logo search
Лубягина Л

6.4.2. Нетарифные методы регулирования международной торговли

Несмотря на то, что наиболее развитые страны провозглашают принцип либерализма в торговле, а, следовательно, «борются» с тарифными ограничениями, они, тем не менее, часто сами испытывают негативные последствия от такой открытости. Поэтому различные государства всё более используют нетарифные ограничения, которых в настоящее время становится всё больше.

Как правило, нетарифные методы классифицируют по трём группам:

I. Меры, направленные на ограничение импорта с целью защиты определённых отраслей, групп товаропроизводителей (квоты, лицензии, импортные депозиты, компенсационные сборы, антидемпинговые и компенсационные пошлины). Наиболее распространённые в этом ряду методы:

1) Квоты. Среди квот различают:

Импортные квоты – это количественное ограничение объёма (в стоимостном или физическом выражении) иностранной продукции, которое разрешено ввозить в данную страну. Импортные квоты гарантируют определённую долю отечественным производителям на внутреннем рынке. Квота не всегда является способом ограничений. Она используется: во-первых, как способ контроля за торговлей, если устанавливается выше, чем возможный импорт; во-вторых, как способ воздействия при ведении переговоров по сбыту экспортной продукции.

Экспортные квоты – это доля продукции, которую отечественный производитель может вывозить на внешний рынок. Использование экспортных квот связано: во-первых, с ограничением вывоза товаров с целью обеспечить их нужное количество у себя в стране; во-вторых, с целью повышения цен на экспорт на особо монопольные товары. Такого рода квоты используются довольно редко.

Эмбарго – это специфический вид квотирования, который полностью запрещает торговлю. Эмбарго применимо как к экспорту, так и к импорту. Эмбарго, как правило, используется в политических целях.

Соглашения о добровольном ограничении экспорта – это разновидность квот. Устанавливаются такие соглашения на продукцию тех отраслей, которые находятся в кризисном состоянии. Как правило, соглашения о добровольном ограничении экспорта подписываются под давлением импортёров. Например, к началу 90-х годов около 10% импорта промышленно развитых стран охватывалось соглашениями о «добровольном» ограничении экспорта156.

Тарифные квоты. В пределах установленных квот товары импортируются без взимания таможенных пошлин. Импорт, превышающий лимит, облагается высокими пошлинами. Например, США, таким образом регулирует импорт молока, рыбы, картофеля, некоторых видов мотоциклов и т.д. Тарифные квоты применяются как к импорту, так и к экспорту и используются чаще всего в политических целях.

2) Лицензии – это разрешения, которые предоставляются государственными властями на импорт или на экспорт. Лицензии используют с целью упорядочения торговли в условиях повышения квот. Различают разные виды лицензий:

Генеральная лицензия – это право, предоставляемое отдельному лицу, предприятию, государству и т.д. ввозить товары в течение длительного времени либо без ограничений, либо только из указанных стран.

Индивидуальная лицензия – предоставление права какой-либо фирме ввозить товар в определённом объёме, на определённый срок и вид товара.

Автоматическое лицензирование – это предоставление лицензии, при которой государство постоянно контролирует ввоз товара и в праве в любой момент ограничить импорт. В условиях, когда спрос на внутреннем рынке выше, чем объём по лицензиям, это ведёт к увеличению цен. Квота становится аналогичной тарифному ограничению.

3) Импортные депозиты – это взносы определённой суммы на специальный счёт в какой-либо пропорции к стоимости импорта (эти суммы подлежат возврату без процента). Вместе с тем, импортные депозиты ограничивают импорт, так как импортёры имеют дополнительные затраты, когда берут кредиты для депозитов.

4) Антидемпинговые барьеры. Демпинг – это монопольная дискриминация в ценах, когда экспортёр продаёт свой товар по цене ниже внутренней рыночной цены. В таких случаях импортирующее государство устанавливает тариф в размере демпинговых ножниц цен. Несмотря на это, сторонники либеральной рыночной экономики поощряют демпинг, так как это выгодно потребителям.

II. Технические барьеры. К ним относятся технические и санитарные стандарты и нормы, таможенные формальности, требования к упаковке, маркировке и т.д. Сюда также относят дополнительные платежи: административные, таможенные, гербовые, статистические, пограничные сборы и т.д.

III. Различные меры, которые не направлены на ограничения внешней торговли, но имеющие иногда тот же результат (премии, субсидии, кредиты, особый льготный режим для предприятий, испытывающих временные трудности и др.). Различают:

1) Экспортные субсидии – это пособия, предоставляемые государством предприятиям-экспортёрам с целью стимулирования экспорта и повышения конкурентоспособности национальных товаропроизводителей на зарубежных рынках. Различают следующие основные виды экспортных субсидий:

Прямые субсидии, которые непосредственно выплачиваются государством экспортёру. Это могут быть: определённая сумма, компенсирующая разницу между внутренней и мировой ценами, если последняя ниже; финансирование некоторых видов затрат на исследование внешних рынков, рекламу, транспорт и др.

Косвенные субсидии – предоставление различных льгот с целью снижения затрат экспортёров или получения ими дополнительных доходов в иных сферах. К косвенным субсидиям можно отнести налоговые льготы, государственное кредитование на льготных условиях.

2) Валютные ограничения – установление определённых способов использования валюты (получение разрешения на товарные сделки в валюте, обязательная продажа части валютной выручки государству за национальную валюту и др.).