logo search
ВСЕ ОТВЕТЫ

23/ Нетарифные методы регулирования внешней торговли

Нетарифные методы – совокупность экономических (кроме таможенного тарифа), административных и технических мер, оказывающих регулирующее воздействие на внешнюю торговлю. При этом экономические меры включают контроль таможенной стоимости, валютный контроль, финансовые меры (связанные с субсидиями, санкциями), а также защитные меры, к которым относятся особые виды пошлин (антидемпинговые, компенсационные, специальные) и дополнительные таможенные обложения (акцизы, НДС, другие налоги). Административные меры включают запрет (эмбарго) в открытом и скрытом виде, лицензирование (автоматическое и неавтоматическое), квотирование и экспортный контроль.

Паратарифные методы

Виды платежей (помимо таможенных пошлин), которые взимаются с иностранных товаров при их ввозе на территорию данной страны (таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы). Наиболее часто используемые – НДС и акцизы.

Меры контроля за ценами

Меры борьбы с искусственным занижением цен на импортируемые в данную страну товары (антидемпинговые меры) и меры, направленные против экспортных субсидий, предоставляемых правительствами иностранных государств отечественным фирмам-экспортерам, что также искусственно повышает их международную конкурентоспособность (компенсационные меры).

Скользящие импортные сборы

Направлены на то, чтобы довести внутреннюю цену товара до определенного уровня.

Финансовые меры

Связаны с использованием особых правил совершения валютных операций в ходе внешнеторгового обмена (например, введение обязательной продажи части валютной выручки, полученной от внешнеторговых операций).

Меры количественного контроля (квотирования)

Связаны с установлением странами соответствующих количественных ограничений на ввоз и вывоз конкретных товаров.

Автоматическое лицензирование

Суть этой меры состоит в том, что для ввоза или вывоза определенных товаров в стране требуется получение соответствующего документа (лицензии). С введением лицензирования осуществляется мониторинг за торговлей данными товарами.

Монополистические меры

В различные периоды отдельные государства усиливают свою монополию на торговлю отдельными товарами вообще или только на внешнюю торговлю ими. Мотивируется соображениями поддержания общественной морали, здоровья и нравственности (алкоголь, табак), обеспечения стабильного снабжения населения лекарством (фармацевтика), продовольственной безопасности (зерно), санитарно-ветеринарными соображениями (продовольствие).

Технические барьеры

Осуществление контроля импортных товаров с точки зрения их соответствия национальным стандартам безопасности и качества.

Эмба́рго— наложение ареста, запрещение

Целью эмбарго может являться желание нанести другому государству материальный ущерб.