Пути повышения конкурнтоспособности рб:
Повышение международной конкурентоспособности белорусских товаропроизводителей может быть обеспечено за счет:
совершенствования механизма стимулирования эффективного использования предприятиями прироста валютной выручки на закупку новых технологий и «ноу-хау» из высокоразвитых стран;
привлечения инвестиций для модернизации технологий и снижения энергоемкости и материалоемкости производства;
развития экспорта национального капитала и корпоративных связей с ведущими мировыми фирмами и участия в реализации транснациональных проектов;
развития конкурентоспособной транспортной системы на международном рынке транспортно-экспедиционных услуг;
упрощения процедур во внешней торговле в соответствии с принципами международных организаций, в том числе порядка таможенного оформления грузов на пограничных пропускных пунктах и электронного обмена данными;
улучшения качества управления предприятиями, в том числе путем поиска эффективного собственника;
обеспечения соответствия белорусской экспортной продукции международным стандартам путем создания на предприятиях систем управления качеством на базе международных стандартов;
развития систем сертификации и качества экспортной продукции, признанных в мире, установления требований к ее потребительским и экологическим характеристикам, а также безопасности применения; разработки государственных стандартов в области экологической сертификации продукции и производств на базе международных стандартов;
создания дополнительных условий для стимулирования производства экспортной продукции с использованием опережающих технических идей и решений, наукоемких, энерго- и ресурсосберегающих технологий, в том числе в рамках льготного кредитования проектов за счет средств Фонда поддержки экспорта, Инновационного фонда и др.; проведения научно-технической политики и разработки инновационных механизмов с целью повышения технологического уровня, наукоемкости и эффективности производств на предприятиях;
обеспечения правовой защиты технических решений и патентной чистоты объектов экспортных поставок на основе осуществления патентования отечественных разработок.
24. Экономическая интеграция: сущность, основные этапы.
Основным направлением развития мировой экономики является эффект экономической интеграции.
Экономическая интеграция представляет собой процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающих форму межгосударственных соглашений.
ЭИ – это комплекс форм сотрудничества стран в различных сферах деятельности, для которого характерно глубокое взаимопроникновение стран-партнеров и долгосрочная техническая, технологическая и экономическая взаимозависимость.
Объектами ЭИ являются товары и услуги, трудовые и денежные ресурсы.
Субъектами ЭИ являются экономически обособленные стороны, которые осуществляют международное производственное и научно-техническое сотрудничество и обмен.
ЭИ выражается:
1. в сотрудничестве между национальными хозяйствами разных стран.
2. в ликвидации барьеров движения товаров, услуг, рабочей силы между странами.
3. в сближении рынков каждой из отдельных стран с целью образования единого общего рынка.
4. в стирании той или иной формы дискриминации иностранных партнеров.
Выделяют следующие формы ЭИ:
1. Зона свободной торговли. В рамках зоны отменяются торговые ограничения, снижаются или отменяются таможенные пошлины.
2. Таможенный союз. Характерно установление единого таможенного тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.
3. Общий рынок. Характерно свободное перемещение товаров, услуг, рабочей силы.
4. Экономический валютный союз. Форма , при которой общий рынок наполняется соглашениями о поведении общей экономики и валютной политики.
5. Политический союз. Предполагает создание единого государства.
Цели и предпосылки региональной экономической интеграции.
Развитие международной экономической интеграции предполагает наличие определенных предпосылок:
1) примерно одинаковый уровень экономического развития и зрелости рыночной экономики, который должен быть достигнут интегрирующимися странами.
2) географическая близость интегрирующихся стран, наличие общей границы и исторически сложившихся экономических отношений. Обычно объединяются страны, находящиеся на одном континенте, поскольку легче решать транспортные, языковые и другие проблемы;
3) наличие взаимодополняющих структур экономики интегрирующихся стран;
4) общность хозяйственных и иных проблем, которые реально стоят перед странами того или иного региона;
5) так называемый «демонстрационный эффект». Под влиянием успехов тех или иных интеграционных объединений, как правило, и у других государств появляется желание вступить в эту организацию. Так, демонстрационный эффект ЕС стимулировал страны к подаче заявок на вступление в Евросоюз;
6) «эффект домино». Поскольку интеграция ведет к переориентации экономических связей стран-членов на внутрирегиональное сотрудничество, остальные страны, оставшиеся за пределами объединения, испытывают некоторые трудности, а подчас и сокращение торговли со странами, входящими в объединение. В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение.
