logo
ВСЕ ОТВЕТЫ

Методы стимулирования экспорта.

Стимулирование экспорта - поощрение деятельности национальных предприятий-экспортеров.

К основным средствам стимулирования экспорта относятся:  - государственное субсидирование;  - льготное кредитование и страхование экспорта;  - валютная политика;  - ввоз и вывоз капитала;  - налоговые льготы экспортерам, их транспортное обеспечение;  - информирование и консультированное руководства предприятий;  - дипломатическая поддержка экспортеров;  - государственная политика развития экспортной базы;  - подготовка кадров для внешней торговли. 

Страны используют различные стратегии в отношении государственного поощрения своего экспорта. Во многом это зависит от состояния экономики страны, этапа развития, на котором она находится, общей экономической и политической ситуации в мире. Тем не менее, можно выделить ряд важных черт в их политике, которые привели к положительным результатам в росте их экспорта и совершенствовании его структуры.

Ряд стран стимулировали свой экспорт на основе проводимой государством промышленной политики, предварительно определив наиболее перспективные с их точки зрения производства и товары. Это, как правило, было характерно для стран с непоследовательными рыночными преобразованиями. Другие страны полагались в большей степени на рыночные механизмы (как макро-, так и микроэкономического характера). При этом некоторые страны, например, большинство экспортоориентированных государств из числа НИС (Тайвань, Таиланд, Малайзия) практически не вмешивались в вопросы экспорта. Другие государства, напротив, наряду с созданием благоприятных макроэкономических условий для экспортеров использовали и специальные меры по стимулированию экспорта. Как правило, развитие экспорта увязывалось с либерализацией внешней торговли. Только отдельные страны были вынуждены прибегать к жесткому ограничению импорта в целях решения проблем платежного и торгового балансов (например, Южная Корея в 80-е годы). Но это, скорее, исключение из общего правила. Следует отметить, что либерализация импорта может способствовать ухудшению торгового и платежного балансов страны. Для предотвращения подобных негативных последствий страны использовали в едином пакете другие инструменты макроэкономического регулирования, такие, как валютный курс, налоговая реформа, иностранные кредиты и помощь.Мировой опыт показывает, что стимулирование экспорта происходит двумя основными путями: через формирование благоприятного макроэкономического климата и создание для производителей и экспортеров необходимых стимулов к экспорту.Первый путь является, безусловно, предпочтительным, поскольку он больше отвечает практике стран с рыночной экономикой и правилам регулирования торговли, разработанным и используемым в рамках ряда международных экономических организаций, занимающихся вопросами регулирования торговли товарами и услугами на многосторонней основе, и интеграционных союзов.Вместе с тем, ситуация в стране может сделать невозможным быстрое проведение макроэкономических преобразований для создания благоприятной среды для производителей, инвесторов и экспортеров. В этих условиях использование специальных стимулов по развитию экспорта может быть достаточно эффективным способом решения проблемы развития экспортного производства и расширения экспорта.В последнем случае, однако, желательно сочетание обоих вариантов (в той степени, в которой возможно осуществить макроэкономические преобразования, направленные на рост экспорта). Наиболее важным из таких преобразований, безусловно является поддержание реального или сравнительно низкого курса валюты, которое может быть дополнено мерами собственно развития экспорта.Меры по стимулированию экспорта принимаются как на государственном уровне, так и в рамках региональных образований (в пределах полномочий последних).

А. Стимулирование экспортного производства

Государство выступает в роли кредитора, гаранта, донора.

Методы стимулирования:

налоговые льготы;

субсидии;

гарантирование частных вложений;

льготные кредиты;

предоставление грантов;

помощь в решении инфраструктурных вопросов;

стимулирование прямых иностранных инвестиций.

Организационные формы:

создание специальных государственных фондов;

мобилизация ресурсов частных институтов;

создание специальных учреждений, центров в стране и зарубежных государствах по продвижению экспорта.

Б. Стимулирование собственно экспорта

Методы стимулирования:

Экспортные премии (субсидии) - финансовые льготы, предоставляемые правительством или частными институтами фирмам-экспортерам на вывоз определенных товаров за границу.

Во многих случаях субсидируется не только экспорт, но и производство товаров в целом, означая создание скрытых протекционистских барьеров. Субсидии особенно широко используются при экспорте сельскохозяйственной продукции, ряда готовых товаров, включая капиталоемкие изделия (авиационная промышленность, судостроение).

Экспортные кредиты распространяются в основном на готовую продукцию, главным образом на наиболее перспективные машиностроительные изделия. Включают в себя как долгосрочные, так и краткосрочные кредиты. Кредитование осуществляется путем выплат из специальных фондов, рефинансирования, субсидирования или страхования. Реализуется через банки и межправительственные банковские организации, создание специальных фондов кредитования.

Страхование экспорта осуществляется через предоставление государственных гарантий на экспортные кредиты. Гарантии выдаются банкам, предоставляющим экспортные кредиты. Страхование покрывает не только традиционные коммерческие, но и политические риски. Распространяется в настоящее время на широкий круг товаров и стран, сроки страхования достаточно разнообразны. Реализуется через специальные учреждения типа Экспортно-импортного банка (США), Департамент гарантий экспортных кредитов (Великобритания) или через частные страховые компании, располагающие государственными средствами на эти цели (Германия, Бельгия).

Налоговые и таможенные льготы предоставляются путем освобождения экспортеров от уплаты прямых или косвенных налогов. Возможно снижение налога с фирм, создающих заграничные филиалы, исключение из налогообложения расходов на исследования, ведущие к созданию сбытовых филиалов за границей, освобождение от налогов на комплектующие и материалы, использованные в производстве экспортных товаров, создание необлагаемых налогом денежных фондов развития экспорта, снижение и возврат таможенных пошлин.

Валютный курс крайне важен с точки зрения распределения ресурсов в экономике. Многие страны, успешно развивающие свой экспорт (Чили, Колумбия, Мексика, Тайвань, Китай, Южная Корея, Индонезия) для стимулирования экспорта прибегали к поддержанию искусственно заниженного курса своих валют. Они использовали в этих целях программы прогрессивного обесценения национальной валюты, иногда посредством “ползущей привязки” (система, при которой фиксируется уровень валютного курса с регулярным его изменением на определенную величину), либо проводили резкие девальвации своей валюты. Рост экспорта при этом являлся основным мерилом необходимой степени обесценения и одновременно эффективности такой политики.

Использование реального или заниженного курса национальной валюты в целях стимулирования экспорта, как правило, наталкивается на большое сопротивление различных социально-экономических сил в стране. Это связано с тем, что она наносит ущерб производителям, ориентированным на внутренний рынок, среднему классу и ряду других участников экономического процесса.