logo
ВСЕ ОТВЕТЫ

64. Проблема внешнего долга в современной мировой экономике

В современном мире практически все государства прибегают к внешним заимствованиям. Объективно, заимствования всегда следует рассматривать в качестве временной меры, предпринимаемой в исключительных обстоятельствах. Главным же источником экономического развития должны оставаться доходы государства, в первую очередь налоги. Финансирование государственных расходов на основе внешних займов всегда вело лишь к увеличению объемов задолженности. Однако основное влияние на рынки данных стран продолжают оказывать объективные глобальные факторы, такие как изменение ВВП, инфляции, индекса цен в индустриально развитых странах.

В последние десятилетия проблема государственного внешнего долга стала одной из актуальных проблем, стоящих перед мировым экономическим сообществом. Несмотря на реализацию ряда мер и инициатив, направленных на сдерживание его роста, размеры мирового внешнего долга продолжают расти. При этом увеличение объемов внешнего долга наблюдается не только в развивающихся странах, испытывающих недостаток собственных ресурсов, но и в ряде развитых стран, имеющих значительные внутренние сбережения.

Государственный долг — совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

Управление государственным долгом — часть финансовой политики любой страны, совокупность мероприятий по выплате кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг.

Для регулирования уровня государственного долга существует Парижский клуб.

Парижский клуб — неофициальная межправительственная организация индустриально развитых стран-кредиторов, инициатором создания которого выступила Франция. Членство в Парижском клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе ее погашения. Россия также входит в Парижский клуб.

Лондонский клуб — это неформальная организация банков-кредиторов, созданная для урегулирования вопросов задолженности иностранных заёмщиков перед членами этого клуба. Первые заседания Лондонского клуба состоялись в 1976 г. для рассмотрения вопросов задолженности Заира перед частными кредиторами.

Процедура урегулирования долга включает подготовительную работу, которая включает в себя разработку стратегии урегулирования долга. Затем страна-должник проводит консультации со своими главными кредиторами с целью образования руководящего комитета. Обычно страна-должник выбирает банки, с пониманием относящиеся к выдвигаемым ею условиям работы в составе БКК и представляющие географические регионы, перед которыми страна имеет долговые обязательства.

В БКК по реструктуризации российского внешнего долга в последние годы входили: Deutsche Bank, Credit Lyonnais, BNP, Commerzbank, BNL, Bank of Tokyo-Mitsubishi, Bank Austria, Dresdner Bank.

На октябрь 2011 г. внешний долг России составляет 519 359 млн. долл (данные ЦБ России).

В связи с чем вынужден занимать МинФин?

Перед выборами всегда растут социальные расходы, а на это нужны дополнительные финансовые ресурсы. Но по прогнозам, занимать за рубежом страна в ближайшее время не будет, так как Европейский ЦБ уже дважды в этом году поднял учетную ставку, поэтому благоприятный момент для дешевого займа упущен.

Бюджету России при таких ценах на нефть значительные заимствования не нужны, власти пытаются контролировать расходы, в том числе для борьбы с инфляцией. Кроме того, гораздо комфортнее иметь долг в национальной валюте — ее всегда можно напечатать. Печальный пример Греции, которая не может обслуживать долг в том числе и из-за отсутствия у нее печатного станка, тому подтверждение ( не забываем, о том, что она находится в еврозоне).

Россия ведет переговоры с кредиторами бывшего СССР о том, чтобы списать часть задолженности в обмен на здания в странах-кредиторах, ныне принадлежащие Министерству иностранных дел России.

Таким образом, основной путь решения проблемы внешнего долга - исключение возможностей каких-либо злоупотреблений и махинаций вокруг урегулирования внешнего долга, для этого необходимо, прозрачность и понятность схем урегулирования. Открытость при проведении своей политики в области внешних заимствований, а также обеспечение кредиторов соответствующей информацией позволит значительно снизить стоимость обслуживания.