logo search
МЭ-2012

17.1. Место и роль Китая в мировой экономике

Одной из наиболее значимых тенденций развития мировой экономики за период последних трех десятилетий является динамичный экономический рост Китая. К началу XXI в. эта страна сумела существенно укрепить свои позиции в мировом хозяйстве и стала оказывать все более существенное влияние на характер и динамику развития мировой экономики в целом. Это позволяет говорить о наличии китайского экономического чуда или феномена. Действительно, несмотря на предпринимаемые большинством развивающихся стран и стран с переходной экономикой усилия, в реальной практике только Китаю и другим странам восточноазиатского региона удалось достичь такого экономического роста, который позволил им существенно сократить разрыв с ведущими странами мира, чего не удалось ни странам Латинской Америки, ни ближневосточным странам, ни бывшему СССР, и что, естественно, ставит вопрос о необходимости внимательного изучения китайского опыта.

Среднегодовые темпы прироста ВВП КНР за период 1980— 2000-х гг. составили 9,8%, и по этому показателю страна, наряду с азиатскими лидерами, прочно вошла в ведущую пятерку мира, занимая в отдельные годы в ней ведущие позиции. В результате по ряду показателей Китай сумел выйти в число лидеров мировой экономики. В 2006 г. ВВП Китая, рассчитанный по паритету покупательной способности (ППС), составил 7,4 трлн долл. По этому показателю Китай, наряду с США и Японией, прочно входит в тройку ведущих стран мира.1 По данным МВФ, с начала 1980-х гг. доля Китая в мировом ВВП возросла более чем в три раза, и в 2005 г. составила 15,3%. В настоящее время в КНР производится около 35% ВВП всех развивающихся стран. Одновременно происходит постепенное сокращение разрыва в уровнях ВВП на душу населения. При подсчете на основе ППС, который используется международными организациями, среднедушевой ВВП Китая составил в 2005 г. 4,5 тыс. долл., и по этому показателю происходит постепенное перемещение КНР из категории бедных в категорию среднеразвитых стран мира, таких как Мексика и Колумбия.1 К середине 2000-х гг. Китай прочно занял серьезные позиции в мировой торговле. Доля страны в мировом экспорте в настоящее время превышает 6%, и Китай, наряду с США, Японией и Германией, входит в ведущую группу крупнейших экспортеров мира. Китай является крупнейшим в мире экспортером одежды (20% общемировых продаж), уступая по этому показателю лишь совокупному экспорту данной продукции всех стран ЕС, при этом Китай является одновременно крупнейшим поставщиком одежды в Японию, США и страны ЕС. Китай является пятым в мире экспортером продукции химической промышленности, офисного и телекоммуникационного оборудования, продукции сельского хозяйства. Одновременно Китай стал одним из крупнейших получателей прямых иностранных инвестиций в мире (50—55 млрд долл. ежегодно в начале—середине 2000-х гг.). На долю КНР приходится около 40% всех прямых иностранных инвестиций (ПИИ), которые направляются в развивающиеся страны. По общему размеру привлечения ПИИ Китай занимает второе, после США, место в мире. В целом в настоящее время благодаря высоким темпам экономического роста и масштабам экономики Китай стал одним из локомотивов развития мировой экономики, на него приходится, в среднем, порядка 12—15% прироста мирового валового продукта, что особенно важно в условиях снижения в последние годы экономической динамики Японии. Китай является одним из крупнейших покупателей на мировом рынке многих видов сырья и промышленной продукции, включая транспортное и энергетическое оборудование, а также авиационной техники, изделий металлургии и др. Только в США, благодаря китайским заказам, обеспечивается занятостью свыше 350 тыс. рабочих мест, что является важным фактором при принятии решений по различным вопросам в рамках двусторонних китайско-американских отношений.

Успехи Китая выглядят особенно впечатляющими на фоне так называемого трансформационного спада 1990-х гг. в бывших социалистических странах, причем, если страны Восточной Европы уже сумели восстановить свой дореформенный объем ВВП, то Россия, столкнувшись с глубоким экономическим спадом 1990-х гг., только в настоящее время достигла дореформенного объема ВВП.

