logo search
Лубягина Л

9.3. Россия в международном движении капитала

В условиях советской экономической системы наша страна была главным экспортёром капиталовложений в рамках стран социалистического лагеря и в пределах развивающихся стран. В условиях перехода к рынку Россия существенно меняет свой статус и в такой форме международных отношений как миграция капитала.

Во-первых, согласно докладу ЮНКТАД 2006 г. доля России в экспорте ПИИ возросла с 0,2% в конце 90-х гг. ХХ века до 1,7% по итогам 2005 г., поднявшись по этому международному показателю на 15 место в мире199.

Во-вторых, Россия перестала быть мощным официальным экспортёром капитала, но превратилась в источник обогащения западных стран.

В-третьих, на фоне резкого уменьшения внутреннего инвестирования, приток ПИИ не значителен, т.е. не компенсирует недостаток внутренних инвестиций. В то же время, существенно возросли объёмы импорта ссудного капитала.

Если рассматривать современное положение России в международном движении капитала, то можно выделить ряд важных особенностей, которые в то же время можно охарактеризовать как проблемы.

I. Импорт капитала (или привлечение иностранного капитала в страну).

• Несмотря на положительную динамику иностранных инвестиций в Россию, их величина не значительна. По различным оценкам накопленные иностранные инвестиции в России на 2000 г. Составляют от 30 до 43 млрд. долл. В то же время по разным оценкам для динамичного роста России требуется 30-40 млрд. в год. Если в конце ХХ века доля прямых инвестиций в общей структуре составляла около 50%, портфельных – приблизительно 1%200, то в 2007 г. накопленный объём иностранных инвестиций в России составил 178,5 млрд. долл. 201, а его структура выглядела следующим образом: прямые – 23%, портфельные – 3,5%, торговые и прочие кредиты – 73,5%202. Такая структура явно свидетельствует о нарастании капиталозависимости нашей страны от иностранного капитала и о нарастании консолидированного внешнего долга.

• Отраслевая и региональная направленность. Региональная направленность иностранного инвестирования в основном определяется отраслевой направленностью. Главным объектом приложения иностранного инвестирования остаётся Москва и Московская область. Этот объект многоотраслевой – иностранные инвестиции вкладываются в основном в банковский, страховой, телекоммуникационный бизнес, в наименьшей степени, продовольственный, машиностроительный и др. Объём иностранных инвестиций в экономику Москвы в январе-сентябре 2001 г. составил 3,94 млрд. долл., или 40,5% общей суммы иностранных вложений в экономику России за этот период203.

Многоотраслевым объектом приложения иностранного капитала в России также является Северо-западный регион и Санкт-Петербург. Однако наиболее привлекательными и важнейшими объектами иностранного инвестирования в России являются отрасли топливно-энергетического комплекса. Особое место в структуре наиболее привлекательных объектов занимают Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Омская область (за 9 месяцев 2001 г. сюда вложено 5,6% всех иностранных инвестиций, поступивших за это время в Россию204), Иркутская область (горнодобывающая промышленность, химическая, лесная), Дальневосточный регион.

Промышленно-отраслевой комплекс Приволжского района так же является сферой приложения иностранного капитала. Сюда относятся Самарская, Нижегородская области, Республика Татарстан. По уровню инвестиционной привлекательности, по многочисленным данным, Самарская область занимает третье место, Нижегородская – четвёртое, Республика Татарстан – пятое место.

• Основные направления иностранных инвестиций по видам деятельности сложились следующим образом (данные за 2007 г.): обрабатывающие отрасли – 30,2% от общего объёма, технические предметы личного пользования – 26,4%, добыча полезных ископаемых – 18,7%, недвижимое имущество – 9,3%, транспорт и связь – 7,3%, финансовая деятельность – 4,1%, строительство – 1,6%, все остальные сферы привлекают меньше чем по одному проценту205.

• Основными инвесторами в российскую экономику стали в 2007 г.: Кипр – 22,%%, Нидерланды – 17,7%, Великобритания – 13,3%, Люксембург – 13,2%, Германия – 5,3%, США – 3,9%, Ирландия – 3,2%, – Франция – 2,7%206. В 90-е гг. ХХ столетия лидерами были: США (20,2%), Германия (18,9%), Кипр (15,6%), Франция (10,9%), Великобритания (7,4%)207.

