64. Проблема внешнего долга в современной мировой экономике
В современном мире практически все государства прибегают к внешним заимствованиям. Объективно, заимствования всегда следует рассматривать в качестве временной меры, предпринимаемой в исключительных обстоятельствах. Главным же источником экономического развития должны оставаться доходы государства, в первую очередь налоги. Финансирование государственных расходов на основе внешних займов всегда вело лишь к увеличению объемов задолженности. Однако основное влияние на рынки данных стран продолжают оказывать объективные глобальные факторы, такие как изменение ВВП, инфляции, индекса цен в индустриально развитых странах.
В последние десятилетия проблема государственного внешнего долга стала одной из актуальных проблем, стоящих перед мировым экономическим сообществом. Несмотря на реализацию ряда мер и инициатив, направленных на сдерживание его роста, размеры мирового внешнего долга продолжают расти. При этом увеличение объемов внешнего долга наблюдается не только в развивающихся странах, испытывающих недостаток собственных ресурсов, но и в ряде развитых стран, имеющих значительные внутренние сбережения.
Государственный долг — совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.
Управление государственным долгом — часть финансовой политики любой страны, совокупность мероприятий по выплате кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг.
Для регулирования уровня государственного долга существует Парижский клуб.
Парижский клуб — неофициальная межправительственная организация индустриально развитых стран-кредиторов, инициатором создания которого выступила Франция. Членство в Парижском клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе ее погашения. Россия также входит в Парижский клуб.
Лондонский клуб — это неформальная организация банков-кредиторов, созданная для урегулирования вопросов задолженности иностранных заёмщиков перед членами этого клуба. Первые заседания Лондонского клуба состоялись в 1976 г. для рассмотрения вопросов задолженности Заира перед частными кредиторами.
Процедура урегулирования долга включает подготовительную работу, которая включает в себя разработку стратегии урегулирования долга. Затем страна-должник проводит консультации со своими главными кредиторами с целью образования руководящего комитета. Обычно страна-должник выбирает банки, с пониманием относящиеся к выдвигаемым ею условиям работы в составе БКК и представляющие географические регионы, перед которыми страна имеет долговые обязательства.
В БКК по реструктуризации российского внешнего долга в последние годы входили: Deutsche Bank, Credit Lyonnais, BNP, Commerzbank, BNL, Bank of Tokyo-Mitsubishi, Bank Austria, Dresdner Bank.
На октябрь 2011 г. внешний долг России составляет 519 359 млн. долл (данные ЦБ России).
В связи с чем вынужден занимать МинФин?
Перед выборами всегда растут социальные расходы, а на это нужны дополнительные финансовые ресурсы. Но по прогнозам, занимать за рубежом страна в ближайшее время не будет, так как Европейский ЦБ уже дважды в этом году поднял учетную ставку, поэтому благоприятный момент для дешевого займа упущен.
Бюджету России при таких ценах на нефть значительные заимствования не нужны, власти пытаются контролировать расходы, в том числе для борьбы с инфляцией. Кроме того, гораздо комфортнее иметь долг в национальной валюте — ее всегда можно напечатать. Печальный пример Греции, которая не может обслуживать долг в том числе и из-за отсутствия у нее печатного станка, тому подтверждение ( не забываем, о том, что она находится в еврозоне).
Россия ведет переговоры с кредиторами бывшего СССР о том, чтобы списать часть задолженности в обмен на здания в странах-кредиторах, ныне принадлежащие Министерству иностранных дел России.
Таким образом, основной путь решения проблемы внешнего долга - исключение возможностей каких-либо злоупотреблений и махинаций вокруг урегулирования внешнего долга, для этого необходимо, прозрачность и понятность схем урегулирования. Открытость при проведении своей политики в области внешних заимствований, а также обеспечение кредиторов соответствующей информацией позволит значительно снизить стоимость обслуживания.
- Особенности процесса глобализации мирового хозяйства и ее воздействие на международные экономические отношения
- Трансформация понятия международных экономических отношений в ххi веке и их основные формы.
- Особенности международных экономических отношений развитых стран с рыночной экономикой, развивающихся стран с рыночной экономикой, стран с переходной экономикой.
- 5/ Роль развитых стран в системе международных экономических отношений.
- 6. Место россии в системе мэо
- 9. Виды операций и сделок во внешней торговле
- 10/ Характеристика тарифной политики в условиях глобализации
- Понятие конъюнктуры мирового рынка и ее показатели.
- Методы прогнозирования международной конъюнктуры
- Методы прогнозирования международной конъюнктуры
- 13. Методика определения внешнеторгового оборота и мирового товарооборота
- 14/ Число групп товаров в Международной стандартной торговой классификации.
- Тарифные методы регулирования международной торговли.
- 16. Методика определения таможенной стоимости
- 17. Ценообразование в международной торговле.
- Динамика цен на мировом рынке. Мировые цены и цены международных контрактов.
- Методы стимулирования экспорта.
- Методы государственного стимулирования экспорта.
- 22.Демпинг.
- 23/ Нетарифные методы регулирования внешней торговли
- 24/ Количественные ограничения экспорта или импорта по объему или по стоимости
- 26. Структура и содержание внешнеторговых контрактов
- 27. «Инкотермс»
- 29/ Географическая структура внешней торговли рф .
- 30/ Структура современного международного рынка услуг.
- 31/ «Рройялти» и «паушальный платеж».
- 32. Международная торговля результатами интеллектуальной деятельности
- 34.Внешнеторговая политика России в современных условиях.
- 35. Международный туризм: динамика и основные направления. Роль индустрии туризма в экономике отдельных стран.
- 36/Международный (выездной и въездной) туризм в России, его развитие. Децентрализация туристического бизнеса. Закон рф «Об основах туристической деятельности».
- Структура международных транспортных операций. Место России в международных перевозках
- Основные виды лицензионных соглашений
- Международная торговля инжиниринговыми услугами
- 40. Позиции России на международном рынке технологий
- 41. Роль вто в регулировании международной торговли
- Причины вывоза и ввоза капитала
- Система регулирования прямых иностранных инвестиций в системе межгосударственных соглашений.
- Инвестиционный климат.
- 45. Особенности современной миграции капитала и проблемы ее регулирования
- 46. Роль прямых инвестиций в международном движении капитала
- 47. Формы участия иностранного капитала в экономике России
- Иностранные инвесторы, права и гарантии для иностранных инвесторов в рф
- Проблемы привлечения иностранных инвестиций в Россию
- Инвестиционный климат в России и влияние мирового финансового кризиса на перспективы его развития
- 51. Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" 1999 года.
- 52/ Роль сэз в системе международных экономических отношений и их характеристика
- Цели создания с точки зрения государства
- Цели создания с точки зрения инвесторов
- 53 И 54 один ответ на два вопроса!!!!
- 53/ Система международного регулирования трудовой миграции
- 54/ Современные подходы к регулированию процесса миграции и проведению миграционной политики
- 55. Этапы экономической интеграции
- 56. Принципы организации и механизм функционирования ес.
- Североамериканская модель интеграции (нафта).
- Основные направления развития интеграции в странах снг
- 59. Особенности современного этапа формирования Таможенного союза ЕврАзЭс
- 62. Особенности становления и функционирования валютного рынка в России
- 63 Характеристика современного развития зоны «евро»
- 64. Проблема внешнего долга в современной мировой экономике
- 65. Юнктад
- 67. Неформальные международные экономические организации.