Региональная интеграция имеет вполне конкретные цели:
повысить национальную конкурентоспособность;
использовать преимущества «экономики масштаба», позволяющие расширить размеры рынка, снизить издержки, стимулировать приток прямых иностранных инвестиций.
содействовать модернизации и структурным реформам в экономике;
получить для национальных производителей более широкий доступ к финансовым, трудовым, материальным ресурсам, к новейшим технологиям;
укрепить соседские отношения между странами по всем направлениям.
усилить позиции участвующих стран на мировом рынке. Интеграция позволяет выступать совместно в международных организациях.
25. Статистические и динамические эффекты региональных интеграционных соглашений
Становление теории экономической интеграции и, в частности, таможенных союзов обычно связывают с именем канадского ученого Джэкоба Вайнера. В основе анализа лежит сравнение торговли между странами в условиях существования у каждой из них собственного таможенного тарифа и в условиях заключения между ними соглашения о таможенном союзе, устраняющего тарифную взаимную торговлю. В соответствии с теорией таможеного союза Вайнера в результате его создания в экономике возникают два типа эффектов:
статические - экономические последствия, проявляющиеся немедленно после создания таможенного союза как его непосредственный результат;
динамические эффекты - экономические последствия, проявляющиеся на более поздних стадиях функционирования таможенного союза.
Среди статических эффектов наибольшее значение имеют эффекты создания торговли и отклонения от торговли.
Эффект создания торговли
В результате создания таможенного союза может возникнуть ситуация, когда товары, которые традиционно закупались на внутреннем рынке, окажутся дороже, чем такие же товары, произведённые за рубежом. Если до создания таможенного союза местные производители находились под защитой импортных пошлин, что делало невыгодным закупать товар за рубежом, то после их отмены в рамках таможенного союза зарубежный товар оказался дешевле местного, и потребители стали покупать его из-за рубежа. В результате возник импортный товарный поток, которого раньше не было, и ресурсы стали использоваться более эффективно.
Создание торговли - переориентация местных потребителей с менее эффективного внутреннего источника поставки товара на более эффективный внешний источник, ставшая возможной в результате устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза.
Главным признаком возникновения таможенного союза является устранение таможенных пошлин во взаимной торговле стран-членов.
Эффект отклонения торговли
Создание таможенного союза означает предоставление взаимных торговых преференций его членами друг другу, но не другим странам. В результате взаимного устранения таможенных пошлин может возникнуть как эффект создания торговли, так и эффект отклонения торговли, по сути противоположный эффекту создания торговли, поскольку источник поставки товаров из стран, участвующих в интеграции, далеко не всегда является самым эффективным источником. Зачастую страны, не участвующие в интеграции, но отгороженные от нее общим таможенным барьером интегрирующихся стран, могли бы обеспечить поставки того же товара по значительно более низким ценам.
Отклонение торговли - переориентация местных потребителей с закупки товара у более эффективного внеинтеграционного источника поставки на менее эффективный внутриинтеграционный источник, произошедшая в результате устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза.
Теория «второго лучшего»
До возникновения теории таможенного союза считалось, что свобода торговли как модель торговой политики однозначно обеспечивает повышение совокупного благосостояния всех стран мира. Теория таможенного союза показала, что такие союзы подкрепляют положительный эффект политики свободы торговли, только если в результате введения таможенного союза тариф в отношении третьих стран не повышается. Устранение тарифов внутри таможенного союза рассматривается как региональный шаг по пути свободы торговли. Однако, как было показано Вайнером, в результате создания таможенного союза помимо положительного эффекта создания торговли может возникнуть негативный эффект отклонения торговли, который может перевесить положительный эффект.
Такая ситуация свидетельствует, что таможенный союз как модель торговой политики не может рассматриваться как однозначно позитивное явление в международной экономике. После политики свободы торговли нет второй альтернативной торговой политики, воздействие которой на международное благосостояние было бы однозначно позитивным. На этом построена идея «второго лучшего», высказанная английским экономистом Дж. Мидом в 1955 году.
Теория «второго лучшего» - помимо свободы торговли, безусловно, ведущей к росту совокупного благосостояния, еще одного варианта торговой политики, которая также, безусловно, обеспечивала бы рост совокупного благосостояния, не существует.