На привлечение иностранных инвестиций в Россию существуют две противоположных точки зрения:

Во-первых, необходимо создавать благоприятный климат для привлечения иностранного капитала, так как именно он является важнейшим (или единственным) фактором экономического роста в России.

Во-вторых, необходимо ограничение ввоза иностранного капитала, так как это фактор угрозы экономической и национальной безопасности России. Упор, при этом, необходимо делать на внутренние источники и резервы. Примерами такой позиции служат СССР, Япония, страны социализма.

II. Экспорт капитала из России. Экспорт капитала – перемещение капитала одной страны в другую (вывоз капитала). В России экспорт капитала принял (в условиях рыночных реформ) главную форму «утечки капитала», то есть такой формы капитала, при которой наблюдается невосполнимое изъятие капиталов из страны, наносящее прямой ущерб её экономике. Такая «утечка» принимает различные формы, главные из которых:

• Перевод капиталов через оффшорные зоны (путь легальный, но используется для ухода от налогов и даже осуществления криминальных сделок).

• Невозвращение в страну экспортной валютной выручки (при этом используются меры за пределами правовых норм).

• Заключение мнимых внешнеторговых сделок с различными зарубежными фирмами, зачастую, с несуществующими. Наиболее распространёнными мерами являются: изменение контрактных цен в сторону повышения (разница между реальными ценами и записанными в контракте остаётся за границей, распределяется между собственниками и подставными лицами или присваивается себе, так как подставные лица – те же хозяева).

• Прямое хищение и нелегальный вывоз наличными.

• Банковские сделки, связанные с отмыванием денег в России (часто тех же российских резидентов через подставных нерезидентов).

Объёмы «утекающих» капиталов статистически невозможно определить. По разным оценкам за годы рыночных реформ «утекающий» капитал составил 300-600 млрд. долл., не считая оценки «утечки мозгов». В.В.Путин в официальных выступлениях называл цифру 200-300 млрд. долл.

Среди основных причин «утечки капитала» из страны можно выделить следующие:

1. Криминальная жажда наживы, которая реализуется в условиях нестабильности социально-экономической ситуации в России.

2. Стремление сохранить и приумножить свои капиталы.

3. Увеличение капиталов при помощи ухода от налогов.

4. Желание легализовать капиталы, которые нажиты нелегально.

5. Недоверие к национальной валюте.

Социально-экономические последствия «утечки» (бегства) капиталов из России:

1. Инвестиционный климат в России остаётся не самым благоприятным (особенно в кризисный период) и это несмотря на снижение ставки рефинансирования до 7,75 % с 1 июня 2010 г.

2. Невозможность собирать налоги в должном объёме, что сохраняет состояние государственного бюджета как неблагополучное для роста инвестирования в экономику страны.

3. Вывезенные капиталы «не работают» в стране, а значит, отрицательно сказываются на объёмах ВВП, состоянии рынка труда, социальной ситуации.

4. Рост коррумпированности чиновников, которые создают условия для незаконных сделок по вывозу капитала.

III. Нарастание импорта капитала в ссудной форме обостряет проблему внешней задолженности России. После распада СССР, который накопил внешнюю задолженность в основном за годы «перестройки» в 1986-1991 гг., участниками договора СНГ была принята консолидированная (в долях) ответственность за долги бывшего СССР – Россия (61,3%), Украина (16,3%), Белоруссия (4,1%), Казахстан (3,9%), Узбекистан (3,3%), Грузия (1,6%) и т.д.208. В апреле 1993 г. Россия стала единственным должником, взяв на себя эту ответственность, при этом, ни одна из вышеперечисленных стран не расплачивалась по своим долгам. Запад такое положение вполне устраивало, так как с единственного должника «спрашивать» легче.

Несмотря на так называемую реструктуризацию государственного внешнего долга России, в конце 90-х гг. он составлял приблизительно 150 млрд. долл. Удалось его существенно снизить лишь к 2008 г. до 46,7 млрд. долл. В то же время совокупный внешний долг вырос до 459,6 млрд. долл. и продолжает расти209.