Согласно данным национальной статистики КНР, ВВП страны на душу населения составляет около 1,2 тыс. долл.

Многие зарубежные специалисты связывают достижения Китая исключительно с политикой внешней открытости и реализацией концепции «догоняющего развития». Согласно этой концепции многоуровневая система мировой экономики и определенная иерархичность этой системы предопределяют логику развития международного разделения труда, которая заключается в том, что структурные сдвиги в экономиках США и других наиболее развитых стран мира постепенно распространяются на менее развитые страны, стимулируя постепенную структурную перестройку всего мирового хозяйства.

Так, в тихоокеанском регионе США и Япония переносят свои устаревающие производства в новые индустриальные страны (НИС), а те, в свою очередь, по мере повышения квалификации рабочей силы, уровня образования, оплаты труда и общего уровня экономического развития переходят к производству более технически сложной и капиталоемкой продукции, и в целях сокращения издержек производства сами постепенно переносят трудоемкие производства в Китай и страны Юго-Восточной Азии. Китай, в свою очередь, обладая выгодным географическим положением, огромным количеством дешевой и дисциплинированной рабочей силы, получает в значительных объемах из этих стран инвестиции и технологии производства многих видов товаров. Хотя, как правило, это относительно устаревшие производства, но они на порядок выше собственной технологической базы. При этом появляется возможность постепенно переходить к производству более наукоемких изделий и затем переносить устаревающие производства в менее развитые страны.

Такой подход к Китаю опирается на понимание общих тенденций развития мировой экономики последних десятилетий, предполагает достаточно быструю либерализацию хозяйственной деятельности и, в конечном счете, с учетом разрыва в уровнях экономического развития, определяет для Китая роль и место пассивного участника мирового воспроизводственного процесса в рамках разделения всех стран мира на центр и периферию, которые занимают принципиально различные позиции в мировом хозяйстве. Это предполагает не только явную ориентацию наиболее развитых стран на собственные интересы и безусловное экономическое лидерство, но и дает возможность в определенной степени контролировать процесс экономического развития КНР. В результате интересы зарубежных партнеров и задачи национального развития Китая далеко не во всем совпадают, что зачастую приводит к конфликту интересов.

С учетом этого обстоятельства модель социально-экономического развития Китая и характер его взаимодействия с мировым хозяйством складываются под влиянием не столько внешних факторов и интересов, сколько под воздействием собственной национальной экономической, социальной и социокультурной специфики и уникальности, что в конченом счете и предопределяет успехи этой страны.

Такая специфика заключается в том, что Китай представляет собой очень мощную и древнюю цивилизацию. Непрерывное существование на протяжении целых тысячелетий китайской государственности обусловливает необычайно сильное воздействие социальных, политических и исторических традиций на формирование социально-экономической модели страны и ее отношений с внешним миром. В качестве главных отличительных характеристик китайской цивилизации, которые оказывают существенное влияние на современные экономические процессы часто выделяют особенности национального мировоззрения и языка, бюрократический характер традиционного китайского общества, сложную систему управления, которая основывается на конфуцианской философии, определяющей идеалы социального порядка. Наряду с хорошо продуманной экономической политикой и трудолюбием населения, все это в совокупности предопределило стабильность и успешность Китая в период трансформационных преобразований, хотя поиск наиболее оптимальных путей развития проходил достаточно сложно.

Весь послевоенный период отмечен попытками определить правильные для страны направления экономического развития, а также параметры сотрудничества с зарубежными странами. С момента образования КНР в 1949 г. масштабы, формы, приоритеты взаимодействия с мировым хозяйством неоднократно пересматривались. Приход к власти Коммунистической партии Китая (КПК) и установление социалистического строя предопределил тесное сотрудничество с СССР и другими социалистическими странами. В первое десятилетие существования КНР с помощью этих стран в Китае были построены сотни современных промышленных объектов и создан ряд новых отраслей промышленности, включая самолетостроение и автомобилестроение. Общий объем помощи, предоставленной Китаю этой группой стран, оценивается в сумму около 4 млрд долл. по ценам того периода времени.

