.
Тенденция к регионализации выражается прежде всего в создании региональных торговых блоков (ЕС, НАФТА, АСЕАН)
Характерной чертой современного мирового хозяйства стала интернационализация хозяйственной жизни, под которой понимается сближение национальных экономик, проявляющееся в росте производственной взаимозависимости, международного товарооборота, движения капиталов и рабочей силы. В ее основе лежит углубление международной специализации и интернационализация производства и образование транснациональных корпораций .
Для современного этапа процесса глобализации характерно постепенное вовлечение все большего числа стран в процесс интернационализации хозяйственной жизни, внедрение единых международных стандартов, использование одинаковых критериев в макроэкономической политике, а также унификация требований к налоговой политике, политике в области занятости и т.д.
В современных условиях интернационализация произв-ва усиливается под влиянием различных факторов, прежде всего НТР.
Отражением интернационализации производства в сфере экономических отношений является также интернационализация капитала, которая представляет собой процесс переплетения и объединения национальных капиталов, проявляющихся как в создании отдельными компаниями хозяйственных объектов в других государствах, так и в развитии международных форм связей и контактов между капиталами разных стран. Интернационализация капитала ведет к появлению нового явления в мировой экономике – транснационализации и ТНК. Появление и развитие ТНК усиливает процессы специализации и кооперирования между предприятиями разных стран.
6. Теория абсолютных преимуществ А.Смита
Данная теория ориентир. на доказательстве того, что протенциониские действия гос-ва во внешней торговле ведут к ее ограничению. Согласно этой теории экспортируют обычно товары, которые на мир.рынке оцениваются выше, чем у себя в стране (поскольку там он явл. дефицитом). В связи с этим доход, который приносит экспорт тов-в оказывается более высоким по сравнению с реализацией его на внутреннем рынке. В условиях закрытой экономики, в отсутствии внешней торговли для аналогичного прироста дохода пришлось бы задействовать дополнит. ресурсы. При отсутствии дополнит. ресурсов прирост дохода становится невозможным. А.Смит обосновал направление эфф-ных экспортных позиций. Правила поиска эфф-ных экспортных позиций заключ.в след.:1)экспортир.след.тов., по котор. страна добилась абсолютного преимущества. 2)абсолютное преимущество достигается тогда, когда нац. товар имеет более низкие издержки, по сравнению с теми, которые затрачивают др. страны на произ-во такого же товара. А.Смит исследовал абсолютные преимущества и выделил естественные и приобретенные.
Естественные обусловлены климатическими и генными природными условиями.
Приобретенные определяются уровнем специализации произв-ва.
А.Смит сделал след.выводы о взаимных выгодах участников междунар. торговли: 1)междунар.специализация ведет к росту общего кол-ва выпускаемых тов-в у всех участников мир. торговли. 2)мир.торговля позволяет приобрести товар в большем объеме, ассортименте и по более низким ценам.
Теория сравнительных преимуществ Д.Рикардо.
Данная теория показала, что торговля может обогатить страну даже в том случае, если она не располагает абсолютными преимуществами. Выбор экспортного товара должен определяться по критерию его сравнительного или относительного преимуществ, тогда экспортная отрасль обладает более высокой производительностью, по сравнению с остальными отраслями. Увеличение удельного веса такого произв-ва и сокращение долей остальных позволяет стране увеличить свой нац. доход.
Рекардо сделал след.вывод о выборе экспортного и импортного направления страны в условиях максимиз. выгод от внешней торговли. Экспортированный товар обладает сравнительными преимуществами по отношению к др. товарам внутреннего рынка, а импортированный тот товар, который таких преимуществ не достиг. Экспортный товар может стать импортом для др. страны, в том случае, если его сравнительные нац. издержки будут ниже, чем сравнительные издержки того же товара в др. стране.
На основе теории сравнительных преимуществ был выделен закон интернациональной стоимости. Этот закон показал диапазон изменения мировой цены товара. Согласно этому закону: более низкие относительные цены товара будут выталкивать его из страны и он станет объектом внешнеэкономич. экспансии, а товар с относительно высокими ценами будет уступать место для импорта. Мир.цена устанавливается в пределах м\у относительными ценами существовавшими в странах до начала торговли.
Теория Хекшера - Олина.
Данная теория была разработана двумя шведскими экон-ми. Они включили в модель Риккардо помимо труда еще капитал. И тем самым построили двухфакторную модель развития внешней торговли. Построение данной модели внешней торговли опиралась на сравнение относительных цен ресурсов. Согласно этой модели относит.цены ресурсов зависят от их редкости и насыщенности. Редкий ресурс явл. более дорогим, а насыщенный относительно дешевым. В этой модели были выделены след. критерии выбора, направленные внешней торговлей привязан. к харак-ке располаг. ресурсов:
1)экспортироваться должен товар, который содержи насыщенный ресурс, а импортироваться тот, произв-во которого использ. более редкий ресурс.
2)специализация внутри страны должна строиться на использ. более дешевых ресурсов. Если дешевыс явл. капитал, то следует ориентироваться на капиталоемкую продукцию. При более дешевом труде на трудоемкую.
Парадокс Леонтьева.
В 1945г. Василий Леонтьев на основе межотраслевого баланса предполагал подтвердить теорию Хекшера – Олина.
