logo search
Лубягина Л

6.2.4. Изменения в международной торговле услугами

Мы уже отмечали, что роль услуг в международной торговле весьма динамична, что связано с динамикой производства услуг. В 90-е годы ХХ в. доля всех видов услуг в ВВП развитых стран Запада была приблизительно 70%. В развивающихся странах этот показатель приближался к 55%. Одновременно наблюдалось увеличение доли занятых в сфере услуг: в США – до 80%, в России – до 45%137. Изменение роли услуг в последние десятилетия проявляется в следующем:

1) Общая динамика международной торговли услугами (за исключением кризисных лет) имеет тенденцию к росту. За послевоенные десятилетия объём мировой торговли товарами и услугами вырос более чем в 30 раз. Доля экономики развитых стран в этом международном обмене услугами составляет около 80%138. Начиная с 1983 г. впервые в 2001 г. был отмечен спад в торговле услугами, причём как в экспорте, так и в импорте по всем видам услуг. Самое резкое замедление отмечалось в экспорте из Латинской Америки, с Ближнего и Среднего Востока, а также в импорте Северной Америки, прежде всего, США. Например, в США импорт услуг уменьшился на 7%, экспорт на 3%139.

2) Структура международной торговли услугами. Не существует единой классификации услуг, поэтому в статистике имеют место серьёзные расхождения. Тем не менее, наибольшее значение в мировой торговле услугами играют туризм и транспорт. Так, в 2006 г. доля транспорта в мировом экспорте услуг составила 22,9%, туризма – 27,1%, в импорте – соответственно 28,4% и 26,2%140. Развитие транспорта обусловлено расширением интернационализации производства, а также налаживанием системы экономической безопасности тех или иных стран.

Особое развитие в последние десятилетия приобрёл туризм. Отследить это можно по доле доходов, которые приносят поступления от этого вида торговли. Так, удельный вес доходов от иностранного туризма в общей сумме поступлений от экспорта товаров и услуг в начале ХХI века составлял более 35% в Испании, Австрии, Турции, около 20% – в Португалии, 10-12% в Швейцарии и Италии, 52% – на Кипре. В большинстве развивающихся стран на долю иностранного туризма приходилось 10-12% доходов от экспорта товаров и услуг (Индия, Египет, Перу, Коста-Рика). В ряде стран этот показатель был значительно выше: в Колумбии он составлял 20%, на Ямайке – 30%; в Панаме – 55%, на Гаити – свыше 70%141.

Наибольшее развитие международный туризм получил в Западной Европе. На долю этого региона приходилось более 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% выпадало на Америку, менее 10% на Азию, Африку, Австралию, вместе взятые142. За последнее десятилетие почти не изменились основные поставщики туристов и их принимающие страны. К основным поставщикам туристов относят: США, Бельгию, Данию, ФРГ, Голландию, Новую Зеландию, Швецию, Австрию, Канаду, Великобританию. К принимающим странам: Турцию, Грецию, Португалию, Италию, Швейцарию, Австрию, Францию, Кипр, Мексику.

В 2007 г. во въездном туризме в Россию лидировали Польша, Финляндия, Китай, Германия и США. Выезжали россияне в основном в Китай, Турцию, Польшу, Финляндию, Испанию, ОАЭ, Германию, Италию. При этом Польша, Китай, Турция и ОАЭ в большей степени оказались связаны с челночной и приграничной торговлей, а не с оказанием туристических услуг в их классических формах143.

3) Отмечается рост прочих услуг в международной торговле, к которым относят: а) профессиональные и управленческие – консультационные, правовые, бухгалтерскую и аудиторскую помощь; б) информационные (программное обеспечение); в) обработку информации, составление баз данных и пр.; г) кадровые (подбор, подготовка, обучение и стажировка кадров); д) операционные (управление предприятием, контроль за качеством продукции, ликвидация отходов производства); е) банковские и страховые услуги в полном ассортименте; лабораторные, рыночные и прогнозные исследования; ж) рекламу, продажу, посредничество в различных видах деятельности; з) услуги в области связи и аренды; и) ремонт и техническое обслуживание оборудования, строительство и услуги в области освоения космического пространства в гражданских целях. Доля других видов услуг в отраслевой структуре мирового экспорта услуг в 2001 г. составляла 44,9%144, в 2006 г. уже 48,7%145.

4) Географические направления торговли услугами:

а) Доля ПРС в начале ХХI века составляла 75% в стоимостном объёме экспорта услуг; 24% – приходилось на РС и страны с переходной экономикой, 1% – на международные организации146.

б) На мировом рынке услуг в начале ХХI века доминировали восемь стран, на которые приходилось 2/3 мирового экспорта услуг и более половины импорта. Доля первой пятёрки составила более 50% экспорта, при этом на четыре страны – США, Великобританию, ФРГ и Францию пришлось 44% всего мирового экспорта услуг147. Далее выделяются: Япония, Италия, Гонконг, Китай, Республика Корея.

в) Несмотря на кризис конца 90-х- начала 2000-х гг. развивающиеся страны укрепили свой положение в международной торговле услугами. Так, во время спада в 2001 г. от экспорта услуг такие страны как Китай, Гонконг, Индия, получили доходы более высокие, чем в предыдущий год148.

г) Торговля услугами имела положительную динамику в обозначенный период в странах с переходной экономикой. Так, экспорт особенно увеличился в Польше, Венгрии, Словакии, а импорт – в России, Украине и Венгрии. В среднем по странам с переходной экономикой в 2001 г. экспорт и импорт вырос на 10%149.