Переход в Китае к ультралевым экспериментам в области экономической политики во второй половине 1950-х гг., когда полностью отрицалось значение товарно-денежных отношений, акцент делался на волевое административно-командное принуждение, ставилась задача достижения в кратчайшие сроки (две—три пятилетки) уровня экономического развития передовых стран, имел своим следствием крупномасштабную компанию, получившую название «большой скачок». Провал этой компании, а также обострение отношений с Советским Союзом привели к провозглашению Мао Цзэдуном политики самоизоляции, когда практически полностью замораживались внешнеэкономические связи. В течение последующих полутора десятилетий Китай осуществлял так называемую линию «трех «не принимать»: не принимать иностранной помощи, займов и капиталовложений. Вплоть до второй половины 1970-х гг. единственной формой внешнеэкономических связей страны была внешняя торговля. Однако ее объем был небольшим. Результатом было полное отсутствие конструктивной роли внешних факторов в экономическом развитии страны. Строгое следование такой линии, подчеркивающей необходимость полной хозяйственной независимости, осуществлялось вплоть до конца 1970-х гг.

Поворотным моментом в новейшей экономической истории КНР явился 1978 г., когда на III пленуме ЦК КПК 11-го созыва (декабрь 1978 г.) новое китайское руководство во главе с Дэн Сяопином провозгласило в качестве важнейшей национальной задачи политику модернизации и внешней открытости, призванную обеспечить Китаю к середине XXI в. достижения уровня экономического развития развитых стран мира. По ряду показателей этот процесс происходит довольно быстрыми темпами. Например, по динамике сокращения разрыва в среднедушевом производстве ВВП по сравнению с США Китай за последние два десятилетия опережал все страны мира и был сопоставим лишь с Японией периода 1950 — начала 1970-х гг.

В настоящее время экономическое развитие Китая, сохраняющего официальную ориентацию на социалистический характер развития, происходит под влиянием двух факторов: внешнего и внутреннего. С одной стороны, задачи обеспечения социально-политической стабильности в многонаселенной стране требуют осторожного и взвешенного подхода к реформенным преобразованиям (включая реформу системы внешнеэкономических связей), повышенного внимания к социальным издержкам, что предопределяет постепенный характер этих преобразований. С другой стороны, задачи модернизации и повышения конкурентоспособности национальной экономики требуют все более активного участия страны в мирохозяйственных связях. Этими обстоятельствами объяснялось стремление КНР вступить в ВТО (что произошло в 2001 г.) и участвовать в международном разделении труда в качестве полноправного члена глобальной торговой системы. Однако в целом, именно благодаря эволюционному характеру реформенных преобразований, включая реформу внешнеэкономического комплекса, Китаю удалось не только избежать резкого трансформационного спада, характерного для других стран с переходной экономикой, но и обеспечить высокую динамику развития и стабильное улучшение качества жизни населения.

Уровень бедности (рассчитанный на основе «международной черты бедности» в 1 долл. в день) по данным Всемирного Банка к середине 2000-х гг. сократился в Китае почти в три раза и составил 160 млн чел. при населении более 1,3 млрд чел., в основном это часть населения КНР, проживающего в сельской местности. Согласно принятой в Китае национальной черте бедности (0,7 долл. в день), за чертой бедности проживает не более 38—40 млн чел. Официально было объявлено, что к началу 2000-х гг. решена одна из важнейших задач политики реформ — задача достижения уровня «сяокан» или малого достатка большей части населения страны. В настоящее время решается задача достижения к середине XXI в. уровня средней зажиточности, характерного для большинства среднеразвитых стран. Повышение уровня жизни лежит в основе того обстоятельства, что большинство населения КНР поддерживает проводимую политику реформ и расширения экономических связей с зарубежными странами.

Важной особенностью проводимой КНР внешнеэкономической политики является сохранение до последнего времени высокого уровня протекционизма и решения задачи не столько интеграции в мировое рыночное хозяйство и реформы системы внешнеэкономических связей, сколько эффективного использования внешних факторов, включая иностранные капиталовложения, в деле хозяйственного развития страны в качестве инструмента относительно быстрой индустриализации экономики.