Согласно данной теории, США обладающие избытком капиталов должны были экспортировать капиталоемкие товары, а импортировать трудоемкие. Исследования показали, что импорт США был на 30% более капиталоемок, чем экспорт, т.е. капиталонасыщенные США экспортировали трудоемкую продукцию, а импортировали капиталоемкую. Такое явление получило название Парадокс Леонтьева.
Исследовав более подробно это явление Леонтьев пришел к выводу, что научно-технич. прогресс ведет не только к насыщению, но и к росту квалифик.раб.силы. Он разбил фактор труда на 2 блока: квалифицированный труд и неквалифицированный труд. Продукт квалифицированной раб.силы по закону дедукции труда обменивается на больший продукт менее квалифицированного труда и внешняя торговля в таком случае дает больший эффект.
Загадка Парадокса Леонтьева подтолкнула к необходимости разделить факторы произв-ва и учесть воздействие каждого подвида на направление и интенсивность экспортных и импортных потоков.
В факторе капитал было выделено 3 компонента: человеческий, физический и капитал знаний.
Произв-ные факторы были разделены на базисные и развитые. Базисные фаторы привязывались к природным ресурсам, климатич. условиям, географич.положению страны. Развитые факторы явл. продуктом экономич. развития.
7.
8. Международная торговля: сущность, субъекты и объекты, факторы развития.
Международная торговля – это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.
Внешняя торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-оформленными национальными хозяйствами. Международная торговля связывает национальные экономики в единую систему мир.рынка.
В процессе международной торговли возникает два направления товаропотоков – экспорт и импорт.
Характеристики внешней и международной торговли:
1)стоимостной и физический объем (товарооборот).
2)товарная структура, представляющая собой соотношение товарных групп в мировом экспорте.
3)географическая структура представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами.
Субъектами международной торговли выступает все государства мира, которые в зависимости от уровня их экономического развития подразделяются на группы:
-страны с развитой рыночной экономикой
-развивающиеся страны
-страны с переходной экономикой
Таким образом, субъектами международной торговли выступают:
страны мира;
ТНК и МНК;
региональные интеграционные группировки.
В качестве объектов международной торговли выделяют продукты труда человека – товары и услуги.
Товар – это предмет труда человека, удовлетворяющий общественную потребность, произведенный для обмена и принимающий видимую и осязаемую форму.
Услуга – это предмет труда человека, также направленный на удовлетворение общественной потребности, произведенный для обмена, но принимающий форму невидимого, неосязаемого продукта.
На современном этапе международная торговля является наиболее развитой формой международных экономических отношений. Необходимость ее обусловлена следующими факторами:
– образованием мирового рынка;
– неравномерностью развития отдельных отраслей в разных странах, в результате чего избыток продукции вывозится за границу;
– ограниченностью размеров внутреннего рынка отдельно взятой страны.
Следовательно, заинтересованность отдельных стран в расширении своих международных связей объясняется потребностями сбыта продукции на внешних рынках, необходимостью получения определенных товаров извне, а также стремлением извлечь более высокую прибыль в связи с использованием дешевой рабочей силы и сырья развивающихся стран.
Особенность развития международной торговли после Второй мировой войны заключается в стремительном росте ее объемов. Этому способствовали такие факторы:
– научно-техническая революция, которая стимулировала обновление и расширение основного производственного капитала;
– усиление государственного регулирования экономики с целью интенсификации процессов накопления капитала и предотвращения экономических кризисов;
– возрастание экономической мощи отдельных промышленных предприятий и крупных транснациональных компаний;
– экономическая интеграция в рамках отдельных групп стран.
- 2. Особенности развития мирового хозяйства на современном этапе
- 3. Классификация стран в мировой экономике
- 9. Мировой рынок услуг: сущность, особенности, современные тенденции развития, классификация услуг в мировой экономике.
- 12. Сущность и причины международного движения капитала
- 13. Экономические последствия мдк
- 14. Классификация иностранных инвестиций
- 15. Модели ппи (конспект)
- 16. Современные тенденции в развитии процессов международного прямого инвестирования
- 17. Регулирование процессов иностранного инвестирования на международном уровне
- 18. Особенности процесса привлечения прямых и портфельных иностранных инвестиций в экономику рб.
- 19. Конкуренции: сущность, формы, методы
- 20. Международная конкурентоспособность фирм и конкурентные преимущества
- Пути повышения конкурнтоспособности рб:
- 26. Этапы экономической интеграции
- 30. Состояние, проблемы и перспективы интеграции на пространстве снг
- 31. Участие рб в региональных экономических организациях
- 32. Влияние внешней торговли на национальный доход страны
- 33. Мультипликатор внешней торговли
- 35. Выигрыш от мт для стран-участниц
- 36. Торговля между малой и большой страной как частный случай стандартной модели мт
- 38. Политика свободной торговли и протекционизм
- 39. Таможенные тарифы и пошлины
- 42. Оптимальный тариф и квота
- 43. Нетарифные методы регулирования
- 2. Основные элементы мвс
- 45. Эволюция мировой валютной системы
- 47. Валютный курс: понятие, виды, факторы, его определяющие
- 48. Режимы валютных курсов
- 49. Теории валютных курсов: теория общего равновесия
- 51. Влияние изменения процентных ставок на валютный курс
- 53.Платежный баланс
- 55. Факторы, определяющие пб
- 56. Стабилизационная политика, ее цели и инструменты