Хотя интеграция и не является наилучшим вариантом торговой политики, многочисленные исследования интеграции показывают, что в большинстве случаев позитивные эффекты, которые возникают в результате ее развития, перевешивают эффекты негативные. Общие закономерности этого следующие:
• Чем выше уровень таможенных тарифов, существовавших до интеграции, тем выше вероятность, что их отмена приведет к тому, что эффект создания торговли будет превалировать над эффектом ее отклонения. Чем ниже уровень таможенных тарифов, существовавших до интеграции, тем выше вероятность, что их отмена приведет к тому, что эффект отклонения торговли будет превалировать над эффектом ее создания.
• Чем ниже уровень общего таможенного тарифа в отношении третьих стран, установленного интегрирующимися странами, тем меньше вероятность преобладания эффекта отклонения торговли.
• Чем больше стран интегрируются друг с другом и чем больше их размер, тем выше вероятность преобладания эффекта создания торговли.
• Чем ближе уровень экономического развития стран и чем сильнее конкуренция между ними, тем больше вероятность преобладания эффекта создания торговли. В этом случае каждая из стран станет специализироваться на тех товарах, которые она может производить с относительно меньшими издержками, и их экспортировать.
• Чем больше был объем торговли между интегрирующимися странами до создания интеграционного объединения, тем выше вероятность преобладания эффекта создания торговли.
Помимо рассмотренных выше эффектов создания торговли и ее отклонения, которые проявляются немедленно после создания интеграционного союза, к числу статических эффектов интеграции можно отнести сокращение административных расходов на содержание таможенных и пограничных органов. В результате сокращения совокупного спроса на импорт из стран, не входящих в интеграцию, может произойти улучшение условий торговли группы стран, в ней участвующих.
В числе динамических эффектов интеграции, которые проявляются, когда интеграция набирает силу, необходимо отметить возрастающую конкуренцию между производителями из разных стран, которая сдерживает рост цен, приводит к улучшению качества товаров, стимулирует создание новых технологий и пр. В результате интеграции страны-участницы начинают использовать преимущества экономики масштаба, что позволяет увеличивать объемы производства и сокращать издержки. Интеграция обычно ведет к притоку иностранных инвестиций, поскольку корпорации из стран, не вошедших в объединение, стремятся сохранить за собой определенный сегмент закрытого общим таможенным барьером рынка за счет создания предприятий внутри интегрирующихся стран.
- 2. Особенности развития мирового хозяйства на современном этапе
- 3. Классификация стран в мировой экономике
- 9. Мировой рынок услуг: сущность, особенности, современные тенденции развития, классификация услуг в мировой экономике.
- 12. Сущность и причины международного движения капитала
- 13. Экономические последствия мдк
- 14. Классификация иностранных инвестиций
- 15. Модели ппи (конспект)
- 16. Современные тенденции в развитии процессов международного прямого инвестирования
- 17. Регулирование процессов иностранного инвестирования на международном уровне
- 18. Особенности процесса привлечения прямых и портфельных иностранных инвестиций в экономику рб.
- 19. Конкуренции: сущность, формы, методы
- 20. Международная конкурентоспособность фирм и конкурентные преимущества
- Пути повышения конкурнтоспособности рб:
- 26. Этапы экономической интеграции
- 30. Состояние, проблемы и перспективы интеграции на пространстве снг
- 31. Участие рб в региональных экономических организациях
- 32. Влияние внешней торговли на национальный доход страны
- 33. Мультипликатор внешней торговли
- 35. Выигрыш от мт для стран-участниц
- 36. Торговля между малой и большой страной как частный случай стандартной модели мт
- 38. Политика свободной торговли и протекционизм
- 39. Таможенные тарифы и пошлины
- 42. Оптимальный тариф и квота
- 43. Нетарифные методы регулирования
- 2. Основные элементы мвс
- 45. Эволюция мировой валютной системы
- 47. Валютный курс: понятие, виды, факторы, его определяющие
- 48. Режимы валютных курсов
- 49. Теории валютных курсов: теория общего равновесия
- 51. Влияние изменения процентных ставок на валютный курс
- 53.Платежный баланс
- 55. Факторы, определяющие пб
- 56. Стабилизационная политика, ее цели и инструменты