При этом постоянно подчеркивалась идея, что ключевое значение имеют понятия «развитие» и «модернизация», в то время как реформы являются лишь инструментом постепенной модернизации хозяйственной базы страны. Поэтому для обозначения процесса восприятия Китаем зарубежных материальных и культурных ценностей вместо критикуемого там понятия «копирование» часто используется термин «адаптация», который предполагает подойти к этим ценностям избирательно, приспособить их к собственным экономическим, социальным, культурным и политическим условиям. Для этого необходима реализация такой стратегии национального развития, которая бы опиралась на понимание общих закономерностей функционирования мировой экономики и в то же время учитывала бы собственную специфику, способствовала активизации роли внешнеэкономических связей в модернизации страны и одновременно позволяла сохранять в максимальной степени независимое развитие, обеспечивая встраивание национального производственного комплекса в мировое хозяйство на приемлемых для Китая условиях. Поэтому переходный характер экономики Китая сочетается с гибкой идеологией («социализм с китайской спецификой» или «рыночный социализм»), а также практически не изменившейся политической системой (ядром которой является Компартия Китая), которая при этом следует конфуцианским нормам управления.

В целом политика Китая по отношению к внешнему миру строится на принципах этноцентризма, экономического национализма и рационализма, с упором не столько на внешние, сколько на внутренние факторы развития. Так, несмотря на превращение КНР к середине 2000-х гг. в одного из крупнейших реципиентов прямых иностранных инвестиций, основной упор делается на внутренние источники финансирования экономики. На их долю в последнее десятилетие приходилась основная часть капиталовложений (89—92%), что дает возможность обеспечивать развитие наиболее приоритетных для страны отраслей.

Успехи, достигнутые Китаем за последние десятилетия, не следует как преуменьшать, так и преувеличивать. При этом необходимо вспомнить исходные, стартовые позиции, с которых Китай начал осуществлять политику реформ в конце 1970-х гг. Своеобразие и специфика данного этапа заключались в том, что Китай представлял собой страну с преобладанием бедного сельского населения, пережившей в недавнем прошлом эксцессы « большого скачка» и «культурной революции».

В настоящее время все еще сохраняется существенный разрыв и значительное отставание по целому ряду показателей от развитых стран. Наиболее общими критериями, характеризующими относительную отсталость китайской экономики, являются: низкий уровень дохода на душу населения, недостаток капитала и квалифицированной рабочей силы, необходимых для развития современных видов производств. Промышленность КНР характеризуется переходом от механизированного к частично автоматизированному производству. Пятая часть населения еще является неграмотным. Размер безработицы, по оценкам Всемирного Банка, превышает 120 млн чел. По размерам расходов на НИОКР Китай уступает США более чем в 30 раз. Хотя КНР в настоящее время входит в ведущую пятерку мира по такому показателю, характеризующему научно-технический потенциал страны, как общая численность специалистов, занятых в НИОКР, однако занимает лишь 21-е место в мире по такому важнейшему показателю, как наукоемкость ВВП (отношение расходов на НИОКР к ВВП).

Сложной проблемой является и то, что, несмотря на высокую динамику прироста ВВП, все еще на низком уровне находится качественное наполнение этого показателя. В экономике страны действует огромное количество мелких предприятий, технически слабо оснащенных и не способных производить конкурентную продукцию. Одной из насущных проблем является распыление накопления и инвестирования по миллионам мелких и мельчайших субъектов хозяйствования. Свыше трети прироста ВВП приходится на поселковые и кустарные предприятия, фактически представляющие собой мануфактурное производство и выпускающие несложную в техническом отношении продукцию. Проблема централизации и концентрации капитала в целях создания крупных высокотехнологичных современных предприятий, способных конкурировать с ведущими международными ТНК, остро стоит перед китайской экономикой в современных условиях, когда прошло уже несколько лет после вступления Китая в ВТО.