logo
ВСЕ ОТВЕТЫ

Методы прогнозирования международной конъюнктуры

Методы прогнозирования международной конъюнктуры

Конъюнктура мирового рынка нуждается в непрерывном исследовании, которое должно включать в себя сочетание исследования текущей, кратко-, средне- и долгосрочной конъюнктуры и ее прогнозирование.

Методы исследования:

1. «кабинетные исследования» - проводятся аналитиками на основе изучения соответствующих источников информации

2. Изучение рынка «на месте»

1 и 2 Дорогостоящи, но позволяют более эффективно и всесторонне изучать конкретный рынок в его реальном состоянии, максимально учитывая специфику.

3. Метод пробных продаж – эффективен, при отсутствии необходимых сведений о рынке, времени для всестороннего изучения, при реализации новых для данного рынка товаров.

Методы прогнозирования:

1. Экстраполяция

В основе – предположение, что динамика основных условий, тенденций и причинных факторов предыдущего периода сохранится и в будущем периоде, что новые технологии будут внедряться равномерно, без резких скачков и структурных деформаций. Иначе говоря, анализ сложившихся в прошлом и настоящем закономерностей развития изучаемого экономического явления и распространения их на будущее. Предполагается, что основные соотношения, пропорции и темпы роста, характерные для данного явления, с большой степенью вероятности без существенных изменений могут иметь место в перспективе

Достоинства – учет тенденций развития рынка, которые уже сформировались ранее и отчетливо проявляются в данный период

Недостатки – Инерционность (неизменность во времени) как самих анализируемых тенденций, так и подходов к ним.

Использование экстраполяции в целях прогнозирования рыночной конъюнктуры - учет опыта прошлого как действия объективных законов развития экономики.

2. Экспертные оценки

В основе – Прогнозы наиболее авторитетных ученых и специалистов. Используется достаточно часто, в т. ч. в качестве «мозговых» атак

Достоинства – уход от инерционности развития и выдвижение новых гипотез развития рынка

Недостатки – субъективность экспертных оценок

3. Экономико – математическое моделирование с использованием компьютерных технологий.

Наиболее современный метод, во многом синтезирует достоинства первых двух.

В основе – разработка различных альтернативных сценариев развития и изменения конъюнктуры мирового рынка в целом, его сегментов, отдельных товаров.

Достоинства – ценность прогнозов, в связи с тем, что они показывают возможные варианты развития событий и содержат рекомендации по предотвращению нежелательных негативных сценариев.

Принцип - дает возможность установить определенные количественные закономерности, характеризующие развитие рынка, и дать качественную оценку значимости отдельных показателей, отражающих воздействие различных конъюнктурообразующих факторов. На основе данных за ряд лет составляются экономико-математические модели, отражающие более или менее сложные функциональные зависимости между конъюнктурными показателями товарного рынка.

4. Также выделяют 4 метод (нет в учебнике) Балансовый метод применяется для прогноза конъюнктуры некоторых рынков сырья органического происхождения.

Суть его заключается в составлении баланса спроса и предложения. На основе данных за предыдущие годы разрабатывается предполагаемый баланс производства и потребления на будущий год. В нем учитываются переходящие запасы прошлых лет, оценки урожая, внутреннего потребления и переходящие запасы на конец будущего года.

• Существует объективная возможность неточности прогнозирования мирового рынка, в виду сложности и противоречивости его развития

• Существует понятие – верификация прогнозов – оценка достоверности и обоснованности прогнозов, определение четких и тонных критериев оценки качества прогнозных исследований.

• Источники при исследовании конъюнктуры : данные статистических публикаций ООН, ЮНКТАД, ВТО, ФАО (организация ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства), МВФ, МБРР, ОЭСР и др.

Практическая ценность прогнозных оценок заключается в своевременном и правильном использовании прогноза. Величина инвалютных расходов при импорте и поступлений валюты при экспорте при прочих равных условиях зависит от уровня цен. Правильное же определение цен во всех внешнеторговых операциях непосредственно связано о реализацией результатов изучения конъюнктуры в практике оперативной работы.

Прогноз конъюнктуры дает оценку вероятного движения цен. В зависимости от возможного повышения или понижения цен меняется тактика реализации или закупки товара. Следовательно, можно сделать вывод, что между прогнозом конъюнктуры и оперативной тактикой внешнеторговых операций существует прямая связь.