logo search
МЭ-2012

3.1.Понятие международной конкурентоспособности

Конкурентоспособность — одна из сложных экономических категорий, которую необходимо рассматривать на нескольких уровнях:

конкурентоспособность товара;

конкурентоспособность товаропроизводителя (корпорации или фирмы);

отраслевая конкурентоспособность;

конкурентоспособность стран.

Между всеми этими уровнями конкурентоспособности существует определенная зависимость, которая заключается в том, что страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге определяются способностью конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар. Под конкурентоспособностью товара понимается комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик товара, определяющих его успех, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Конкурентоспособность товара можно определить только в сравнении с товарами-аналогами.

Товарная конкурентоспособность находится в прямой зависимости от таких факторов, как издержки производства, производительность и интенсивность труда и т. д., которые непосредственно влияют на цену и качество изделий.

Развитие международного разделения труда привело к определенной специализации стран на мировой арене в зависимости от степени конкурентоспособности той или иной отрасли. В частности, в США наиболее конкурентоспособными отраслями являются авиационная и аэрокосмическая, уникальное машиностроение, автомобилестроение, производство суперкомпьютеров и разработка программного обеспечения. Синтетическим показателем, который объединяет конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризует положение страны на мировом рынке, является показатель конкурентоспособности стран.

В самом общем виде страновую конкурентоспособность можно определить как способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, соответствующие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны по сравнению с другими странами.

Общепринятого определения страновой конкурентоспособности нет. В Докладе о глобальной конкуренции Всемирного экономического форума «конкурентоспособность экономики определяется ее возможностью достигать высоких темпов роста на устойчивой основе». В США в официальном Докладе по вопросам конкурентоспособности Генерального ревизионного управления конкурентоспособность «на национальном уровне предполагает возможность нации достигать предельных уровней производительности, позволяющих поддерживать растущие стандарты жизни в комплексном мировом хозяйстве». Эксперты Международного института развития менеджмента определяют конкурентоспособность как «способность страны в условиях честных и свободных рыночных отношений производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям международных рынков, в то же время, поддерживая и повышая реальные доходы своих граждан в долгосрочной перспективе».

Для анализа проблем международной конкурентоспособности применяют два подхода. Первый из них, основанный на теории сравнительных преимуществ Д. Рикардо, предполагает, что торговля между странами приводит к увеличению доходов каждой из них. Второй подход, выдвинутый в 1992 г. американским экономистом Л. Туроу, основывается на утверждении, что в современной мировой экономике существует острая конкуренция, и экономический успех одной страны оборачивается потерями для другой, что неизбежно приводит к экономическим войнам.

Спорным является также и вопрос о роли государства в обеспечении национальной конкурентоспособности, однако бесспорно, что усиление роли государства в регулировании экономических процессов является заметной тенденцией в экономике как развитых, так и развивающихся стран. Так, в США в 1988 г. был принят Федеральный закон «О конкурентоспособности и торговле». После принятия этого закона в США был создан ряд структур по различным проблемам конкурентоспособности, свыше 100 представительств в 70 странах, разработаны долгосрочные (до 2015 г.) стратегии и программы обеспечения национальной конкурентоспособности. На протяжении всего XX в. многие ученые внесли свой вклад в изучение понятия конкурентоспособности. И. Шумпетер особо отмечал роль предпринимательства как двигателя экономического развития (позднее П. Друкер применил ту же теорию к менеджменту).

Таким образом, современное понимание конкурентоспособности напрямую связано с развитием мировой экономики и международных рынков в условиях углубления процессов глобализации. Учитывая растущую взаимозависимость стран в современной мировой экономике различают конкурентоспособность страны на мировом рынке, конкурентоспособность страны на внутреннем и национальном рынках, конкурентоспособность страны на микроуровне (на уровне предприятий и фирм).